Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обещания надо выполнять?

Темы: Клятва, Йеошуа бин-Нун, Танах, Пинхас, Яаков, Авраам, Обет, Обещание, Рав Нахум Шатхин

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»).

Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование?

Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование.

Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих?

Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей?

Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав

Отвечает рав Нахум Шатхин

Уважаемый Святослав,

Спасибо за интересный вопрос!

Обещания надо выполнять

Историй об обещаниях и клятвах в Танахе достаточно. Постараюсь привести Вам несколько, самые известные из них.

Роковая клятва

Одной из самых первых клятв была клятва Авраама, которую можно назвать роковой для нашего народа.

Когда Авраам переселяется жить на территории, подконтрольные царю плиштим (филистимлян) Авимелеху, в районе ручья Грар, он опасается, что местное население, у которого нет страха перед Небесами, заинтересуется его женой Сарой. Чтобы заполучить ее, они просто убьют Авраама, а тогда всё будет уже «законно». Поэтому Авраам говорит, что Сара — его сестра. Авимелех берет Сару в свой дом, подвергается наказанию Небес, возвращает Сару Аврааму, и тот уходит из земли филистимлян.

После того, как Авраам вышел живым из Сдома, смог победить армии могущественных царей, и после того, как у них с Сарой в преклонном возрасте родился сын, Авимелех понимает, что Всевышний покровительствует Аврааму. Авимелех приходит к Аврааму и просит его заключить с ним союз. Авраам соглашается, совершая роковую ошибку.

Авимелех просит, чтобы Авраам поклялся ему: «Теперь же поклянись мне здесь Б-гом, что ты не изменишь ни мне, ни сыну моему, ни внуку моему; по добру, которое я сделал тебе, так и ты будешь делать со мною и с землею, в которой ты проживал» (Берешит 21:23). А после, в знак примирения и союза, берет из рук Авраама семь животных.

Мидраш рассказывает, что той же ночью Всевышний открывается Аврааму. Творец говорит, что Авраам поступил опрометчиво, не узнав Его воли. Очевидно, что, если бы Авраам спросил Всевышнего, разрешения заключить союз он бы не получил. Всевышний объясняет: дав Авимелеху семь баранов, Авраам наделил филистимлян силой, благодаря которой они смогут противостоять народу Израиля. Теперь предопределено, что прекратят существование семь святилищ: Мишкан в пустыне; Мишкан в Гильгале; Мишкан в Шило (был разрушен непосредственно филистимлянами); Нов — город коэнов; Гивон; Первый и Второй Храмы. Семь лидеров падут от рук филистимлян: Шимшон, два сына первосвященника ЭлиХофни и Пинхас; царь Шауль и три его сына (все семь — от рук филистимлян).

А поклявшись, что его потомки не будут притеснять три поколения отпрысков Авимелеха, Авраам просто связал руки собственным потомкам. Получилось так: последний внук Авимелеха умер лишь во времена царя Давида и клятва оставалась действительной более восьмисот лет. На протяжении всего этого периода филистимляне неоднократно нападали на Израиль, нарушая клятву. Казалось бы, раз филистимляне нарушили договор, евреи также освобождаются от его соблюдения. Однако Всевышний не позволил евреям уподобиться филистимлянам. Ведь со стороны это может быть расценено как нарушение клятвы, что было бы осквернением имени Всевышнего.

Но, как только умер последний внук Авимелеха, Давид покорил филистимлян, разрушил крепостные стены их городов, и с того момента они исчезают с политической карты мира.

Обет Яакова

Говорят наши мудрецы: самым страшным изгнанием из всех, что пережил наш народ, было изгнание Яакова у Лавана. Догадываясь о том, что ему предстоит пережить, Яаков дает обет Всевышнему. «И дал обет Яаков, сказав: если Б-г будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом, А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Б-жиим; и из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть» (Ваеце 28:20-21).

Благополучно вернувшись в Святую Землю, Яаков замешкался с выполнением этого обета. И, по мнению некоторых комментаторов, именно за это он потерял Рахель

Ошибочная клятва жителям Гивона

Перед тем как приступить к завоеванию Святой Земли, Йеошуа отправил послания всем ее народам. Им предлагалось: остаться жить под еврейской гегемонией, приняв на себя соблюдение семи заповедей сыновей Ноаха; уйти с этой Земли; или принять бой, после которого пощады не будет никому.

Жители четырех городов во главе с Гивоном решили, что они уже утратили возможность принять мирные условия. Они оделись как странники, прошедшие долгий путь, и пришли к Йеошуа с просьбой о заключении союза. Поверив, что они представляют народы, живущие далеко, Йеошуа заключил союз. А когда обман раскрылся, евреи могли бы отказаться соблюдать договор, заключенный по ошибке, но Всевышний не позволил им этого. Вновь — чтобы не вышло осквернения Имени. Так и прожили эти кнаанейцы среди народа Израиля сотни лет. Ушли в изгнание вместе с евреями после разрушения Первого Храма. Вернулись вместе с евреями возводить Второй Храм. Однако частью нашего народа так и не стали.

Трое, что дали обет

В книге Шофтим (Судей; гл.11) рассказано, как братья Ифтаха по отцу изгнали его, чтобы он не смог разделить с ними наследство. Ифтах уходит за пределы Святой Земли, где к нему ни у кого не будет претензий. Но проходит время, и аммонитяне нападают на еврейские земли за Йардэном (Иорданом). Старейшины Гилада (область в Заиорданье) в поисках достойного лидера, который сможет возглавить военную компанию против аммонитян, обращаются за помощью к Ифтаху. Ифтах добивается убедительной победы над врагом. И всё бы хорошо, но вот обет, который он дал Всевышнему перед битвой, оказывается очень проблемным.

Читаем в талмудическом трактате Таанит: сказал раби Шмуэль бар-Нахмани, передавая слова раби Йеонатана: «Трое дали обет Всевышнему неподобающим образом. Двоим ответил Всевышний как полагается, а одному — нет. Двое — это Элиэзер, раб Авраама, и Шауль, сын Киша».

Элиэзер решил, что та девушка, которая напоит его и его верблюдов, станет невестой Ицхака. Это было неразумно: а вдруг это сделает не очень достойная девушка? Всевышний все же посылает ему Ривку.

Царь Шауль опрометчиво обещает тому, кто поразит Гольята (Голиафа), свою дочь в жены. А вдруг это будет мамзер или недостойный человек? Но и здесь Всевышний помог Шаулю: его зятем стал Давид.

Ифтах а-Гилади

Выходя на войну против армии аммонитян, он дает обет. «Если Ты предашь врагов в руки мои, то да будет: выходящий из дверей дома моего навстречу мне, вознесу его во всесожжение» (Шофтим 11:31). Написано в мидраше Танхума: в то время поднялся гнев Всевышнего на Ифтаха: «Если бы вышел навстречу тебе верблюд, собака или свинья, принес бы их Мне в жертву?» Поэтому Он сделал так, что первой навстречу ему вышла его дочь, которую он был вынужден посвятить полностью Всевышнему и оставить на всю жизнь незамужней.

И, все же, почему Всевышний поступил с Ифтахом так сурово? Отвечает мидраш: чтобы все, дающие обет, учили законы обетов и то, как правильно их давать и выполнять.

Остается несколько вопросов. Можно ли было отменить этот обет? Если да, то почему этого не сделали? И как сложилась судьба дочери Ифтаха?

Сказано в мишне трактата Тмура: если скажет человек о нечистом животном или о животном с физическим недостатком, что оно будет принесено в жертву, — как будто бы ничего не сказал (т. к. эти животные непригодны для жертвоприношения). Но если о непригодных для жертвы животных скажет человек: пусть будут они как жертва, то он должен выкупить их, пожертвовав их стоимость. Из стиха в книге Шофтим, который мы процитировали, видно, что Ифтах обещает принести в жертву первого, кто выйдет ему навстречу. Это именно тот вариант, о котором в мишне сказано: такой обет вообще не имеет силы («как будто бы ничего не сказал»). Если все так просто, почему же он решил выполнить свой обет?

Ответ прост. Сам Всевышний скрыл от него этот закон — в наказание. Но за что? За то, что зря пролил кровь. В следующей главе рассказано, как колено Эфраима пришло к Ифтаху с претензией, что их не позвали на войну. Точно в такой же ситуации в прошлом оказался Гидон (см. главу 8). Но будучи, видимо, не только хорошим воином, но и хорошим политиком, Гидон смог остудить горячих сынов Эфраима, и спор был улажен. Ифтах же в своем споре с коленом Эфраима только подлил масла в огонь. Произошло сражение, в котором победили жители Гилада. В результате этого столкновения погибают 42 тысячи эфраимлян, а Всевышний скрывает от Ифтаха возможность избавиться от обета.

Но мудрецы говорят, что существовала еще одна возможность выйти из этого положения. Можно было пойти к величайшему из мудрецов Торы, и он нашел бы выход, сумел отменить обет. В то время был еще жив Пинхас, сын Элазара, и к нему должен был прийти Ифтах со своей проблемой. Но этого не произошло.

Сказано в книге Коэлет (10:6): «Невежество вознесено на большую высоту, а богатые сидят низко». Поясняется мидраш: «невежество вознесено…» — это Ифтах, «богатые сидят низко» — это Пинхас. Ифтах решил, что его общественный статус выше, чем статус Пинхаса. Он — лидер и глава народа, он руководит армией, он одержал победу над врагами — пусть Пинхас придет к нему сам и разрешит его обет. У Пинхаса были свои соображения на этот счет. Да, Ифтах принес избавление народу, но я первосвященник, сын первосвященника, я духовный лидер народа — если ему надо, он должен прийти ко мне.

Но пусть это не покажется Вам, не дай Б-г, дешевым спором между людьми, для которых нет ничего важнее их статуса, готовыми из-за этого поломать судьбу несчастной девушки. Каждый понимал, что он должен поступать в соответствии с буквой закона, и каждый приводил свои доводы. Позже будет прецедент: один из величайших пророков в истории еврейского народа, пророк Элияу, придет по делу к царю Ахаву (да еще к нечестивому царю). Будет и обратный случай, когда царь Йеорам, сын Ахава, придет с вопросом к пророку Элише, ученику пророка Элияу.

Но только вот пока, за решением этих важных вопросов, «затерялась» та несчастная, которой пришлось на всю жизнь остаться незамужней. Ифтах же с Пинхасом были наказаны за чрезмерную гордыню. У Ифтаха началась болезнь, от которой гниют и отпадают органы тела, а у Пинхаса были отобраны первосвященство и пророческий дар.

«Когда дашь Б-гу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит (Он) глупцам, то, что обещал исполни. Лучше обета не давать чем давать и не исполнить» (Коэлет 5:3-4).

«Кто гонится за почетом — погубит свой (прежний) почет» (Авот 1:13).

С уважением, Нахум Шатхин,

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше