Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Воровство и кражи

Оглавление

Взгляд иудаизма на воровство и грабеж [↑]

Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. О поколении Потопа сказано: во всех областях его духовный уровень был предельно низким — и в отношении к Создателю, и в отношениях между человеком и его ближним. Было всё: и идолопоклонство, и кровосмешение, и все виды извращений, и жесточайшее кровопролитие. Но окончательный приговор об уничтожении всех земных существ был вынесен лишь тогда, когда мир наполнился воровством и грабежом. Эти грехи переполнили чашу не только количественно, но и, прежде всего, качественно.

Источники запретов [↑]

Запреты красть и грабить имущество ближнего приводятся в книге Ваикра: «Не крадите…» (19:11), «…не грабительствуй…» (19:13). Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Более того. Закон гласит: если вор был разоблачен прежде, чем он успел признаться в краже, он должен вернуть вдвое больше. Т.е., если украденный предмет остался таким же, каким был до кражи, вор возвращает хозяевам этот предмет плюс его стоимость (Шмот 22:3).

Тот, кто похитил овцу и продал или зарезал ее до того, как его разоблачили, должен заплатить потерпевшему в четыре раза больше ее стоимости, а тот, кто похитил быка и продал или зарезал его, платит в пять раз больше (Шмот 21:37).

Предположим, что некий благотворитель от всей души хочет оказать финансовую помощь ближнему, но тот избегает принимать подарки. Тогда наш благотворитель решает разыграть сцену воровства: он, якобы, похитит у нуждающегося некий предмет, цена которого равна предполагаемому подарку, его, якобы, разоблачат, после чего по закону ему «придется» отдать «украденный» предмет и заплатить его стоимость. Или он «похитит» быка или овцу и заплатит после «разоблачения» в четыре или в пять раз больше их стоимости. Так человек, не желающий принимать подарки, получит большую сумму денег, искренне полагая, что она ему по праву причитается как компенсация за кражу. Замечательная, благородная идея на первый взгляд. Но Тора запрещает так поступать — воровство остается воровством! (Вавилонский Талмуд, Бава Меция 61 б; Шулхан Арух, Хошен Мишпат 348:1). Настолько важно отдаляться от любого действия, содержащего лишь намек на воровство, даже если это действие продиктовано самыми благими намерениями!

Различие между воровством и грабежом [↑]

Хотя и воровство, и грабеж подразумевают незаконное присвоение чужого имущества, разрушают общество и строго запрещены Торой, между ними существует внешнее и внутреннее различие. Внешнее различие: кража производится без ведома хозяев, а грабеж — на глазах у хозяев или у нанятых ими охранников (Шулхан Арух, там же, 348:2). Внутреннее различие, о котором говорят мудрецы, заключается в том, что, вор ставит страх перед людьми выше страха перед Творцом, «ставит глаза человека выше ока Творца»: главное, чтобы люди не увидели, а то, что Творец за ним наблюдает, ему менее важно. Грабитель тоже совершает великий грех против своего ближнего, но не скрывается ни от Б-га, ни от людей и не боится людей больше, чем Б-га. Некоторые законоучители считают, что в любой краже присутствует элемент грабежа (Рабейну Альфаси, Тшувот а-Риф — Респонсы 133).

Некоторые законы, касающиеся кражи и грабежа [↑]

Тот, кто незаконно изменяет границы земельных угодий или других видов недвижимости, нарушает запрет кражи, несмотря на то, что землю в принципе невозможно похитить (Рамбам, Яд а-Хазака, Илхот Гнева — Законы о воровстве 7:11).

Воровством является также пользование имуществом другого человека без его разрешения (Шаарэй Тшува 3:85).

Запрещено воровать у вора, и даже свое собственное имущество (Смаг, Запреты 155; Йерэим 155).

Три запрета Торы [↑]

Хотя заповедь «Не крадите», данная во время Синайского откровения (Шмот 20:13), говорит о похищении людей (Санхедрин 86а), все же, совершая кражу или грабеж любого вида, человек нарушает, по крайней мере, одну из Десяти Заповедей, выбитых на Скрижалях Завета (кроме, конечно, прямых запретов из Торы, о которых было сказано выше и будет сказано ниже).

Одно из речений на Скрижалях Завета — «Не домогайся (не вожделей) дома ближнего твоего…» (Шмот 20:17). Если человеку хочется завладеть чужим имуществом (которое он не может получить разрешенным способом, например, купить), он нарушает один из запретов Торы. Если он начинает обдумывать, каким бы способом заполучить это имущество, он нарушает другой запрет Торы. Если он, осуществив свои преступные планы, этим имуществом завладеет, он нарушит третий запрет Торы.

Таким образом, любой вор или грабитель совершает сразу три тяжелых преступления (Минхат Хинух, заповедь 224).

Пособничество ворам и грабителям [↑]

Запрещено покупать или даже бесплатно брать краденое и награбленное или совершать другие действия, которые в какой-либо степени могут быть выражением поддержки и одобрения ворам и грабителям (Бава Кама 118 б).

Почему, говоря о запрете кражи, Тора использует множественное число — «Не крадите?» Многие комментаторы объясняют: если у человека есть возможность воспрепятствовать воровству или разоблачить его, но он не делает этого, выступая пассивным пособником вора, Тора считает его таким же вором, как и тот, кто совершил преступление.

Воровство у язычников и детей [↑]

Запрет Торы нарушается как в том случае, когда крадут у еврея, так и в том случае, когда крадут у нееврея; как в том случае, когда крадут у взрослого, так и в том случае, когда крадут у ребенка (Рамбам, Яд а-Хазака, Илхот Гнева 1:1).

Минимальная сумма украденного или награбленного [↑]

Нарушение запретов воровства или грабежа происходит, даже если человек похитил самый незначительный предмет или самую ничтожную сумму денег (Санхедрин 57а). Но, когда Тора говорит: «Не крадите…» и «…не грабительствуй…», речь идет о незаконном присвоении имущества стоимостью от пруты (включительно), мелкой медной монеты, равной одной сороковой части грамма серебра (что сегодня эквивалентно примерно 2-3 американским центам).

Раскаяние [↑]

Тот, кто совершил грабеж, обязан вернуть награбленное хозяевам, причем имущество должно быть в том виде, в каком оно было во время грабежа. Если грабитель поклялсяИменем Всевышнего, что не грабил, то, кроме возвращения награбленного, он должен прибавить пострадавшему пятую часть от суммы награбленного и принести в Храм очистительную жертву «ашам» (Макот 16а).

Рав Элиэзер Папо в книге «Пеле Йоэц» пишет: «Пока грабитель не вернет награбленное, его молитва не будет принята на Небесах. В Мире Грядущем его за это будут кормить раскаленными углями. Грабителю необходимо успеть вернуть награбленное при жизни, чтобы его душа для наказания и исправления не переселилась после смерти в какое-либо животное. Как это случилось во времена Риваша, когда душа некого грабителя, не успевшего вернуть награбленное при жизни, переселилась в коня, который должен был тяжело работать, чтобы вернуть имущество потерпевшему. Необходимо помнить, что Йом Кипур не искупает грехи, которые человек совершил по отношению к ближним, пока он не вернет им то, что должен, и они его окончательно не простят. Иногда человек предлагает другому что-либо только из-за неудобства, но на самом деле совсем не готов расстаться со своим имуществом, или снижает цену, хотя терпит убыток. В таком случае запрещено брать у него или соглашаться на скидку в цене, ибо это в определенной мере считается грабежом. Работник (в том числе учитель), который получает плату, но не исполняет свою работу, как положено, является вором. Сказано, что тот, кто обкрадывает ближнего, пусть даже лишая его самой мелочи, подобен тому, кто лишает его и его детей жизни!»

Обман и мошенничество [↑]

Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа. По мнению мудрецов, если человек предлагает подарки или угощение, не желая, чтобы тот, кому он предлагает, их принял, и знает заранее, что, скорее всего, тот их не примет, это считается воровством (Тосефта, Бава Кама 7:3). Продажа вещи, о которой продавцу известно, что она неисправна или в ней имеется некий изъян, является кражей (Шулхан Арух, там же, 228:6).

Воровство и грабеж как протест против Творца [↑]

Присвоение чужого имущества не только грубо посягает на нормы общечеловеческой морали и общественные устои, но и наносит всему миру глубокий духовный ущерб, который без преувеличения можно назвать посягательством на справедливость, которую Всевышний требует установить в человеческом обществе. Закон, в том числе и имущественный, очерчивает порядок вещей, установленный Создателем. Любое вторжение в систему, регулируемую Торой, является протестом против правил, установленных Творцом, согласно которым происходит управление творением. Соответственно, охрана этого порядка и соблюдение законов Торы ведет к общей гармонии и ускоряет процесс окончательного избавления.

Выводить материалы