Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Клятва

Как иудаизм относится к клятвам, или почему нельзя клясться ложно?

Оглавление

Важность клятв [↑]

Тора придает огромное значение слову человека и предписывает исполнять взятые на себя устные обещания, скрепленные обетом или клятвой, как сказано (Бемидбар 30:3): «…всё, как вышло из уст его, должен он сделать». Речь — это дар, которым Творец наделил человека на последнем этапе творения (см. перевод-комментарий Ункелоса к Берешит 2:7). Б-жественная составляющая человеческой речи придает словам духовную силу, позволяющую благословлять, проклинать, заклинать и даже творить (см. Сефер а-Хинух 350 и «Нэтивот Олам» — Нэтив а-лашон Маараля).

Запрет ложно клясться именем Б-га — строжайший, это одна из Десяти Заповедей, полученных на горе Синай, как сказано (Шмот 20:7): «Не произноси имени Б-га попусту». Ведь тот, кто клянется, как бы утверждает: «Как Б-г — истинный, так и слова мои истинные». Поэтому человек, который клянется ложно, как бы подвергает сомнению существование Самого Б-га (см. Рамбан, комментарий к Бемидбар 30:3).

Законам клятв и связанных с ними законам посвящен специальный трактат Вавилонского Талмуда«Швуот» («Клятвы»), который входит в обязательную программу обучения в современных ешивах.

Функции клятвы [↑]

Как использовались клятвы в еврейской истории?

  1. Клятва использовалась для скрепления запрета или обязательства по отношению к себе или к другим. Это были заявления вроде следующих: «Клянусь не употреблять такой-то плод», «Клянусь не предоставлять никакой выгоды от своего имущества такому-то», «Клянусь пойти туда-то».
  2. Клятва являлась важным инструментом доказательства/опровержения истинности значимых утверждений как в суде, так и в быту.
  3. Клятва использовалась для заключения союза, см., например, союз между Авраамом и Авимелехом (Берешит 14:22) и между Яаковом и Лаваном (Берешит 31:53). Поэтому союз между народом Израиля и Б-гом не раз называется клятвой (см. Шмот 24:5-8, Дварим 29:9 и комментарий Рамбана там).
  4. Если человек нарушал свои обязательства, скрепленные клятвой, на него могло пасть проклятие. Такой клятвой заклинал коэн замужнюю женщину, подозреваемую в измене, — «соту»(см. Бемидбар 5:12-22). Такой клятвой Моше Рабейну заклял народ в своей последней речи перед вступлением евреев в землю Израиля (Дварим 29:13).

Виды клятв [↑]

Еврейский Закон выделяет четыре вида добровольных клятв — таких, которые человек дает не по настоянию суда, определяющего форму клятвы и наказание, полагающееся за ее нарушение:

  1. «Швуат а-битуй» — запрещающие и утверждающие клятвы, например: «Клянусь не употреблять такой-то плод» или «Клянусь, что было так-то и так-то».
  2. «Швуат шав» — «напрасная клятва». Она может быть нарушена в четырех случаях:

а. Когда человек поклялся, доказывая то, что общеизвестно, например, поклялся, что камень — это камень.

б. Когда человек поклялся, желая опровергнуть то, что общеизвестно, например, что камень — это не камень.

в. Когда человек поклялся выполнить нечто, что ему не под силу, например, не спать три дня.

г. Когда человек поклялся нарушить или исполнить одну из заповедей Торы.

  1. «Швуат а-эдут» — клятва свидетельства. Она может быть нарушена, если потенциальные свидетели дали клятву одной из тяжущихся сторон, что не имеют никакой значимой информации по разбираемому делу.
  2. «Швуат а-пикадон» — клятва хранителя или заемщика: хранитель или заемщик клянутся, что у них нет имущества истца.

Эти клятвы, как сказано, являются добровольными, и за нарушение клятвы каждого вида полагается определенное наказание.

Обязательные клятвы — клятвы в суде [↑]

В некоторых случаях суд требует от одной из сторон принести присягу. Отказ принести присягу равносилен проигрышу в тяжбе. По Торе, такая обязанность существует только в трех случаях и только для ответчика:

  1. Когда ответчик признает, что должен часть той суммы, которую требует истец («модэ бэ-микцат»).
  2. Когда есть только один свидетель обвинения.
  3. Когда хранитель утверждает, что имущество, оставленное на сохранение, было потеряно или украдено.

В эпоху Мишны была введена обязанность клясться еще в ряде случаев. Кроме того, в некоторых случаях истцу была дана возможность подтвердить свою правоту клятвой и взыскать долг. Например, работник мог поклясться, что работодатель не заплатил ему за работу, обворованный — что его обворовали, избитый — что ему нанесли телесный ущерб.

Позже клятва стала обязательной при любом имущественном иске, в котором ответчик полностью отрицает свою вину. Если ответчик отказывался принести клятву, он проигрывал дело.

Суд принимал клятву подсудимого, только если его нельзя было заподозрить в клятвопреступлении.

Со временем по инициативе глав поколения использование клятв в судебной практике сократилось, прежде всего — чтобы не провоцировать клятвопреступления. Сегодня клятвы в еврейском суде не используются.

Форма принесения клятвы [↑]

Поскольку текст клятвы содержал имя Б-га или одно из слов, описывающих Его проявления, ее произносили стоя. Но клятва имеет силу даже без упоминания имени Б-га. Поэтому запрещено использовать в повседневной речи такие слова, как «клянусь», «даю клятву» и, тем более, «клянусь Б-гом».

Когда человек клялся в суде, он держал в руке свиток Торы. Клятву могли зачитывать присягающему и судьи, и тогда он подтверждал ее словом «Амен» (Рамбам, Законы клятв 11:8—12).

Строжайший запрет ложной клятвы [↑]

В трактате «Швуот» (39а) сказано: клятвопреступление даже после раскаяния не искупается без страданий и до того, как пройдет Йом Кипур (подобно нарушениям, за которые полагается смертная казнь или карет). Клятвопреступление настолько страшно, что за него наказывают и членов семьи преступника, даже таких, которые не могли воспрепятствовать преступлению (см. там же, 39 б). В определенной степени за напрасное произнесение имени Б-га несет ответственность и весь мир (там же).

Прежде, чем человека приводили к присяге, ему подробно объясняли, насколько страшно клятвопреступление и к каким последствиям ведет (см. Швуот 38 б).

Пример суровой кары за нарушение клятвы — трехлетний голод, поразивший при царе Давиде Землю Израиля за то, что царь Шауль нарушил клятву, данную когда-то жителям Гивона (см. Йеошуа 9:15 и далее; Шмуэль II 21:1 и далее).

Согласно ряду авторитетных мнений, не следует приносить даже истинную клятву (Тур, Орах Хаим 156). Поэтому многие ответчики не клялись в суде, даже будучи уверены в своей правоте, даже если им приходилось в результате нести незаслуженные убытки.

Различие между обетом и клятвой [↑]

Клятва делает запрещенным для человека («исур гавра» — «запрет человека»), то или иное действие, но не сам предмет запрета, обет же делает запрещенным предмет, но не действие («исур хэфца» — «запрет вещи»).

Это различие особенно хорошо видно на примере законов о добровольных жертвоприношениях. Если человек обязался принести жертву, дав обет, то, если жертвенное животное было потеряно или умерло, человек не обязан приносить жертву, т. к. «предмет обета» был утрачен. Но если человек обязался принести жертву, дав клятву, то в случае утраты жертвенного животного он не освобождается от обязательства и должен принести в жертву другое животное.

Разрешение запрещающих обетов и клятв [↑]

Устная традиция предусматривает возможность разрешения (отмены) обетов и клятв. Для этого существует специальная процедура: ее проводят в присутствии раввина или трех простых евреев, среди которых могут быть и родственники человека, который поклялся (Рамбам, Законы клятв 6:6). Тот, кто хочет, чтобы с него «сняли» обет или клятву, рассказывает, почему решил отменить запрет, который принял на себя. После его объяснения раввин или трое евреев объявляют о разрешении клятвы.

Отменять обеты или клятвы принято в преддверии Рош а-Шана и в вечер Йом-Кипура — в молитве «Кол Нидрэй». Это отменяет только обеты и клятвы, принятые неумышленно или такие, о которых человек уже забыл. При отмене обетов, принятых намеренно, необходимо объяснить суть принятого запрета, а также причину, по которой решили его отменить.

Обеты и клятвы замужней женщины, исполнение которых изнурительно для нее, требуют молчаливого согласия мужа. Кроме того, муж может снять эти обеты в одностороннем порядке в тот день, когда ему станет о них известно (позже снимать их уже придется в присутствии раввина и т.д., в обычном порядке). Отец может отменить обеты несовершеннолетней дочери.

Выводить материалы