Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Известно, что Суббота «весит» как все остальные заповеди, и у всех злодеев есть передышка в Субботу, и гаснет огонь Геhинома, но огонь, [пожирающий] осквернявших Субботу, не гаснет даже в Субботу

Осквернение Имени Всевышнего — самое тяжёлое из преступлений, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Йома 86а), о четырёх видах искуплений: «Преступил через осквернение Имени Всевышнего — раскаяние, Йом Кипур и страдания не искупают, а только день смерти, как сказано (Йешаяhу 22:14): “…Будет ли искуплен вам грех этот до смерти?!”».

Нида. Кроме того, что за это есть карет, сказано в Книге Зоhар (часть 2, Шмот 3аб): «Три [вида преступников] отталкивают Шхину от мира так, что люди кричат, но голос их не слышен, — вот они: нида, ибо нет в мире большей нечистоты, чем нечистота ниды…».

Суббота. Известно, что Суббота «весит» как все остальные заповеди, и у всех злодеев есть передышка в Субботу, и гаснет огонь Геhинома, но огонь, [пожирающий] осквернявших Субботу, не гаснет даже в Субботу. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Шабат 118б): «Если бы Израиль смог соблюсти две Субботы, как следует по закону, сразу пришло бы освобождение». И ещё сказали мудрецы, благословенной памяти (Там же): «Всякий, кто соблюдает Субботу, даже если он служит идолам, как Энош, ему прощают», как сказано (Йешаяhу 56:2): «Счастлив человек 253, который сделает это… бережёт Субботу от осквернения…».» И ещё написано (Йешаяhу 58:13,14): «Если вернёшь 254 в Субботу ноги твои… <…>…Тогда насладишься Всевышним…».

Нутряной жир и кровь. Известно, что наказание за это — карет, и они оскверняют душу.

Использование Святых Имён. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Авот 1:13): «…Использующий корону — уйдёт», — это значит, что он будет искоренён из мира: пропадёт — он или его сыновья, умрёт — он или его сыновья, обеднеет — он или его сыновья. Унижающий мудрецов и предатель (доносчик). Они из числа тех, у кого нет будущего мира и кто не встанет во время оживления мёртвых.

Напрасное семя. Это хуже, чем пролить чужую кровь; кроме того, нет конца пролитой крови их и их детей. А в Книге Зоhар, глава Вайеhи (часть 1, 219б): «У всех преступников есть раскаяние, кроме этих. И от наказания за все преступления малолетний свободен, кроме этого, — ведь Эр и Онан были младше семи лет и умерли за это от руки Небес; более того, тогда это ещё не было заповедано. И о поколении Потопа написано (Берешит 6:12): “…ибо сгубила всякая плоть свой путь 255 на земле”. И все создания, от человека до скотины, и птицы небесные, и пресмыкающиеся были стёрты, и даже почва была стёрта на три ладони (в глубину). Такого не было со дня сотворения мира и больше не будет никогда. Более того, это произошло, когда были заповеданы только семь заповедей».

Запрещённая еда. Известно, что она оскверняет даже душу 256, как написано (Ваикра 20:25): «…и не оскверняйте души ваши…». Более того, отказывающийся от неё называется «святым», как написано (Ваикра 11:43—45): «Не оскверняйте души ваши… <…> …И освятитесь… Ибо Я — Всевышний, поднявший… И будете святыми, ибо Свят Я». А ты знаешь, что святость приводит к Духу святости.

Клятва, если она напрасная или ложная. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «В час, когда Всевышний сказал: “Не произнеси 257…,” содрогнулся весь мир». И сказано (Иов 9:6): «Сдвигающий землю с места её, и столпы её задрожали», — и воды бездны хотели подняться и смыть весь мир. И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «За все преступления взыскивают с него 258, а за это — с него, с его семьи и со всего мира в целом». И даже если это правда 259.

И сказали мудрецы, благословенной памяти (Бемидбар Раба, начало главы Матот, пункт 22): «Шестьсот тысяч поселений было у царя Яная на царской горе, и все они были разрушены за клятвы, даже если те исполнялись». И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Ктубот 77б), о раби Йеhошуа бен Леви: «Сказал [о нём] Святой, благословен Он: “Посмотрите, если [хоть раз] в жизни он поклялся и отменил клятву у мудреца 260, — выгоните его из Сада Эден, а если нет, — оставьте”». Проверили, и обнаружили, что никогда в жизни он не просил отменить свою клятву, — более того, он никогда не клялся вообще.


253 В оригинале — энош (смертный), одно из названий человека в Торе.

254 Речь идёт о запрете покидать в Субботу границы поселения (города) — 2000 локтей от крайних домов.

255 «Путь» — дерех, на святом языке значит не только движение в пространстве, но и движение во времени. Дети, потомство — это продолжение, движение во времени, то есть «путь».

256 А не только тело.

257 «Не произнеси имя Г-спода, Всесильного твоего, напрасно…» (Шмот 20:7), — этот стих запрещает ложную и пустую клятву.

258 С преступника.

259 Запрещена не только ложная, но и «пустая» клятва, клятва, которая не нужна или не заповедана.

260 Если человек поклялся сделать нечто, а потом, в силу непредвиденных обстоятельств, не может это исполнить, он может освободить себя от этой клятвы с помощью мудреца.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе