Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое имя Б-га нельзя употреблять напрасно?

Темы: Клятва, Запреты, Заповеди, Страх, Имя Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте. Так каково же имя Бога, которое нельзя употреблять напрасно?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Вы имеете в виду, вероятно, одну из Десяти заповедей (Шмот 20:7): «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту». Мудрецы (Швуот 21а) объясняют, что это запрет произносить напрасную клятву. Иными словами, клянясь именем Б-га, человек словно заявляет: так же, как верно то, что у меня есть Б-г, верны мои слова. Произнося же ненужную или ложную клятву, он позорит Того, Чьим именем клянется, и это очень серьезное нарушение.

Всё же, обычно эти слова понимают как запрет произносить имя Б-га напрасно, без серьезной необходимости. И действительно, такой запрет тоже существует. Мудрецы (Тмура 4а) выводят его из заповеди: «Господа, Б-га твоего, бойся…» (Дварим 6:13). Дело тут, видимо, в том, что человек инстинктивно опасается произносить имя того, перед кем он испытывает страх. И, если он способен с легкостью упоминать имя Всевышнего «просто так», без серьезной необходимости, — это явный признак того, что ему недостает трепета перед Творцом.

К какому из имен Всевышнего относится запрет?

Не только к непроизносимому четырехбуквенному Имени, но и к другим святым Именам. Всего, как известно, существует семь «нестираемых» святых Имен, их список приводится в трактате Швуот Вавилонского Талмуда (35а) и кодексе Рамбама Мишне Тора (Законы основ Торы 6:5), каждое из таких Имен запрещается произносить напрасно (Хаей Адам 5:1; автор — рав Авраам Данциг).

Иногда при обращении к Б-гу вместо имени используются слова, указывающие на какое-то Его свойство или проявление в нашем мире: такие, как «Творец», «Всевышний», «Милосердный». К этим словам запрет не относится. Ведь они выбраны специально, чтобы заменить имя Б-га, поэтому их произнесение не означает отсутствие трепета перед Ним.

Что же касается имен Всевышнего на других языках, таких, как «Б-г» или «Господь», или God по-английски, или Алла по-арабски, здесь у наших законодателей нет единого мнения. Согласно мнению автора комментария Мишна Брура (215:19), произносить их попусту тоже запрещено. Впрочем, я неоднократно слышал, как раввины на уроках произносят слово «Б-г» (на русском языке). Возможно, они считают, что Имя, произносимое на уроке, не является произнесенным напрасно. В любом случае, имя Б-га можно произносить, прославляя или благодаря Его (Мишна Брура, там же), или же цитируя отрывки из Танаха (Каф а-хаим, там же, 24).

Важно отметить: даже в том случае, когда имя Б-га произносить разрешается, делать это следует с должным трепетом и почтением. Ведь в этом тоже проявляется наш трепет перед Всевышним (см. Хаей Адам, там же).

Что же касается напрасной клятвы, то, даже если клятва не содержит самого имени Б-га (например, «клянусь Тем, кого называют Милосердным» и т.п.), тот, кто ее произносит, нарушает запрет «Не произноси имени Господа, Б-га твоего, попусту» (Рамбам, Законы клятв 2:2). Ведь фактически это означает, что человек поклялся Его именем, пусть даже и не упоминая самого Имени.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Обеты и клятвы. Бемидбар 44

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»

Запрет на убийство ради спасения жизни

Рав Шимон Соскин

Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх одиночества.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».