Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Запрещено рассказывать другим о грехе человека ни за его спиной, ни в его присутствии»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»

Рекомендуем:

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Есть ли свобода выбора у Б-га?

Отвечает Рав Бенцион Зильбер

Сегодня читаем главу Ръе

Рав Бенцион Зильбер

Разрешена ли торговля в Субботу?

Отвечает Рав Натан Агрес

Душа общества

Рав Реувен Пятигорский

Наполеондоры из Минска

06 мая 2010, 01:06

Отложить Отложено

<Как один раввин многое потерял, но не захотел, чтобы его подозревали в воровстве или мошенничестве>

На одном из форумов мне пришлось участвовать в разговоре о необходимости ведения прозрачной политики всеми, кто наделен хоть какой-властью – от габая синагоги до президента крупной страны. В частности, привел я на том обсуждении такой рассказ.

Герой этой правдивой истории – раби Шломо Залман Поруш, известнейший талмудист и праведник (родной дедушка недавно умершего посека, раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль). Время происшествия – непосредственно перед Первой мировой войной.

Рав Поруш ждал деньги из Минска, которые должны были прибыть в Святую землю накануне Песаха, чтобы раздать их беднякам на праздник. Но деньги задерживались. Тогда он обратился к другому раввину, человеку состоятельному, к раву Файвелю Столяру, и взял у него в долг 200 золотых наполеонов[1], страшная по тем временам сумма. И сказал, что, как только придет помощь из Минска, он сразу вернет долг.

Однако помощь вовремя не пришла, поэтому рав Поруш пошел после Песаха и вернул раву Столяру 110 наполеонов (заняв у других людей), а про остальные сказал, что отдаст чуть позже. И вот, через два месяца, с большим опозданием пришла помощь – и рав Поруш наконец-то смог вернуть долги своим кредиторам, после чего пошел вернуть раву Файвелю Столяру оставшиеся 90 наполеонов.

Но реб Файвель был стар – он давно забыл про 110 наполеонов. Поэтому сказал, что от рава Поруша ничего не получил. Так что пусть вернет весь долг в 200 золотых монет[2].

Понятно, что рав Поруш стоял на своем. Дело дошло до раввинского суда. А в то время иерусалимским судом руководил раби Шмуэль Салант, личность крайне колоритная и особо почитаемая всеми жителями города. Праведник и умница был величайший. И вот, под его председательством, суд постановил, что раву Шломо Залман следует дать клятву с именем Всевышнего о том, что он деньги вернул. (Так поступают, когда нет документов, доказывающих правоту ответчика.)

На это рав Шломо Залман сказал, что он никогда не дает таких страшных клятв – даже в случае полной и несомненной для него истины. Дескать, он не сомневается, что прав, но клятву дать отказывается. Ибо таков обычай крупных раввинов, идущий с древних времен.

В ответ рав Салант вынес решение, принуждающее его дать такую клятву. И пояснил, что иначе его будут подозревать люди. Ведь, что они подумают? Что, поскольку рав не хочет поклясться – значит, деньги у него.

Делать нечего. Против решения раввинского суда идти нельзя. И рав Шломо Залман принял на себя это постановление. Впрочем, попросил себе три дня отсрочки – чтобы подготовиться к клятве.

Наконец, в установленный судом день он вместе со всей семьей пришел, облаченный в белые (траурные) одежды, – и дал клятву.

Вроде бы дело разрешилось самым лучшим образом. Но люди есть люди. Кто-нибудь да скажет потихоньку: не сразу поклялся – значит, "рыльце в пушку".

И что сделал наш рав? Продал свою квартиру за 50 наполеонов, взял в долг еще 60 и отдал 110 наполеонов на строительство синагоги в иерусалимском квартале "Бейт Исраэль". Называется синагога "Бейт Яаков" (дом Яакова). Она стоит поныне, на ее северной стороне висит табличка: "Построено на сумму в 110 наполеонов, данных одним человеком на цдаку". Приедете туристом в святой город – пройдите по этому району, полюбуйтесь на табличку. Чистая прозрачность и финансовая открытость!

Зачем он так сделал? Чтобы очистить себя от малейших подозрений.

Кстати, через год после тех событий, за несколько дней до Песаха (т.е. во время уборки дома) в семье рава Файвеля нашли мешочек с этими несчастными 110 наполеонами. И он при всех попросил у рава Поруша прощения. Вот и вся история. Делай, что хочешь – но будь вне подозрений. Даже когда ни в чем не виноват и совесть твоя чиста.



 

[1] Napoléon d'or, так по-русски и говорили: наполеондор, букв. "золотой Наполеон". Но наполеон короче.

 

[2] Хотя надо полагать, 90 он у него взял. Поскольку дальше о них ни слова.

Теги: Мусар

Оставить комментарий

7 комментариев

сг, 06-05-2010 08:57:35

А НА КАКОЙ УЛИЦЕ НЕХОДИТСЯ УПОМЯНУТАЯ СИНАГОГА?
СПАСИБО

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:54:38

Пожалуйста. ЗахОдите в квартал, спрашиваете "Бейс Яакойв". Находите, осматриваете. Потом приходите сюда - делитесь впечатлением, окей? (Причем пишете у нас не капс-локом, а в нормальном регистре, а мы вам спасибо за это говорим.))

ответить         Ссылка на комментарий
Guest, 06-05-2010 09:29:40

Шалом! Можно здесь Вас поблагодарить за урок "Ответ миссионерам"? Пронзительно.
Большое спасибо! И за всё остальное тоже.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:55:49

И вам спасибо - за отзыв. Кстати, сюда можно заходить под своим именем. Так и познакомимся.))

ответить         Ссылка на комментарий
uri, 06-05-2010 09:57:29

Спасибо за прекрасную историю. ситуация действительно возвышенная и поучительная. но и еще одной вещи на мой взгляд учит нас этот рассказ. нет ничего важнее и правильнее Алахи-нашего закона-простого и понятного (без всяких там псевдокабалистических наморочек).деньги даем берим возвращаем-Только в присутствии свидетелей. и касаемо это всех как знатоков Торы так и простых евреев.
еще раз спасибо за рассказ

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:59:40

Замечание ваше принял. Сам задал тот же вопрос: а где были свидетели, когда возвращалась часть суммы? В рассказе (вернее, в его многочисленных вариантах) об этом не говорится. Но устно практическм всем известно, что свидетели были. Были, что называется, да сплыли. Просто исчезли. Время такое - предвоенное, то-сё. Но вы правы, есть такая алаха - и ее, вряд ли рав Поруш нарушил.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 09-05-2010 00:58:28

Рав Реувен, извините за навязчивость, Вас опять требуют у меня в блоге...

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий