Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Опасность, риск для жизни — пикуах нефеш — и спасение жизни в иудаизме

Весь окружающий нас материальный мир сотворен Всевышним ради человека, а человек — ради того, чтобы, пользуясь благами этого мира, служить Творцу с полной отдачей и рвением, согласно предписаниям, сообщенных ему через святые буквы Торы. Обязан ли человек исполнить тот, или иной закон Торы, если для этого должен будет погибнуть? Каковы обязанности каждого из нас по отношению к человеку, жизни которого угрожает опасность? Каковы правила безопасности, которые нас обязывает закон исполнять, чтобы сохранить вверенный нам Свыше ценнейший клад — нашу жизнь? Об этих и некоторых других вопросах, связанных с жизнью и смертью в данной статье.

Оглавление

Пикуах нефеш — опасность для жизни ↓

Общие сведения ↓

Обязанность обеспечить личную безопасность и обезопасить других ↓

Пикуах нефеш в субботу ↓

Законы субботы ↓

Заболевания, травмы и симптомы, при которых человек считается опасно больным ↓

Роженица ↓

Действия, напрямую не направленные на спасение жизни ↓

Минимизировать нарушения субботы ↓

Транспортировка опасно больного в больницу ↓

Пользование телефоном для нужд опасно больного ↓

Тем, кто участвует в спасении жизни людей в субботу ↓

Дополнительные законы субботы, связанные с опасностью ↓

Йом Кипур и праздники ↓

Некошерная еда и питье ↓

Посещение Храмовой горы ↓

Вопросы, связанные с опасностью для жизни ↓

Врач ↓

Пикуах нефеш — опасность для жизни [↑]

Общие сведения [↑]

Жизнь дана человеку, чтобы он мог освящать Имя Творца, как сказано: «И буду освящен Я в среде еврейского народа» (Ваикра 22:32). Как иначе это можно сделать, если ни исполнением Его воли?! Поэтому в одноразовом порядке закон отодвигается с тем, чтобы человек продолжал жить и исполнять заповеди, как сказано (Ваикра 18:5): «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них». Из этого стиха мудрецы выводят глобальное правило: «Жить в них, но не умирать в них» («Йома», 85б). Т.е. в случае, когда жизни человека угрожает опасность, ради спасения разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой («Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 157:1). При этом само «нарушение закона» во имя спасения человека является исполнением воли Творца («Ор а-Хаим», Шмот 31:13).

Ради освящения Имени Творца, однако, человек обязан жертвовать всем, в том числе и своей жизнью: умереть, но не совершить нарушение. О каких нарушениях идет речь? Измена своей вере в присутствии десяти евреев; нарушение любого закона или обычая еврейского народа во время массовых репрессий за соблюдение Торы; служение идолам; запрещенная половая связь; убийство. Если еврей совершает одно из перечисленных нарушений, он оскверняет Имя Всевышнего, нарушая запрет «И да не оскверните вы Имени Моего святого» (Ваикра, 22:32).

Практически во всех законах, как связанных с запретами, которые запрещено нарушать в случае угрозы для жизни, так и тех, которые связаны с такими запретами, когда человек обязан совершить нарушение, чтобы продолжать жить и служить Творцу, существует великое множество частностей. В рамках данной статьи мы сможем лишь поверхностно коснуться некоторых из них в надежде на то, что в случае практической необходимости, опираясь на сказанное, каждый сможет выяснить закон у раввина в своей конкретной ситуации.

Приведем по одному примеру частных законов, связанных с запретами идолопоклонства, убийства и разврата. Культовое служение в разные эпохи часто сопровождалось винными возлияниями. Такое вино, как, впрочем, и вся атрибутика, используемая для культового служения, не заповедованного Торой, запрещена в любое использование и из подобных предметов строго запрещено извлекать любую выгоду и наслаждение. Запрет этот записан в Торе (Шмот 34:15 и Дварим 32:38) и он имеет название «яйн нэсах» — «вино возлияний (мнимым божествам)». По мнению Рамбана, даже в случае, когда жизни человека угрожает опасность, запрещено выпить «яйн нэсах», хотя любые запрещенные продукты, как, например, свинину, человек не только имеет право употребить, но даже обязан это сделать, чтобы спасти свою жизнь. (В отношении строгости закона о питье «яйн нэсах» в случае опасности для жизни среди законоучителей существует и другая точка зрения, отличная от мнения Рамбана).

Один из частных законов, связанных с запретом кровосмешения — это законы уединения представителей противоположных полов, интимная связь между которыми запрещена («Ихуд»). В случае опасности для жизни запрет уединения отменяется (хотя он не отменяется из-за материального ущерба, насмешек, неприязни или вражды).

Позорить другого человека прилюдно строго запрещено Торой. Мудрецы говорят, что в определенной мере нарушение этого закона приравнивается к убийству. Вместе с этим по закону человек, перед которым стоит выбор: погибнуть или прилюдно опозорить ближнего, по мнению большинства законоучителей, не обязан идти на смерть.

Обязанность обеспечить личную безопасность и обезопасить других [↑]

Жизнь человека является величайшей ценностью, и ему заповедано заботиться о ее сохранности и сохранности жизни его ближних. По воле Творца люди подвержены законам природы и хотя Он в частном порядке вершит чудеса, тем ни менее, запрещено изначально полагаться на чудо. Тора запрещает людям попадать в места и ситуации, в которых может возникнуть опасность для жизни. Сказали мудрецы: «Для того, кто полагается на чудо, не совершают чудо» (Торат Коаним, Эмор, п.8).

Тора предписывающими и запрещающими заповедями обязывает человека устранить из своего владения любой предмет, который может быть опасен для жизни, а также создать все условия, обеспечивающие безопасность людей, находящихся в его владении. Крыша, на которую иногда поднимаются люди, должна быть снабжена забором, не позволяющим упасть тому, кто на ней находится, как сказано: «Когда построишь новый дом, установи на крыше его ограду, дабы не допустить пролития крови в доме своем, чтобы никто не упал (с крыши и не разбился)» (Дварим 22:8). Ямы и колодцы должны быть огорожены или закрыты, все лестницы должны быть исправны, яды и оружие должны находиться под строгим контролем. Тот, кто не соблюдает перечисленных и подобных им предписаний, совершает нарушение Торы «чтобы не навести тебе крови на дом твой» (Дварим 22:8).

Пикуах нефеш в субботу [↑]

Законы субботы [↑]

Соблюдение субботы является одной из важнейших заповедей Торы и в тех случаях, когда ради спасения жизни отодвигаются запреты субботы, отодвигаются и другие запреты Торы и мудрецов. Поэтому изучив подробно правила поведения человека в субботу в случае возникновения опасности для жизни, мы сможем применить их ко многим другим сферам иудаизма.

Спасение жизни ближнего является величайшей заповедью. Тот, кто торопится это делать, достоин хвалы и почета. Даже при сомнении, есть ли опасность для жизни другого человека, запрещено терять время на раздумья и расспросы, а необходимо срочно броситься на помощь, даже если для этого придется совершить запрещенные в субботу действия («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 328:2; «Мишна Брура», там же, п.6).

Если время терпит и состояние человека, находящегося в опасности не должно ухудшиться, необходимо выяснить у специалиста, существует ли в действительности угроза для жизни, после чего спросить у раввина, как правильно поступить в данной ситуации. В случае, когда время не позволяет или нет возможности проконсультироваться с раввином и со специалистом, человек обязан самостоятельно принять решение и предпринять все необходимые действия, которые, по его мнению, необходимы для спасения ближнего.

Даже если доподлинно известно, что больного не удастся спасти, а можно будет только немного продлить ему жизнь или немного облегчить его страдания и боль, разрешено нарушать субботу («Шулхан Арух», там же, 329:4). Это верно, даже если вероятность спасения или продления жизни ничтожна.

Действия по спасению жизни, нетерпящие промедления, должны совершать взрослые евреи самостоятельно, не прибегая к помощи нееврея или ребенка. Более того: если есть такая возможность, нужно, чтобы это делали известные знатоки Торы — чтобы показать всем, что опасность для жизни, без всякого сомнения, отодвигает законы субботы («Турэй Заав», там же, 328:5).

Если больной не хочет, чтобы для спасения его жизни совершали действия, запрещенные в субботу, его следует уговорить, а если уговоры не возымеют результата, его спасают против его воли («Мишна Брура», там же, п.6).

Чтобы было разрешено нарушать субботу для спасения жизни больного, полагаясь на мнение человека, который не является специалистом в вопросах медицины, необходимо, чтобы этот человек осознавал важность соблюдения законов субботы. На диагноз профессионального медика в отношении нарушении субботы для спасения опасно больного разрешено положиться, даже если его дал нееврей или еврей, не соблюдающий законы Торы. Если специалист считает, что жизни больного не грозит опасность, а сам больной считает, что грозит, предпринимают действия по его спасению. Таков же закон если один врач считает, что состояние больного не опасно, а другой врач примерно того же уровня компетентности считает, что есть опасность. В этом случае следует срочно принять меры по спасению жизни, учитывая мнение второго врача, даже если для этого придется прибегнуть к действиям, запрещенным в субботу. Если мнения двух врачей разошлись и один из них является специалистом более высокого класса по сравнению с первым, следуют его точке зрения («Шулхан Арух», там же, п.10; «Мишна Брура», п.27-30).

Даже такие болезни, от которых подавляющее большинство излечивается и только незначительной процент умирает, считаются болезнями, представляющими угрозу для жизни. Болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к летальному исходу, считается опасной. Это верно также и в том случае, когда для ее лечения существуют эффективные средства, и поэтому она не вызывает у людей страха за свою жизнь. Поэтому такие заболевания, как, например, воспаление легких или ангина, считаются опасными для жизни («Хут Шани», ч.4, стр.173; «Орхот Шабат», гл.20, прим.22).

Заболевания, травмы и симптомы, при которых человек считается опасно больным [↑]

После изложения общих принципов представляется правильным причислить некоторые болезни, увечья и симптомы, при которых человек автоматически получает статус опасно больного, и для его спасения разрешено совершать запрещенные в субботу действия. Причем во всех этих случаях нет нужды дополнительно выяснять мнение врачей или больного. Если доподлинно известно, что в срочном медицинском вмешательстве нет необходимости и небольшая задержка начала лечения не скажется негативно на состоянии больного, запрещено нарушать субботу для его лечения («Шулхан Арух», там же, п.4; «Мишна Брура», там же, п.8).

Если есть вероятность, что, если срочно не будут приняты необходимые меры, человек может навсегда стать умалишенным, разрешено предпринимать любые необходимые действия, запрещенные в субботу («Шэвет а-Леви», ч.4, п.34).

При повреждении одного из внутренних органов, включая зубы и полость рта, полученном в результате удара или нарыва, а также, когда человек ощущает сильную боль в одном из внутренних органов, которая, возможно, вызвана ударом или нарывом, нарушают субботу («Шулхан Арух», там же, п.3).

Повышенная температура, либо температура несколько выше нормальной, если она сопровождается дрожью, в случае, когда не известна причина повышения температуры, может являться симптомом опасности. Если причина повышения температуры известна, то каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально: иногда даже при сорокоградусной температуре нет опасности для жизни, а иногда (например, при менингите) даже незначительное повышение температуры может быть опасно. У маленьких детей и престарелых людей даже не особо высокая температура может являться симптомом опасной болезни, если она вызвана повреждением внутренних органов.

В случае, когда в субботу возникает необходимость измерить температуру, следует пользоваться ртутным градусником. Если нет возможности померить температуру ртутным градусником, когда существует вероятность опасности для жизни, разрешено пользоваться любым другим.

Сахарный диабет на определенной стадии может представлять угрозу для жизни. Поэтому человеку, болезнь которого достигла такой стадии, разрешено в субботу делать проверки на содержание сахара в крови, уколы инсулина и другие необходимые процедуры.

Острая форма конъюнктивита (воспаления глаз), сопровождающаяся обильным выделением слез, гнойными или, тем более, кровяными выделениями, иногда может представлять опасность («Шулхан Арух», там же, п.9; «Мишна Брура», там же, п.23).

При открытом переломе, при переломе длинных костей, когда есть вероятность их смещения, при переломе черепа, ключицы, ребра, грудной клетки или позвоночника может возникнуть угроза для жизни. Остальные виды переломов, как правило, не представляют опасности для жизни («Шулхан Арух», там же, п.47; «Мишна Брура», там же, п.145; «Шэвет а-Леви», ч.1, п.121, ч.6, п.25 и ч.9, п.74; «Шмират Шабат кэ-Илхата», 32:11).

Обильное кровотечение во время беременности, на каком бы сроке беременности женщина ни находилась, может служить индикатором опасности, и следует срочно вызвать врача или поехать в больницу. При незначительных кровяных выделениях, когда они не являются индикатором опасности, не вызывают врача и не едут в больницу, если это сопряжено с нарушением субботы (по мнению врачей, в этом случае женщине необходим полный покой!)

В приведенных ниже случаях так же следует срочно оказать помощь, даже если для этого потребуется совершить действия, запрещенные в субботу («Шулхан Арух», там же; «Хут Шани», ч.4, гл.89; «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.34):

  • внутреннее кровоизлияние;
  • венозное или артериальное кровотечение, которое невозможно остановить;
  • сильные удары; глубокие раны или порезы, нанесенные острым или тяжелым предметом;
  • рана, которая может привести к заражению крови, если ее срочно не обработать;
  • рана на внешней стороне ладони и ступни, не включая пальцы (т.е. в месте сосредоточения вен), в случае вероятности повреждения кровеносных сосудов;
  • рана, которая вызывает воспаление лимфатических узлов (за ухом, под мышкой или на шее);
  • тепловой или солнечный удар;
  • ожоги, полученные от солнца, огня, раскаленного предмета, кипятка или химикатов;
  • отравление, вызванное химикатами, медикаментами, ядовитыми растениями;
  • проглоченная игла или другой острый предмет;
  • потеря сознания, обморок, болевой шок, сильное психологическое потрясение;
  • неожиданная отдышка, неожиданная потеря зрения;
  • паралич, инсульт, инфаркт (любой степени сложности);
  • необычно низкая температура тела;
  • вероятность заразиться опасной болезнью;
  • обезвоживание организма.

Роженица [↑]

Статус роженицы приравнен к статусу опасно больного. Если представляется такая возможность, было бы правильно проводить близкие по времени к предполагаемому времени родов субботы где-то недалеко от роддома, хотя по букве закона такой обязанности нет.

Состояние, которое определено как опасное, обычно начинается либо со времени, когда схватки происходят каждые 15 минут, либо после отхода околоплодных вод, либо если есть ощущение, что плод сильно давит вниз.

Статус роженицы как опасно больного продолжается в течение семи суток после родов. Через неделю после родов роженица считается тяжелым больным, а через месяц — здоровым человеком, если нет особых причин опасаться за состояние ее здоровья («Шулхан Арух», там же, гл.330; «Мишна Брура», там же).

Женщина, которая делает аборт без веских на то причин и не обсудив с раввином, является ли в ее случае причина достаточно весомой для принятия такого решения, совершает великое нарушение Торы. Тем не менее, если после аборта ее жизни угрожает опасность, нарушают субботу для ее спасения, хотя она и совершила нарушение, и сама ввергла себя в состояние опасности («Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2, 37:17).

Законы о роженице в полной мере верны также в случае выкидыша на сроке после 40-го дня беременности («Шулхан Арух», там же; «Биур Алаха», там же).

Статус женщины, перенесшей кесарево сечение, приравнен к статусу человека, перенесшего операцию, для спасения жизни которого разрешено нарушать субботу.

Действия, напрямую не направленные на спасение жизни [↑]

Вопрос о том, разрешено ли для опасно больного совершать действия, запрещенные в субботу, если они напрямую не направлены на спасение жизни, неоднозначен. Действия, которые могут улучшить общее состояние больного, разрешены, даже если при этом будут совершены действия, запрещенные в субботу Торой. Опасно больного разрешено лечить от болезней и недомоганий, которые напрямую не связаны с его основной болезнью и не представляют угрозу для жизни, поскольку они влияют на общее состояние больного. Разрешено включить приборы для обогрева, охлаждения или вентиляции помещения, в котором находится больной, приготовить больному еду или вскипятить для него воду, хотя это впрямую и не является действием, призванным спасти жизнь. В случае если в комнате, где находится опасно больной, горит свет и мешает ему заснуть, следует постараться перенести больного в темную комнату, загородить свет каким-либо предметом или вынести лампу или свечу в другое место. В случае, когда это невозможно, например, если транспортировка больного может ухудшить его состояние, нет темной комнаты или невозможно переместить источник света, разрешено выключить свет или загасить свечу, поскольку сон влияет на общее состояние больного («Шулхан Арух», там же, гл.278; «Мишна Брура», там же, п.1-2).

Действия, запрещенные по постановлению мудрецов, разрешено предпринимать для опасно больного, если они даже косвенно не влияют на спасение его жизни («Биюр Алаха», 328:4).

Если опасно больному, который подключен к медицинским аппаратам, для улучшения состояния здоровья необходимо совершить прогулку, разрешено отсоединить аппараты для того, чтобы он мог выйти на прогулку, несмотря на то, что для этого необходимо выполнить запрещенные в субботу действия. В случае, когда, по мнению врачей, прогулка не влияет на ход лечения, а просто опасно больному хочется немного погулять, еврею разрешено отключить аппарат, только если при этом не происходят действия, запрещенные в субботу Торой. Если для отсоединения аппарата нужно совершить действия, запрещенные в субботу Торой, еврею их совершать в данной ситуации запрещено, но можно попросить об этом нееврея («Орхот Шабат», 20:25).

В определенных ситуациях для опасно больного разрешено совершать действия, которые в субботу запрещены мудрецами только ради его душевного успокоения и удовлетворения, например, попросить нееврея сообщить родственникам больного о его состоянии, когда больному это может спокойствие («Шулхан Арух», там же, 306:9). В ситуации, когда беспокойство больного может представлять угрозу для его жизни, разрешено совершать даже такие действия, которые запрещены в субботу Торой. Так, например, разрешено включить свет для того, чтобы роженица чувствовала себя более уверено («Шулхан Арух», там же, 330:1). Если опасно больному необходимо присутствие близкого человека, его разрешено сопровождать, даже если для этого провожатому придется совершать нарушения субботы («Игрот а-Хазон Иш», ч.1, п.141; «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.1, п.132).

В случае, когда необходимо срочно принять решение о том, какой врач будет лечить опасно больного, разрешено проконсультироваться об этом со сведущим человеком, даже если для этого будут вынуждены совершить действия, запрещенные в субботу.

Если в определенной больнице больному могут оказать помощь более эффективно (объективно или даже если больной или его близкие так полагают) и в субботу возникла необходимость в срочной госпитализации опасно больного, разрешено его отвезти в эту больницу, даже если другие больницы расположены намного ближе и нарушений субботы произойдет гораздо меньше. Несмотря на то, что больной находятся под присмотром врачей, разрешено в субботу проконсультироваться с другими врачами, которые, по мнению больного или его близких, являются специалистами более высокого класса. В таком случае если для этого необходимо воспользоваться телефоном, поехать к этим врачам или доставить их в место, где находится больной, пользуясь транспортными средствами («Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.1, п.131).

Все вышеперечисленные разрешения действительны только в случае, когда это необходимо для улучшения эффективности спасения больного или для его морального успокоения. Совершать нарушения субботы для того, чтобы сэкономить затраты на лечение или транспортировку, категорически запрещено. Запрещенные в субботу действия, в которых нет срочной необходимости, обязаны отложить на потом.

Чтобы получить благословение праведника на излечение больного, запрещено нарушать субботу («Минхат Ицхак», ч.10, 31:6; «Шабат бэ-Шабато», ч.2, стр.580). Также для того чтобы доставить больному сидур, сборник Теилим, книгу «Ноам Элимелех», запрещено нарушать субботу («Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2-ая, 37:13-14).

Для опасно больного разрешено в субботу зарезать животное, для того чтобы приготовить кошерную еду, даже если в наличии есть некошерная («Шулхан Арух», там же, 328:14; «Мишна Брура», там же, п.39). Если опасно больному необходимо принять в пищу израильские продукты растительного происхождения, от которых не отделены «трумот» и «маасрот», или не отделена «хала», — их разрешено отделить в субботу, хотя в обычной ситуации это запрещено («Шмират Шабат кэ-Илхата», 40:22).

Минимизировать нарушения субботы [↑]

Вопрос о сокращении нарушений субботы ради спасения жизни актуален только тогда, когда вызванные этим задержки в лечении не отразятся негативно на спасении опасно больного [изложенное ниже в этом пункте относится к этому случаю — прим. ред.]. В противном случае все необходимое для спасения больного делают без задержки.

Если врач может прибыть к больному пешком, ему запрещено пользоваться для этого транспортом. Но если первое потребует особого усилия, то ему разрешено воспользоваться транспортными средствами. О том, где проходят границы особого усилия, врач должен выяснить у раввина для каждого случая отдельно («Орхот Шабат», 20:32-ой, прим.42).

Любое запрещенное в субботу действие, которое так же эффективно поможет опасно больному, если его сделать не в субботу, нужно совершить не в субботу, а до нее или после («Шулхан Арух», там же, 344:9).

Если эффективность спасения абсолютно не пострадает от того, что необходимые и запрещенные в субботу действия сделает нееврей, то следует такие действия поручить ему. Если такой возможности нет, следует попросить чужого ребенка, который по Торе еще не достиг возраста соблюдения заповедей (мальчика до 13 лет или девочку до 12 лет). Если чужого ребенка нет, то просят своего. Когда и это невозможно, следует постараться делать все необходимое измененным способом. Если ни один из перечисленных способов не возможен, то действия, которые один человек может сделать сам, следует сделать вместе с кем-нибудь, т.к. в таком случае происходит меньшее нарушение субботы («Орхот Шабат», 20:38).

В случае, когда для того, чтобы спасти человека можно прибегнуть либо к переносу «мукцэ» (предмета, перенос и пользование которым запрещено в субботу мудрецами), либо к другому запрещенному в субботу действию, следует выбрать перенос «мукцэ» («Орхот Шабат», там же, п.39).

Если для опасно больного необходимо в субботу приготовить или приобрести лекарство, желательно для этого воспользоваться услугами фармацевта-нееврея или аптекой, принадлежащей нееврею, весь персонал которой — неевреи. Готовить и приобретать лекарства для опасно больного в субботу разрешено лишь в таком объеме, который необходим на субботу. Стандартная порция, которую готовит фармацевт (если он не может уменьшить объем) и стандартная упаковка лекарства которую обычно не распаковывают при продаже, считается необходимой для субботы («Торат а-Йоледэт», стр.250).

Если опасно больному необходим аппарат, который работает от электричества, и произошло общее отключение тока, то перед тем, как поднять общий тумблер и включить подачу тока, нужно отключить все электроприборы, лампы и прочие потребители тока, в которых нет необходимости для больного. Отключить их, по возможности, необходимо измененным способом. Все это верно только в случае, когда время терпит, и отключение таких не нужных для больного ламп и приборов не повлияет на эффективность спасения его жизни.

По возможности, следует выбирать время для операции и других серьезных медицинских вмешательств так, чтобы до субботы больной окреп, и не пришлось бы совершать нарушения субботы из-за вероятности угрозы для жизни.

В каждом случае, когда есть возможность минимизировать нарушения субботы за счет материальных затрат, следует проконсультироваться с раввином, обязаны ли к этому прибегнуть.

Транспортировка опасно больного в больницу [↑]

Если есть вероятность, что в субботу возникнет необходимость доставить опасно больного в больницу, то, если это не потребует особых усилий, было бы правильно еще до субботы доставить его либо в больницу, либо в близкое к больнице место, хотя по букве закона такой обязанности нет.

Когда необходимо доставить опасно больного в больницу в субботу, следует постараться, чтобы водитель был нееврей. Если нет возможности вызвать водителя-нееврея, предпочтительней отвезти больного на личном транспорте и не вызывать скорую помощь или такси, т.к. обычно в первом случае происходит меньше нарушений субботы. Малогабаритный транспорт предпочтительней крупногабаритного. При перевозке больных в субботу следует выбрать наиболее короткий путь.

Если предполагают, что в субботу придется везти опасно больного в больницу, обязаны заранее подготовиться к этому так, чтобы затем, в субботу, нарушить как можно меньше. Например: еще до субботы собрать сумку со всеми необходимыми вещами; устранить все предметы, которые считаются в субботу «мукцэ», если в них нет необходимости для спасения жизни. При поездке далее, чем за километр от населенных пунктов (см. законы о «тхумин»), то следует убрать даже разрешенные предметы (не «мукце»), которые не нужны для спасение жизни.

Если место между домом и автомобилем не огорожено «эрувом», и переносить вещи в этом месте в субботу запрещено, следует до субботы положить все необходимое в автомобиль. Если же этого не сделали, постфактум в субботу разрешено перенести из дома в автомобиль все необходимое для спасения больного.

Любые действия, необходимые для доставки опасно больного к врачу и начала лечения, как то: оплата, заполнение бланков и прочее, — разрешены. Когда в субботу встает речь об оплате услуг врача, фармацевта или водителя, и нет возможности перенести оплату на будние дни, предпочтительнее пользоваться наличными деньгами, если их нет — то кредитной карточкой, если же и это невозможно — чеком. Но это разрешено только том в случае, когда оплата услуг осуществляется ради спасения жизни человека. Излишние телефонные звонки, получение сдачи, чеков, квитанций, перенос предметов, в которых нет необходимости для спасения жизни — все это запрещено.

Если для опасно больного во время транспортировки нужно открыть или закрыть окна, это разрешено сделать, несмотря на то, что при этом происходит замыкание эклектической цепи. Если есть возможность сделать это измененным способом, необходимо прибегнуть к нему.

После того, как больного доставили в больницу, запрещено продолжать ехать на автомобиле, глушить двигатель, а также закрывать двери и окна, если это происходит с помощью электричества. Если автомобиль мешает подъезду транспортных средств, доставляющих больных в больницу, и это может задержать начало лечения или увеличить риск для их жизни, разрешено отъехать на минимальное расстояние, где автомобиль не будет являться помехой. В случае если в незакрытый автомобиль с незаглушенным двигателем могут проникнуть дети, разрешено заглушить двигатель и закрыть окна и двери, т.к. это представляет собой явную опасность для жизни.

В случае, когда еврею запрещено глушить мотор и закрывать окна и двери, разрешено намекнуть нееврею, что чтобы это сделал он. Можно, например, ему сказать: «Как жаль, что бензин расходуется впустую» или «Будет жалко, если украдут автомобиль». И тот, поняв намек, заглушит двигатель и закроет окна и двери.

Носить ключи от автомобиля в общественном месте, где не установлен «эрув», запрещено по двум причинам. Во-первых, из-за запрета переносить предметы из мест общественного пользования без «эрува» в частные владения и наоборот (запрета «оцаа»). Во-вторых, из-за запрета переносить предметы, которыми обычно в субботу не пользуются (запрет «мукцэ»). Но если место ограждено таким образом, что первый запрет не нарушается, то можно здесь можно облегчить и положиться на мнение тех, кто считает, что в случае больших материальных потерь разрешено переносить «мукцэ» измененным способом (и носить ключи, положив их в носок или под головной убор).

Если для спасения опасно больного необходимо пройти через место, оснащенное электронными датчиками, с помощью которых регулируется открывание дверей, то следует выждать, пока через это место не будет проходить нееврей, и пройти вместе с ним (если такая задержка в лечении не отразится негативно на спасении опасно больного). Таков же закон и в случае, когда нужно нажать на кнопку электрического звонка.

Опасно больной и сопровождающие его лица, при необходимости, могут воспользоваться лифтом. При этом, также следует максимально ограничить нарушение субботы по возможности: попросить нееврея вызвать лифт и отправить его на нужный этаж. Не представляется такая возможность — попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе. Если нет чужого ребенка, то поручить своему. При этом ребенку надо сказать, чтобы он нажимал на кнопки измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, то лифт вызывает взрослый человек измененным способом. Если же даже маленькая задержка может отрицательно отразиться на эффективности спасения, лифт вызывают обычным способом, не теряя времени.

После того, как опасно больного доставили в субботу в больницу, сопровождающим его лицам разрешено проведать находящихся здесь родственников или знакомых.

Пользование телефоном для нужд опасно больного [↑]

Если нужно воспользоваться телефоном для консультации со специалистом по вопросам, связанным с лечением опасно больного, или чтобы вызвать для такого больного врача, транспорт для его перевозки в больницу, то следует это сделать с наименьшими нарушениями субботы, но только не за счет скорости и эффективности спасения. Лучше всего попросить об этом нееврея. Если такой возможности не представляется, то чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе. Если нет чужого ребенка, следует поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он это сделал измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, взрослый звонит сам измененным способом. В случае, когда необходимо срочно оказать помощь опасно больному и, если прибегнуть к одному из вышеприведенных способов, может пострадать скорость или эффективность спасения, сразу должен звонить взрослый человек, причем совершенно обычным способом.

Говорить по телефону следует только о том, что связано со спасением. Однако, нет надобности слишком педантично взвешивать каждое слово. Разрешено пожелать врачу «Шабат шалом!» («Доброй субботы»), выразить ему свою признательность, вежливо попрощаться.

После того, как вызвали скорую помощь, необходимо отключить сигнал, чтобы не занимать телефонную линию и позволить другим людям при необходимости вызвать врача. Сделать это следует измененным способом, например, нажав на кнопку отключения носом или локтем.

Беспроводной телефон после разговора разрешено вернуть на подставку с подзарядкой телефона, где происходит замыкание электричества, только в том случае, если это необходимо для обеспечения дополнительных звонков, связанных со спасением жизни. При этом вернуть такой телефон на подставку или положить трубку обычного телефона на место нужно измененным способом.

Тем, кто участвует в спасении жизни людей в субботу [↑]

Религиозному врачу, военному, полицейскому, пожарному и другим специалистам, участвующим в спасении людей, в случае, когда их смена выпадает на субботу, не следует предлагать своему нерелигиозному коллеге-еврею, чтобы тот вышел вместо него на работу в субботу, а он, в свою очередь, отработает его смену в будние дни. Ибо человек, соблюдающий субботу, знает, что, спасая жизнь человека в субботу, он исполняет заповедь, а не совершает нарушение; нерелигиозный же еврей не различает между ситуацией, когда нарушение субботы однозначно запрещено и ситуацией, когда его совершают ради спасения жизни человека, и оно не только разрешено, но даже является исполнением заповеди. Кроме того, соблюдающий законы Торы еврей, постарается не допустить неоправданное нарушение субботы («Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.32, прим.130).

Человек, спасая другого, оказался в субботу в таком месте, откуда в обычной ситуации ему законами «тхумин» было бы запрещено отдаляться на 2 метра и более — в таком случае принят закон, разрешающий передвигаться на километр в любую сторону («Шулхан Арух», там же, 407:9). Если он не может идти пешком, ему разрешено ехать на автомобиле, которым управляет нееврей («Хатам Софэр», «Хошэн Мишпат», п.194). Понятно, что если он находится в месте, где может возникнуть опасность для жизни, ему разрешено совершать любые действия, чтобы перебраться в безопасное место. Врачу и водителю скорой помощи, присутствие которых обязательно должно понадобиться там, откуда они приехали, разрешено вернуться назад обычным способом.

Врачу и другим специалистам, участвующим в спасении людей, разрешено брать плату за проделанную ими в субботу работу («Мишна Брура», 306:24).

Дополнительные законы субботы, связанные с опасностью [↑]

Животные, представляющие опасность

В субботу разрешено умертвлять животных, которые представляют опасность для жизни человека: бешеную собаку, змею, желтого скорпиона. В месте, где находятся люди, чувствительные к укусам пчел или ос, разрешено умертвлять пчел и ос. Любого представителя животного мира, который является переносчиком опасного заболевания, разрешено умертвить в субботу. Умерщвлять животных, представляющих опасность для жизни, разрешено, даже если они находятся на большом расстоянии от человека и даже если они убегают. Разрешено в субботу специально выискивать таких животных, чтобы их истреблять («Шулхан Арух», там же, 316:10; «Мишна Брура», там же, п.44-48).

Предметы, представляющие опасность

Любой предмет, который представляет угрозу для жизни человека, необходимо как можно быстрее обезвредить, даже если для этого необходимо прибегнуть к действиям, запрещенным в субботу Торой.

Когда в целях предотвращения опасности для жизни или здоровья людей разрешено совершать действия, запрещенные в субботу, желательно это делать измененным способом при условии, что это не повлияет на эффективность спасения.

Человек, заметивший в субботу подозрительный предмет, в отношении которого есть веские причины опасаться, что он может оказаться взрывоопасным, должен срочно вызвать силы безопасности, т.к. жизнь людей находится под угрозой («Шулхан Арух» там же, 329:6; «Мишна Брура», там же, п.16; «Циц Элиэзэр», ч.4, п.4).

Гололед и пролитое на трассе масло

Иногда гололед, пролитая на дороге вязкая жидкость и т.п. могут представлять угрозу аварий и, следовательно, летального исхода. Поэтому в субботу разрешено засыпать скользкие места, представляющие опасность, солью или песком.

Пожары

Пожар, который может представлять угрозу для жизни людей, необходимо срочно тушить, даже если для этого придется совершать запрещенные в субботу Торой действия. Разрешено вызывать пожарную службу. Подобно тому, как это приводилось ранее в отношении спасения опасно больных, следует по мере возможности уменьшать нарушение субботы, если это не отразится негативно на эффективности спасения жизни («Менуха Нэхона» от имени Хазон Иша).

Даже если в доме, в котором занялся пожар, нет жильцов, но он находится в непосредственной близости к другим жилым зданиям, на которые может перекинуться пламя, разрешено предпринимать все необходимое для его скорейшей ликвидации («Хут Шани», ч.2, 35:3).

Воры, грабители и террористы

Несмотря на то, что цель воров и грабителей — завладеть материальными ценностями других людей, тем ни менее они могут представлять угрозу для жизни людей: постараться ликвидировать нежелательных свидетелей преступления или покуситься на жизнь хозяев, вставших на защиту своего имущества. Поэтому, даже если есть ничтожная вероятность того, что воры или грабители могут угрожать жизни человека, необходимо вызвать полицию и предпринять другие меры по безопасности — своей и окружающих, даже если при этом придется совершать действия, запрещенные в субботу Торой. Это верно и в случае ссоры, которая может перейти в драку, представляющую опасность для жизни людей («Шулхан Арух», там же, 329:п.6-7; «Мишна Брура», там же, п.17; «Циц Элиэзэр», ч.4, п.4).

Человек, заметивший в субботу подозрительных личностей, которые могут оказаться террористами, должен срочно вызвать силы безопасности, т.к. существует вероятность того, что жизнь граждан находится под угрозой («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, п.16; «Циц Элиэзэр», там же).

Охрана безопасности граждан, как от внешних, так и от внутренних врагов, является великой заповедью. В целях защиты граждан, когда есть вероятность того, что их жизнь находится под угрозой, армии и полиции разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой.

Маленький ребенок

Поскольку в случае, если маленький ребенок потерялся, оказался запертым в каком-либо помещении или упал в яму, стресс от страха может привести к летальному исходу, разрешено совершать запрещенные в субботу Торой действия по его спасению («Мишна Брура», там же, 328:38).

Разрешено в субботу молиться за выздоровление опасно больных («Шулхан Арух», там же, 288:10; «Мишна Брура», там же, п.28).

Йом Кипур и праздники [↑]

В еврейские праздники в ситуациях, связанных с опасностью для жизни, применимы те же законы, что и в субботу. Законы Йом Кипура, когда, кроме запрещенных в субботу действий, также запрещено есть, пить, умащаться, мыться и носить кожаную обувь, следует рассмотреть отдельно.

При вероятности возникновения угрозы для жизни, даже если она не вызвана постом, но еда и питье могут поддержать и укрепить больного, ему разрешено есть и пить. Больному, у которого в данный момент нет угрозы для жизни, но, если он вовремя не примет пищу или не попьет, может возникнуть такая угроза, разрешено есть и пить.

Если врач считает, что больному нет необходимости в еде и питье, но сам больной чувствует, что ему необходимо принимать пищу и пить, он ест и пьет. Исключение составляет ситуация, когда врач считает, что принятие пищи или питье представляет угрозу для жизни больного. В таком случае больного не кормят и не поят, даже если он сам уверен в том, что ему необходимо есть и пить («Шулхан Арух», там же; 618:1; «Мишна Брура», там же, п.4).

Нарушение поста необходимо постараться снизить до минимума, при условии, что это не может негативно отразиться на состоянии здоровья опасно больного. Все решения должны быть приняты в строгом соответствии с указаниями врача и раввина, поскольку любая неточность является нарушением закона. Неправомерное разрешение есть или пить представляет собой нарушение святости Йом Кипура, за которое полагается наказание «карет», а чрезмерным устрожением можно нарушить заповедь сохранять жизнь и здоровье («Шулхан Арух», там же, п.8). Когда возникает сомнение, и не представляется возможности выяснить, как следует поступить, его следует решить в пользу спасения жизни.

Тот, кто по состоянию здоровья должен есть и пить, но получить необходимое количество влаги и питания он может при еде и питье малыми порциями с некоторыми перерывами, должен принимать пищу и пить такими малыми порциями и не употреблять за один раз большой объем еды и питья. Для этого до наступления Йом Кипура нужно отмерить и расфасовывать пищу и напитки так, чтобы объем каждой порции еды был не более 30 см3, а напитка — не более 40 см3. Изначально между принятием порций должно успеть пройти 9 минут («Алихот Шломо», «Йом Кипур», гл.6, «Двар Алаха», п.17; «Шиурим Шель Тора», «Шиурэй а-Мицвот», п.23). Если это невозможно, то между ними следует выжидать хотя бы 4 минуты. Еда и питье не соединяются в общий объем, поэтому разрешено съесть 30 см3 пищи и, не делая перерыва, выпить 40 см3 напитка.

Тот, кому обязательно придется есть и пить в Йом Кипур, должен начать делать это заранее малыми порциями для того, чтобы потом не пришлось прибегнуть к объемам еды и питья большим, чем указанные выше.

Если больной, пойдя в синагогу, будет вынужден больше пить и есть, а, оставшись дома и молясь в одиночку (без миньяна), сможет обойтись меньшим объемом пищи и жидкости, должен остаться дома («Алихот Шломо», там же, 4:6). Тот, в ком есть необходимость для больного, также должен остаться в Йом Кипур с больным, хотя из-за этого он не сможет участвовать в общественной молитве и чтении Торы.

Если беременной женщине в Йом Кипур очень сильно захотелось определенное блюдо, ей необходимо его дать, желательно порциями, указанного выше объема, пока желание не ослабнет («Мишна Брура», там же, п.1-2). Беременная женщина, у которой начались преждевременные схватки, вызванные постом, должна есть и пить порциями, указанного выше объема. Беременная женщина, у которой дважды случился выкидыш, спровоцированный постом, в Йом Кипур должна есть и пить порциями, указанного выше объема.

Роженице в течение 72 часов после родов запрещено поститься. Если она утверждает, что не нуждается в еде и питье и врачи так же не настаивают на том, чтобы она ела и пила, она все равно должна есть и пить, но в этом случае порциями, указанного выше объема («Шулхан Арух», там же, 617:4; «Мишна Брура», там же, п.10; «Шаар а-Циюн», п.12).

Спустя 72 часа после родов и пока не минует со времени родов 7 суток, закон следующий. Если врачи считают, что роженице необходимо есть и пить, она должна есть и пить как обычно. Если врачи не настаивают на том, чтобы роженица ела и пила, но она сама, хотя и осознает степень важности поста в Йом Кипур, чувствует необходимость в еде и питье, она должна есть и пить порциями, указанного выше объема. Если она считает, что в еде и питье нет необходимости, и врачи так же не настаивают на том, чтобы она ела и пила, ей разрешено поститься («Мишна Брура», там же, п.11). Через неделю после родов, роженица, без веских на то причин, обязана поститься («Мишна Брура», там же, п.12).

Приведенные выше правила о роженице в полной мере верны и в отношении женщины, у которой произошел выкидыш через 40 дней после начала беременности или позже («Шулхан Арух», там же; «Биур Алаха», там же). Статус женщины после кесарева сечения не как роженицы, а как человека, перенесшего операцию, который в случае опасности для жизни должен есть и пить, а когда угрозы для жизни нет, обязан поститься.

Если врач считает, что опасно больному необходимо принимать пищу и пить, больного кормят и поят, даже если сам больной уверен в том, что пост ему не повредит и он может до завершения Йом Кипура обойтись без еды и питья. Причем, человек, который ест и пьет в Йом Кипур потому, что этому его обязывает закон, исполняет важную заповедь Торы («Шулхан Арух», там же, 618:1; «Мишна Брура», там же, п.2 и 5).

Если врач считает, что больному нет необходимости в еде и питье, но сам больной чувствует, что ему необходимо принимать пищу и пить, он ест и пьет. Исключение составляет ситуация, когда врач считает, что принятие пищи или питье представляет угрозу для жизни больного. В таком случае больного не кормят и не поят, даже если он сам уверен в том, что ему необходимо есть и пить («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, п.4).

Кормящей матери, которая если не будет пить, может потерять молоко, а ее ребенок ничего другого кроме материнского молока есть не может, разрешено пить в Йом Кипур порциями, указанного выше объема («Биур Алаха», там же, п.2). Для того чтобы не пришлось нарушать пост, кормящей матери следует постараться как можно больше пить до наступления Йом Кипура. По мнению специалистов, на количество молока кормящей матери критически влияет питье, а не еда, поэтому принимать пищу в Йом Кипур из-за опасения потерять молоко не разрешено («Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.39, прим.57).

Хотя питание, которое человек получает искусственным путем, например, через зонд или посредством капельницы, не считается нарушением поста, опасно больному, которому разрешено принимать пищу естественным образом, нет нужды в качестве устрожения переходить на такой способ принятия пищи («Игрот Моше», «Орах Хаим», ч.3, п.90 и ч.4, п.101).

В субботу и праздники существуют определенные ограничения в отношении мытья, даже если при этом не будут происходить другие нарушения, как, например, выжимание волос и одежды, варка и другие. В Йом Кипур помимо этого существует еще и отдельный запрет мытья. Однако опасно больным, которым необходимо мыться, разрешено это делать в Йом Кипур, по возможности, не допуская никаких других нарушений Торы и постановлений мудрецов («Шулхан Арух», там же, 613:4; «Мишна Брура», там же, п.10; «Шаар а-Циюн», п.13).

Некошерная еда и питье [↑]

Существует строгий запрет употреблять некошкеную пищу и напитки, т.е. такие продукты питания, которые полностью или даже частично состоят из некошерных представителей животного мира, не проверены на наличие насекомых, и от которых не отделены коэнские, левитские и прочие части и т.д. Тем ни менее, даже при небольшой вероятности угрозы для жизни человека, если нет дугой возможности, не только разрешено, но даже является великой заповедью накормить и напоить его чем угодно, чтобы его спасти. При этом нарушения правил кашрута следует постараться минимизировать, но только если это не отразиться на эффективности и скорости спасения человека.

Тот, кто в случае опасности для жизни был вынужден употребить некошерные продукты, исполнил заповедь, сохранив себе жизнь, и должен произнести благословение после еды или питья (и «зимун»), как будто он съел или выпил кошерный продукт («Шулхан Арух», там же, 196:2 и 204:9).

Посещение Храмовой горы [↑]

В наше время, когда все люди находятся в состоянии ритуальной нечистоты, существует строгий запрет заходить на территорию Храмовой горы. В случае угрозы опасности для общества или частного лица разрешено и необходимо зайти в любое место Храмовой Горы. Если позволяет время, то перед этим нужно сделать все возможное, чтобы произошло как можно меньше осквернения святилища Всевышнего.

Изначально следует отсчитать 7 дней и омыться в роднике, бьющем «живой» водой, и выждать после этого время до выхода звезд. Также полностью окунуть в ручей все предметы, необходимые для спасения, которые попадут на Храмовую гору, если они от этого не испортятся. Все предметы, без которых можно обойтись, не брать с собой. При возможности предпочтительней быть облаченным в одежду и брать с собой предметы из синтетических материалов, т.к. относящиеся к ним законы о ритуальной нечистоте намного легче. Если спаситель, который поднимается на Храмовую гору — женщина, ей нужно сделать то же самое, но омыться достаточно в водах миквы.

Если ситуация не терпит отлагательств, и ждать 7 дней нельзя, то следует сразу омыться в роднике или, по крайней мере, в водах миквы, и омыть в них одежду и все необходимые для спасения предметы. Если и на это нет времени, то спаситель поднимается на Храмовую гору, не очистившись. Если он может перед тем, как зайти на территорию Храмовой Горы, разуться, он должен это сделать («Брахот», 9:5). Законы омовения в роднике и микве достаточно обширны, и чтобы исполнить заповедь омовения с благословением, необходимо досконально знать эти законы.

Войдя в зону святой территории, спасатель должен постараться находится там только то время, которое необходимо для спасения, и не заходить в места, которые находятся вне круга его деятельности.

Если ситуация такова, что любая задержка может привести к гибели людей, поднимаются на гору без промедления.

Вопросы, связанные с опасностью для жизни [↑]

Законы о том, как следует вести себя по законам Торы в случае, когда существует угроза смерти, обширны и затрагивают многие сферы иудаизма. Приведем вкратце некоторые отдельные законы, связанные с рассматриваемой нами темой.

Разрешено украсть или испортить чужое имущество, чтобы спасти жизнь себе или ближнему, но после этого это имущество необходимо вернуть или возместить хозяевам ущерб («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 359:4).

Когда нет другого выхода для спасения человеческой жизни, разрешено взять ссуду под проценты у еврея, хотя и давать еврею и брать у еврея деньги под проценты в обычной ситуации является очень строгим нарушением Торы.

Если вор проник в чужой дом с понятными целями, сделав подкоп, хозяин дома и любой другой свидетель происходящего имеет полное право убить вора, как в будние дни, так и в субботу. И хотя в обычной ситуации вору не полагается смертная казнь, в этом случае закон особенный, т.к. вор, который пошел на то, чтобы вырыть подкоп, пойдет и на убийство, если встретит свидетелей преступления (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Гнива», 9:7).

Если один человек преследует другого, чтобы его убить или изнасиловать, и жертве, и любому из свидетелей происходящего разрешено убить преследователя. Если возможно не в ущерб спасению обезвредить преследователя «малой кровью», например, повредив ему определенный орган, необходимо это сделать. Если опасность миновала, преследователя убивать запрещено: он должен предстать перед судом и получить наказание только согласно вынесенному членами суда приговору.

Хотя воздействовать на поведение животных с помощью заклинаний запрещено Торой, тем ни менее, поскольку это не считается идолопоклонством, в случае опасности для жизни, например, если человека преследует ядовитая змея или скорпион, разрешено прибегнуть к заклинаниям. Подобно этому, в случае опасности для жизни разрешено нашептывать стихи из писания для лечения, хотя в случае, когда нет опасности для жизни, это строго запрещено и тот, кто это делает, лишается своего удела в Грядущем мире.

Если бандиты требуют выдать им одного члена группы, чтобы убить его или изнасиловать, а в противном случае они грозятся убить всех членов группы, запрещено выдавать кого-либо, даже ценой смерти (Рамбам, там же, «Исодэй а-Тора», 5:5; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 157:1).

Предположим, когда два человека находятся в пустыне, и только у одного из них осталась вода, причем ее количества достаточно, чтобы выжить только одному из них. Закон установлен в соответствии с мнением, согласно которому, хозяин воды выпевает ее сам и не жертвует собой ради другого. Данный закон основан на общем правиле: «Твоя жизнь предшествует жизни других людей» («Бава Меция», 62а).

Человек не должен спасать других, если существует вероятность того, что во время спасения он может сам погибнуть («Шулхан Арух а-Рав», «Хошен Мишпат», «Низкей Гуф вэ-Нэфеш», п.7). Во время военных действий закон несколько иной: человек обязан попытаться спасти товарища, даже если для этого он должен подвергнуть себя опасности. Но и в этом случае он не обязан идти на верную смерть ради другого.

В качестве источника для заработка человеку разрешено выбрать род деятельности, связанный с опасностью для жизни, если он является принятым в обществе.

Врач [↑]

Врач, который лечит ближних, выполняет важнейшую заповедь и спасает людей. А тот, кто может лечить и не лечит — будто проливает невинную кровь. Верно и обратное: тот, кто, не будучи специалистом в медицине, берется лечить людей (когда есть специалисты, готовые прийти на помощь), как будто проливает невинную кровь («Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 336:1).

Во врачебной практике могут возникать различные ситуации, связанные с опасностью для жизни, которые не были рассмотрены выше. Иногда перед врачом стоит дилемма: кого из двух пациентов он должен спасать, когда оба нуждаются в его помощи, а реально помочь он может только одному из них. Кого спасать во время родов: роженицу ценой умерщвления плода или ребенка ценой жизни его матери. Как поступать в случае, когда необходимо удалить одного из близнецов, чтобы второй мог выжить. Разрешено ли в случае сильных физических страданий давать медикаменты, понижающие чувствительность, если они ведут к потере здоровья или могут ускорить смерть. Когда разрешено отключить аппараты, поддерживающие жизнь в безысходном больном. Эти и многие другие подобные вопросы должны решаться согласно Торе в сугубо индивидуальном порядке, для чего необходима консультация с компетентным раввином.

Выводить материалы