Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Заслуги мудрых жен

Рав Бенцион Зильбер

Еврейский синдром

Валерий Каджая

Зачем нужен раввин, если есть компьютер?

Отвечает Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Заглавные вопросы»

Односторонний мир

Мирьям Климовская

Победа над Германией связана с Пуримом?

Отвечает Рав Овадья Климовский

Наполеондоры из Минска

06 мая 2010, 01:06

Отложить Отложено

<Как один раввин многое потерял, но не захотел, чтобы его подозревали в воровстве или мошенничестве>

На одном из форумов мне пришлось участвовать в разговоре о необходимости ведения прозрачной политики всеми, кто наделен хоть какой-властью – от габая синагоги до президента крупной страны. В частности, привел я на том обсуждении такой рассказ.

Герой этой правдивой истории – раби Шломо Залман Поруш, известнейший талмудист и праведник (родной дедушка недавно умершего посека, раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль). Время происшествия – непосредственно перед Первой мировой войной.

Рав Поруш ждал деньги из Минска, которые должны были прибыть в Святую землю накануне Песаха, чтобы раздать их беднякам на праздник. Но деньги задерживались. Тогда он обратился к другому раввину, человеку состоятельному, к раву Файвелю Столяру, и взял у него в долг 200 золотых наполеонов[1], страшная по тем временам сумма. И сказал, что, как только придет помощь из Минска, он сразу вернет долг.

Однако помощь вовремя не пришла, поэтому рав Поруш пошел после Песаха и вернул раву Столяру 110 наполеонов (заняв у других людей), а про остальные сказал, что отдаст чуть позже. И вот, через два месяца, с большим опозданием пришла помощь – и рав Поруш наконец-то смог вернуть долги своим кредиторам, после чего пошел вернуть раву Файвелю Столяру оставшиеся 90 наполеонов.

Но реб Файвель был стар – он давно забыл про 110 наполеонов. Поэтому сказал, что от рава Поруша ничего не получил. Так что пусть вернет весь долг в 200 золотых монет[2].

Понятно, что рав Поруш стоял на своем. Дело дошло до раввинского суда. А в то время иерусалимским судом руководил раби Шмуэль Салант, личность крайне колоритная и особо почитаемая всеми жителями города. Праведник и умница был величайший. И вот, под его председательством, суд постановил, что раву Шломо Залман следует дать клятву с именем Всевышнего о том, что он деньги вернул. (Так поступают, когда нет документов, доказывающих правоту ответчика.)

На это рав Шломо Залман сказал, что он никогда не дает таких страшных клятв – даже в случае полной и несомненной для него истины. Дескать, он не сомневается, что прав, но клятву дать отказывается. Ибо таков обычай крупных раввинов, идущий с древних времен.

В ответ рав Салант вынес решение, принуждающее его дать такую клятву. И пояснил, что иначе его будут подозревать люди. Ведь, что они подумают? Что, поскольку рав не хочет поклясться – значит, деньги у него.

Делать нечего. Против решения раввинского суда идти нельзя. И рав Шломо Залман принял на себя это постановление. Впрочем, попросил себе три дня отсрочки – чтобы подготовиться к клятве.

Наконец, в установленный судом день он вместе со всей семьей пришел, облаченный в белые (траурные) одежды, – и дал клятву.

Вроде бы дело разрешилось самым лучшим образом. Но люди есть люди. Кто-нибудь да скажет потихоньку: не сразу поклялся – значит, "рыльце в пушку".

И что сделал наш рав? Продал свою квартиру за 50 наполеонов, взял в долг еще 60 и отдал 110 наполеонов на строительство синагоги в иерусалимском квартале "Бейт Исраэль". Называется синагога "Бейт Яаков" (дом Яакова). Она стоит поныне, на ее северной стороне висит табличка: "Построено на сумму в 110 наполеонов, данных одним человеком на цдаку". Приедете туристом в святой город – пройдите по этому району, полюбуйтесь на табличку. Чистая прозрачность и финансовая открытость!

Зачем он так сделал? Чтобы очистить себя от малейших подозрений.

Кстати, через год после тех событий, за несколько дней до Песаха (т.е. во время уборки дома) в семье рава Файвеля нашли мешочек с этими несчастными 110 наполеонами. И он при всех попросил у рава Поруша прощения. Вот и вся история. Делай, что хочешь – но будь вне подозрений. Даже когда ни в чем не виноват и совесть твоя чиста.



 

[1] Napoléon d'or, так по-русски и говорили: наполеондор, букв. "золотой Наполеон". Но наполеон короче.

 

[2] Хотя надо полагать, 90 он у него взял. Поскольку дальше о них ни слова.

Теги: Мусар

Оставить комментарий

7 комментариев

сг, 06-05-2010 08:57:35

А НА КАКОЙ УЛИЦЕ НЕХОДИТСЯ УПОМЯНУТАЯ СИНАГОГА?
СПАСИБО

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:54:38

Пожалуйста. ЗахОдите в квартал, спрашиваете "Бейс Яакойв". Находите, осматриваете. Потом приходите сюда - делитесь впечатлением, окей? (Причем пишете у нас не капс-локом, а в нормальном регистре, а мы вам спасибо за это говорим.))

ответить         Ссылка на комментарий
Guest, 06-05-2010 09:29:40

Шалом! Можно здесь Вас поблагодарить за урок "Ответ миссионерам"? Пронзительно.
Большое спасибо! И за всё остальное тоже.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:55:49

И вам спасибо - за отзыв. Кстати, сюда можно заходить под своим именем. Так и познакомимся.))

ответить         Ссылка на комментарий
uri, 06-05-2010 09:57:29

Спасибо за прекрасную историю. ситуация действительно возвышенная и поучительная. но и еще одной вещи на мой взгляд учит нас этот рассказ. нет ничего важнее и правильнее Алахи-нашего закона-простого и понятного (без всяких там псевдокабалистических наморочек).деньги даем берим возвращаем-Только в присутствии свидетелей. и касаемо это всех как знатоков Торы так и простых евреев.
еще раз спасибо за рассказ

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-05-2010 10:59:40

Замечание ваше принял. Сам задал тот же вопрос: а где были свидетели, когда возвращалась часть суммы? В рассказе (вернее, в его многочисленных вариантах) об этом не говорится. Но устно практическм всем известно, что свидетели были. Были, что называется, да сплыли. Просто исчезли. Время такое - предвоенное, то-сё. Но вы правы, есть такая алаха - и ее, вряд ли рав Поруш нарушил.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 09-05-2010 00:58:28

Рав Реувен, извините за навязчивость, Вас опять требуют у меня в блоге...

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий