Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц

Похвалить обновку

Отложить Отложено

 

<Этот материал написан и опубликован мной давно – в еженедельнике "Истоки", откуда теперь берутся многие мои статьи и заметки для сайта Толдот.ру. Но дело в том, что именно этот, предлагаемый мною материал, важен как раз сегодня. Он касается предыдущего моего поста – про девочку, которая говорит о покупках своих подруг только правду, даже если такая правда не совсем приятна другим людям. Можно ли так поступать? В иудаизме об этом сказано четко и однозначно: старайся не обижать людей.>

 

1. Правда и ложь

Про ложь сказано в Торе (Ваикра 19:11): "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга".

Стих говорит о неправде, которая может принести материальный ущерб другому еврею (поэтому в один запрет входит кража и ложь). Такая неправда недопустима во всех случаях.

Но что Тора говорит о неправде, которая не приводит к ущербу?

Она говорит, что любая ложь противна перед Творцом. Однако мир между людьми важнее всего. О каких случаях идет речь?

Например, мудрецы считают, что надо хвалить покупку, сделанную другим человеком, чтобы порадовать его, – независимо от качества приобретенной вещи. Мы говорим: поздравляем, это очень хороший товар, или – эта вещь стоит своих денег.

Условие разрешения сказать такую неправду просто и тривиально: наш собеседник хочет услышать подтверждение правильности своего выбора. Даже если вещь, на наш взгляд, неудачна или куплена по явно завышенной цене. Такие слова представляют собой допустимый вид обмана. В результате мы доставляем товарищу радость от его покупки.

Так устроены люди – им нравятся новые, только что приобретенные вещи. И мы должны поддерживать в окружающих радостное отношение к миру, помогая им тем самым жить.

Все, сказанное, относится только к тому случаю, когда наш товарищ не может вернуть неудачно купленную вещь продавцу по ряду причин. Но если вернуть некондиционный товар можно, то мы обязаны сказать другу о слабых сторонах покупки или о ее несоответствии цене. ("То же самое продается в лавке напротив за половину уплаченной тобой стоимости; идем, я тебе покажу. А эту вещь прихвати с собой, мы ее вернем, я знаком с этим продавцом – он возвратит тебе деньги".)

Главное, чтобы мы сами не ошиблись в достоинствах приобретенной вещи. И не менее важно – уметь так провести подобную беседу, чтобы друг понял, что мы занимаемся не критиканством, а по-настоящему хотим ему помочь.

 

2. Неудачная покупка

В предыдущем пункте мы затронули тему бытового характера: разрешает ли Тора говорить неправду, если в результате никому не будет нанесен ущерб? Мы выяснили, что такие случаи встречаются, – например, когда наш поступок связан с другой заповедью, – скажем, с обязанностью радовать ближнего, поздравляя его с новой покупкой.

А если покупка явно неудачна? Что надо делать? Смолчать? Покривить душой и сказать – ах, какая прелесть? Или честно объявить: где ты достал такую гадость?

Понятно, что обижать человека нельзя в любом случае. Надо все-таки поздравить его с приобретением. И это не будет ложью, потому что, раз он эту вещь купил, значит, она ему субъективно нравится, а на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Но если можно помочь ему вернуть неудачный товар, мы должны ему в этом помочь.

Вопрос: а если вещь еще не приобретена?

Допустим, мы узнали, что наш приятель собирается приобрести некую вещь в лавке, торгующей некондиционным товаром, и он не знает об этом, или он направляется в магазин, где предмет его желания стоит намного дороже, чем такая же вещь в другом магазине (мудрецы говорят – больше чем на одну шестую от рыночной стоимости предмета). В таком случае мы обязаны его об этом предупредить.

Так надо поступать, даже если тем самым наносится определенный ущерб владельцу указанного магазина.

Заметьте, что в приведенном законе нет указания на то, кто нам ближе – друг или незнакомый владелец магазина. Оба они евреи, а значит, не имеют преимущества в материальных опросах друг перед другом в глазах Торы, а следовательно, и в наших глазах.

Объяснение наших действий другое: владелец магазина, установив высокие цены на товары, ориентируется на соответствующих покупателей, которые к нему еще придут. О качестве продаваемых товаров или об их относительной дороговизне продавец должен предупреждать сам! И он нам будет благодарен нам за то, что мы взяли эту неприятную обязанность на себя, предупредив своего друга. Таков еврейский закон.

3. Правда и неправда

Выше мы спрашивали: разрешает ли Тора говорить неправду, если в результате никому не будет нанесен ущерб? Мы выяснили, что такие случаи бывают, – например, когда наш поступок связан с другой заповедью (скажем, с обязанностью радовать ближнего, поздравляя его с новой покупкой, и т.п.).

Но все ли мудрецы придерживались такого мнения?

Вот что пишет на эту тему рав Моше Пантелят в своей книге "От Синая до наших дней":

В талмудическом трактате "Ктубот" обсуждается вопрос о том, как следует хвалить и прославлять невесту перед женихом на свадебном пиршестве.

Есть такая заповедь – радовать жениха всю первую неделю со дня "хупы", свадьбы. В том числе надо хвалить его невесту. (Что может воодушевить его больше?)

Так вот, мудрецы школы Шамая говорят: нельзя прославлять невесту за несуществующие качества, поскольку лгать запрещено. Например, сварливую невесту можно хвалить за ум, хозяйственность, но не за характер.

Мудрецы школы Илеля говорят: любая невеста красива и добродетельна (так следует говорить всегда, даже если она несколько тяжела на характер).

Но как быть с запретом на ложь?

Школа Илеля не ищет компромиссов, это видно из ее ответа оппонентам, приведенного дальше в тексте Талмуда: да, лгать нельзя, но есть несколько случаев, когда неправда не является ложью. Например, человек сделал неудачную покупку на рынке. Может ли друг ее критиковать? Или стоит похвалить? Человек купил некую вещь, поскольку она ему понравилась. Субъективно он совершил хорошую покупку. Поэтому, хваля ее, чтобы поднять настроение ближнего, вы не уклоняетесь от правды, хотя эта правда и субъективна.

Так же и с невестой. В глазах жениха она вполне добродетельна или может таковой стать, в чем он искренне уверен. Поэтому, радуя жениха и невесту похвалой подобного рода, вы не удаляетесь от их субъективной истины: она – самая кротка невеста на свете, он – самый замечательный жених.

Однако школа Шамая не согласна с таким подходом (по крайней мере, в случае с невестой). Она считает, что отклониться от объективной истины, прикрываясь субъективной, нельзя.

Впрочем, мы живем по закону мудрецов школы Илеля[1].

 


 

[1] Мне представляется, что расхождение во мнениях двух школ можно понять хотя бы на примере следующего рассуждения. Не обижать людей, в том числе говоря им в лицо неприятную правду – это безусловный запрет и в стане мудрецов Шамая. Но Шамай и его коллеги живут как бы в идеальном мире Торы – там, где люди не умеют обижаться на критические замечания своего окружения, считая их справедливыми и объективными. Такие люди – настоящие праведники, они будут благодарны за любое честное слово, сказанное в адрес их имущества и их приобретений. Так, скорее всего, и будет в будущем, в том мире, который принесет нам Машиах. А пока мы пребываем в несколько иной реальности. И сами иногда расстраиваемся чужим словам, не находя их праведными и сказанными от чистого слова, – и сами нет-нет да обидим своего ближнего (да поможет нам Ашем стать лучше и чище).

Теги: Закон