Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

וישמע יתרו

עתה ידעתי כי גדול ה מכל האלוהים

“И услышал Итро” (18: 1)

“Теперь познал я, что Г-сподь выше всех богов” (18: 11)

Написал Ральбаг: “Итро не удовлетворился услышанным. Он пошёл увидеть своими глазами чудеса Творца и тем удостовериться в их истинности. И после этого сказал: “Теперь познал…”.

Отсюда мы учим, что человек должен приложить усилия, чтобы постичь величие и силу Творца, и даже отправиться для этого в дальние края.

В книге Ховот левавот рабейну Бехае читаем (Шаар ливхина 84): “Сказано уже, что природа в сравнении с Торой, как раб в сравнении с хозяином, потому что законы природы действуют и управляют миром в соответствии с Торой. Это значит, что Тора — как царь, и Творец руководит миром; природа — как раб, выполняющий приказы царя. Получается, что если нет Торы, то, естественно, нет того, кто побудит природу действовать. Как и, не дай Б-г, отсутствие кислорода — даже ненадолго, приведет к исчезновению жизни. Это относится и к духовности: если прервется процесс изучения Торы, мир не сможет существовать”.

И посему говорил р. Бенцион Аба Шауль: “Ответ на вопрос, ставящий в затруднение многих, почему ученики ешив не служат в армии, прост. Тора воздействует на миропорядок: чем больше учат Тору, тем устойчивее и совершеннее мир.

Каждый день злоумышляют наши враги разными способами помешать и поразить нас, но Творец спасает нас; и зачастую — с помощью чудес, стоящих над законами природы. И в какую заслугу Б-г делает это? Благодаря Торе, которая, как сказано выше, “царь природы”, постоянно управляющий ею, и она же, Тора охраняет и спасает народ Израиля, который изучает её.

Если так, то насколько должен быть счастлив каждый, кто учит Тору. Представим себе человека, который оказывает помощь умирающему, делает ему искусственное дыхание и возвращает к жизни. Как радостно спасти человеку жизнь! А насколько велика радость, если удается спасти несколько жизней! Если знает изучающий Тору, что весь мир существует благодаря нему, то, безусловно, должен преисполниться огромной радости!”

ואתה תחזה מכל-העם אנשי חיל יראי אלקים אנשי אמת שנאי בצע

“Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть” (18: 21)

Неевреи весьма уважали и ценили еврейских судей и часто прибегали к их помощи.

Исключительным был случай с раби Шаломом Тито, которого правитель Ливии назначил членом Верховного суда. Мнение рава, основанное исключительно на Торе, было зачастую решающим в Верховном суде! Большинство судей-мусульман признавали авторитет рава и соглашались с его решениями, даже не всегда понимая их.

Однажды слушалось дело араба, обвиняемого в убийстве. Все улики подтверждали обвинение, и судьи приговорили араба к смертной казни, все — кроме раби Шалома, отказавшегося подписывать смертный приговор. “Я чувствую, — сказал рав, — что человек невиновен. Я должен провести дополнительное расследование, чтобы, не дай Б-г, не вынести несправедливого приговора”.

Судьи были удивлены: улики выглядели убедительно, свидетельства казались неопровержимыми, однако раби Шалом стоял на своём, и поэтому вынесение приговора отложили. Раби Шалом продолжил расследование, и выяснилось, что недоброжелатели оговорили подсудимого и наняли лжесвидетелей. Раби представил обнаруженные доказательства, и судьи признали, что он предотвратил пролитие невинной крови. Когда арабу стало известно, кто его спас, пришёл он к раби Шалому и благодарил его от всего сердца и просил принять крупную сумму.

Раби отказался.

После долгих просьб рав все-таки согласился — чтобы раздать деньги бедным!

Так дважды было освящено Имя Всевышнего: в глазах Израиля и в глазах других народов!

ושפטו את העם בכל עת

“И пусть судят они народ во всякое время” (18: 22)

Р. Хаим Фаладжи, рав города Измира (Турция), был всецело предан общине. Всегда стояли у дома рава люди, пришедшие за советом, и он никогда никому не отказывал.

Однажды в полдень домочадцы принесли раву поесть, а в это время зашёл к нему очередной посетитель. Рав улыбнулся, отставил тарелку и занялся делами еврея. Тот получил ответ и вышел. Рав было взял тарелку, но тут зашёл следующий посетитель. И так повторялось всё время: тарелка придвигается и отодвигается, люди входят и выходят… В конце концов, в какой-то момент поток посетителей прервался, и рав успел доесть уже остывшую еду. Тогда в комнату вошел сын рава и сказал, что приходила женщина с вопросом, но семейные со всей возможной учтивостью объяснили ей, что рав ест, и попросили вернуться позже. В тревоге спросил рав домочадцев, знакома ли им посетительница. Они ответили, что знают только, что женщина живёт на окраине города. Оделся рав и велел сыну сопровождать его: “Пойдем, поищем эту женщину. Выслушаем, что она хотела спросить, и ответим, что нужно ответить, а ты попросишь у неё прощения…”

לא יהיה לך אלקים אחרים על פני

“Да не будет у тебя богов предо Мною” (20: 2)

Один из тунисских министров любил и почитал р. Моше Акоэна и всё время вёл с ним разговоры на религиозные темы, например, почему рав не верит в “пророка” Мухаммеда. Рав всячески избегал подобных разговоров, справедливо полагая их опасными. Однажды пристал министр к раву особенно рьяно: “Сегодня тебе не удастся так просто от меня отделаться, ибо я желаю знать истинную причину, почему тебя не устраивает ислам, обещающий рай после смерти. И жалко мне тебя, брат мой, возможно после смерти тебя ожидают суровые наказания и беды…”. Ответил ему рав: “Подожди немного, господин! Сейчас я занят ответом на серьёзный вопрос, опубликованный в газете, а за правильный ответ обещан приз!”

Спросил министр: “Что за вопрос?” Ответил рав: ”Царь захватил город, поставил во главе одного из своих министров и определил законы управления городом, повелев строго наказывать того, кто осмелится их нарушить. В один прекрасный день пришёл к городскому голове уважаемый человек и сказал: “Я посланник царя. Он приказал изменить часть законов, и, если ослушаешься меня, будешь отвечать”. Растерялся правитель: что делать, поверить гостю или нет?

Рассказ удивил собеседника р. Моше Акоэна, и тот сказал: “Ведь вначале царь сам разговаривал с министром. Как же можно слушать человека, утверждающего, что он посланник царя?”

Ответил рав: “Конечно же, господин мой прав! Ну, а теперь вернемся к твоему вопросу, я готов выслушать его вторично”. Министр подумал немного и произнес: “Правильно сказал “пророк” Мухаммед: “Не спорьте с народом Книги!”

לא תשא את שם ה אלקים כי לא ינקה ה את אשר-ישא את שמו לשוא

“Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Г-сподь того, кто произносит имя Его попусту” (20: 7)

Великий Бен Иш Хай рассказал как-то случай, происшедший с его дедом, раби Моше Хаимом из Багдада.

Пришёл как-то один человек к р. Моше на суд Торы, дабы востребовать у товарища имущество. Товарищ отрицал всё безоговорочно и даже был готов поклясться. Расспросив обоих, рав пришел к заключению, что справедливость — с истцом, а ответчик готов клясться ложно, хотя бы и на свитке Торы. Сказал рав ответчику: ”Ты думаешь, я заставлю тебя поклясться на свитке Торы? Нет и нет! Ты должен будешь поклясться на скрижалях Завета!” — и тут же позвал служителя суда и сказал ему: “Пойди, окунись десять раз в микву и принеси мне две скрижали Завета — они находятся в моем доме, в моей комнате, на моём столе!”

Ответчик страшно испугался: не иначе как сам Моше спустил скрижали с небес! Весь дрожа, сказал ответчик: “Я готов уплатить, но не кляcться!” Сказал рав: “Нет, ты уже обязался покляcться!” Признался тут ответчик: “Обманул, раби!” — и рассказал, как одолжил деньги и как потом отказывался возвращать их.

Зная, что рав никогда не обманывает, спросил из любопытства ответчик: “А скрижали Завета — где они?”

“Сейчас придёт служитель, и увидишь!” — сказал рав.

И, действительно, через несколько минут появился служитель: пейсы влажные от миквы, а в руках — книга “Две скрижали Завета”, которая лежала на столе рава…

* * *

Мудрецы говорят, что мир содрогнулся, когда Г-сподь произнёс этот стих. Существуют, однако, люди, не всегда строго следующие этому запрету, хотя в Торе сказано, что Г-сподь внимательно следит за его соблюдением.

Как-то рав Йеуда ибн Атар, глава раввинского суда в городе Фесе (Марокко), дед знаменитого Ор Ахаима, жившего 300 лет назад, прибыл в Тунис. Жил там один еврей, который обычно брал в долг у арабов деньги, вкладывал их в дело, а затем делил прибыль с кредиторами.

Однажды занял еврей у одного араба довольно большую сумму, спрятал деньги среди бочек в подвале и отрицал сам факт займа. Араб вызвал его в суд, однако еврей и в суде отрицал, что получил деньги. Судья потребовал у еврея клятвой подтвердить свои показания. Араб настаивал, чтобы еврей поклялся именем р. Йеуды ибн Атара. Позволил себе еврей обмануть араба, подтвердив показания ложной клятвой. Араб вернулся домой расстроенный, а еврей решил отметить лёгкую добычу, созвав знакомых и друзей на пир. Чтобы принести вино, спустился он со свечой в подвал, разлил вино по кувшинам и поднялся наверх, забыв в подвале горящую свечу. От пламени свечи загорелась сначала деревянная полка, потом сера, хранившаяся в подвале. В результате дом вместе со всем имуществом сгорел.

Араб увидел в этом вмешательство Творца. Он, конечно, потерял деньги, однако и еврей не избежал наказания за ложную клятву!

Отправился араб в Фес, чтобы рассказать раву Йеуде о судьбе еврея, поклявшегося его именем, и в знак уважения поднес раву подарок. Рав Йеуда не захотел брать подношение, поводом к которому послужило постигшее еврея несчастье, и посему раздал деньги бедным.

Если человек, поклявшийся именем праведника, наказан так сурово, какое же наказание ждет того, кто клянётся ложно именем Творца!

כבד את אביך ואת אמיך

“Чти отца своего и мать свою” (20: 12)

Когда будущему раву Баруху Толедано было десяти лет, он тяжело заболел. Громкие стоны немного облегчали его страдания. Однако, завидев отца, р. Яакова, входящим в комнату, ребёнок переставал стонать и молча извивался в постели от боли. Едва отец выходил, он вновь начинал стонать и кричать. Когда его спросили о причине такого поведения, мальчик ответил: «Остерегался я огорчить отца”.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Бизнес по-еврейски

Как построить и вести современный бизнес, оставаясь в рамках законов Иудаизма
В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.