Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: “Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его” (Йешаягу 57, 19)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
Один из духовных лидеров еврейских общин США. Родился в местечке возле г. Ковно (Каунаса).

Раби Элиэзер Сильвер (5642-5728 /1882-1968/ гг.) — один из духовных лидеров еврейских общин США.

Родился в местечке возле г. Ковно (Каунаса).

В юности прославился как илуй (вундеркинд).

Учился в Двинске (Даугавпилсе) у р. Меира-Симхи Акоэна (Ор Cамеах) и р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева), а позднее — у раввина Бриска (Брест-Литовска) р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер) и раввина Вильно (Вильнюса) р. Хаима-Озера Гродженского.

Эмигрировал в США, где возглавил общину г. Гаррисберга, штат Пенсильвания. В последующие годы он стал раввином г. Спрингфилда, расположенного в штате Массачусетс, в Новой Англии, а затем возглавил крупную общину г. Цинциннати, в штате Огайо, на севере США.

В 5683 /1923/ году р. Сильвер был избран на пост наси (председателя) Объединенного комитета ортодоксальных раввинов США и Канады (The Union of Orthodox Rabbis of the United States and Canada). В том же году, выполняя поручение своего наставника р. Хаима-Озера Гродженского, ставшего руководителем всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), р. Сильвер основал и возглавил американское отделение этой организации.

В 5700 /1939/ году, с началом второй мировой войны, р. Сильвер организовал Ваад аацала (Комитет спасения), призванный вызволить из пылающей Европы знатоков Торы — и в первую очередь, преподавателей и учащихся более, чем тридцати прославленных ешив, нашедших временное убежище в Вильно.

«Народ Израиля находится на пороге Катастрофы, — предостерегал р. Сильвер, выступая на одном из первых заседаний Комитета в месяце кислев 5700 /1940/ года. — …Мы должны отыскать пути спасения сокровищ Торы: …наших наставников, гаонов и студентов ешив. …Ведь именно оттуда, из Польши и Литвы, изливался на нас свет Торы, там был источник духовного влияния» (Бесетер раам с.60-61).

Сначала руководители Ваада попытались получить въездные визы в США для всех знатоков Торы, бежавших от нацистов и коммунистов. Но все предпринятые ими усилия натолкнулись на упорное противодействие Джойнта и других светских еврейских организаций, которые опасались, что прибытие в Америку нескольких десятков прославленных ешив «будет иметь непредсказуемые политические, социальные и другие последствия». Иными словами, представители ассимилированного еврейства США не желали резкого изменения духовного климата в «Новом Свете» (там же с.183).

Тогда Ваад аацала попытался получить сертификаты, предоставляющих право легальной алии на Землю Израиля. Но и в данном случае светские сионистские организации не были заинтересованы в резком увеличении в подмандатной Палестине числа евреев, соблюдающих законы Торы. В дальнейшем руководители Ваада ухватились за новый проект, связанный с получением фиктивных виз на остров Кюрасао, принадлежащий Голландии, — ведь и эти визы давали призрачную надежду вырваться из Литвы, включенной тем временем в состав сталинского Советского Союза. Ваад оплатил львиную долю расходов, связанных с оформлением документов в голландском консульстве, получением японских транзитных виз, проездом через СССР по транссибирской магистрали и путешествием на корабле до Японии. Зимой 5701 /1941/ года руководителям Ваада удалось добиться для еврейских беженцев, временно находившихся в Японии, права на въезд в китайский город Шанхай (там же с.184).

Сотрудники Ваада осознавали, что от их деятельности зависит не только спасение знатоков Торы, но и будущее всего еврейского народа. Они действовали с полной самоотдачей и стремительно, как в момент смертельной опасности, — в соответствии с раввинским постановлением, прямо в шабат посылались некоторые срочные телеграммы и совершались неотложные поездки по делам Ваада (там же с.183).

Осенью 5704 /1943/ года, за несколько дней до Йом Кипура, р. Сильвер организовал в Вашингтоне марш к зданию Конгресса, в котором приняло участие более трехсот ведущих раввинов США. Целью этой манифестации было привлечь внимание американского правительства и общественности к трагедии евреев Европы. Участники марша встретились с несколькими влиятельными конгрессменами, однако у президента Рузвельта «не нашлось времени», чтобы принять их, — американские власти не желали, чтобы их участие в войне было истолковано как помощь евреям (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.156).

«Мы дошли до главы Ахарей Мот (“После смерти” — название недельной главы Торы), — сказал р. Сильвер на одном из последних военных заседаний Ваада. — Мир Торы разрушен, нам следует мобилизоваться и отстроить его заново» (Бесетер раам с.503).

Летом 5706 /1946/ года он отправился в послевоенную Европу.

В сопровождении своего сына, р. Давида Сильвера, раввина г. Гаррисберга, он посетил лагеря для уцелевших нацистских узников в Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Чехии и Польше. В польских городах Кракове и Лодзи он давал уроки Торы для спасшихся студентов ешив. Вместе с р. Йекутиэлем-Йеудой Халберштамом (Адмор из Клаузенбурга), бывшим узником Аушвица (Освенцима), р. Сильвер разработал широкую программу помощи выжившим в Катастрофе. Средства на осуществление этой программы — сотни тысяч долларов — предоставил специальный фонд при Вааде, созданный р. Сильвером (там же с.504).

По всему пути р. Сильвер занимался вызволением еврейских детей, спрятанных в годы войны в христианских монастырях и семьях. Он передвигался в форме американского офицера высокого ранга, что в значительной степени облегчало его задачу. Однажды к нему обратился бывший узник Аушвица, который знал, что двое его детей находятся в католическом монастыре, — однако служители монастыря, заинтересованные в том, чтобы дети остались христианами, препятствовали их встрече. Пользуясь магической силой своей офицерской формы, р. Сильвер беспрепятственно проник в трапезную монастыря. Став посередине огромной залы, он напевно прочитал: «Шма, Исраэль! Ашем Элокейну, Ашем эхад!». Двое детей вскочили со своих мест — с первых лет жизни они привыкли произносить эти слова перед сном. Р. Сильвер отвел детей к отцу, заключившему их в объятья (The best of Olomeinu, series two, p.92-93).

События военного и послевоенного периода своей жизни р. Сильвер описал в книге Хурбан ун ретунг. Толдот Ваад аAцала беАмерика («Разрушение и избавление. История Комитета спасения в США»), изданной им в Нью-Йорке 5717 /1957/ году.

Его толкования Торы опубликованы в книге Анфей Эрец («Ветви земли»).

В 5710 — 5720 /1950-1960/ годы р. Сильвер был общепризнанным духовным лидером евреев Америки.

Когда дело касалось отстаивания принципов Торы, он отличался исключительной бескомпромиссностью и настойчивостью, но, вместе с тем, он действовал с изумительной деликатностью — улыбка редко покидала его лицо. Многие общины приглашали его в качестве арбитра при различных конфликтах, и его решения, как правило, беспрекословно принимались всеми вовлеченными в конфликт сторонами (Энциклопедия левейт Исраэль, т.16).

Р. Элиэзер Сильвер умер пятого швата 5728 /1968/ года.

Подробное описание его деятельности содержится в книге: Aharon Rakeffet-Rothkoff, The Silver Era in American Jewish Orhtodoxy, Jerusalem 1981 («Эра Сильвера в истории американского ортодоксального еврейства»).


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.