Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен приложить усилия, чтобы постичь величие и силу Творца

וישמע יתרו

עתה ידעתי כי גדול ה מכל האלוהים

“И услышал Итро” (18: 1)

“Теперь познал я, что Г-сподь выше всех богов” (18: 11)

Написал Ральбаг: “Итро не удовлетворился услышанным. Он пошёл увидеть своими глазами чудеса Творца и тем удостовериться в их истинности. И после этого сказал: “Теперь познал…”.

Отсюда мы учим, что человек должен приложить усилия, чтобы постичь величие и силу Творца, и даже отправиться для этого в дальние края.

В книге Ховот левавот рабейну Бехае читаем (Шаар ливхина 84): “Сказано уже, что природа в сравнении с Торой, как раб в сравнении с хозяином, потому что законы природы действуют и управляют миром в соответствии с Торой. Это значит, что Тора — как царь, и Творец руководит миром; природа — как раб, выполняющий приказы царя. Получается, что если нет Торы, то, естественно, нет того, кто побудит природу действовать. Как и, не дай Б-г, отсутствие кислорода — даже ненадолго, приведет к исчезновению жизни. Это относится и к духовности: если прервется процесс изучения Торы, мир не сможет существовать”.

И посему говорил р. Бенцион Аба Шауль: “Ответ на вопрос, ставящий в затруднение многих, почему ученики ешив не служат в армии, прост. Тора воздействует на миропорядок: чем больше учат Тору, тем устойчивее и совершеннее мир.

Каждый день злоумышляют наши враги разными способами помешать и поразить нас, но Творец спасает нас; и зачастую — с помощью чудес, стоящих над законами природы. И в какую заслугу Б-г делает это? Благодаря Торе, которая, как сказано выше, “царь природы”, постоянно управляющий ею, и она же, Тора охраняет и спасает народ Израиля, который изучает её.

Если так, то насколько должен быть счастлив каждый, кто учит Тору. Представим себе человека, который оказывает помощь умирающему, делает ему искусственное дыхание и возвращает к жизни. Как радостно спасти человеку жизнь! А насколько велика радость, если удается спасти несколько жизней! Если знает изучающий Тору, что весь мир существует благодаря нему, то, безусловно, должен преисполниться огромной радости!”

ואתה תחזה מכל-העם אנשי חיל יראי אלקים אנשי אמת שנאי בצע

“Ты же высмотри из всего народа людей способных, богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть” (18: 21)

Неевреи весьма уважали и ценили еврейских судей и часто прибегали к их помощи.

Исключительным был случай с раби Шаломом Тито, которого правитель Ливии назначил членом Верховного суда. Мнение рава, основанное исключительно на Торе, было зачастую решающим в Верховном суде! Большинство судей-мусульман признавали авторитет рава и соглашались с его решениями, даже не всегда понимая их.

Однажды слушалось дело араба, обвиняемого в убийстве. Все улики подтверждали обвинение, и судьи приговорили араба к смертной казни, все — кроме раби Шалома, отказавшегося подписывать смертный приговор. “Я чувствую, — сказал рав, — что человек невиновен. Я должен провести дополнительное расследование, чтобы, не дай Б-г, не вынести несправедливого приговора”.

Судьи были удивлены: улики выглядели убедительно, свидетельства казались неопровержимыми, однако раби Шалом стоял на своём, и поэтому вынесение приговора отложили. Раби Шалом продолжил расследование, и выяснилось, что недоброжелатели оговорили подсудимого и наняли лжесвидетелей. Раби представил обнаруженные доказательства, и судьи признали, что он предотвратил пролитие невинной крови. Когда арабу стало известно, кто его спас, пришёл он к раби Шалому и благодарил его от всего сердца и просил принять крупную сумму.

Раби отказался.

После долгих просьб рав все-таки согласился — чтобы раздать деньги бедным!

Так дважды было освящено Имя Всевышнего: в глазах Израиля и в глазах других народов!

ושפטו את העם בכל עת

“И пусть судят они народ во всякое время” (18: 22)

Р. Хаим Фаладжи, рав города Измира (Турция), был всецело предан общине. Всегда стояли у дома рава люди, пришедшие за советом, и он никогда никому не отказывал.

Однажды в полдень домочадцы принесли раву поесть, а в это время зашёл к нему очередной посетитель. Рав улыбнулся, отставил тарелку и занялся делами еврея. Тот получил ответ и вышел. Рав было взял тарелку, но тут зашёл следующий посетитель. И так повторялось всё время: тарелка придвигается и отодвигается, люди входят и выходят… В конце концов, в какой-то момент поток посетителей прервался, и рав успел доесть уже остывшую еду. Тогда в комнату вошел сын рава и сказал, что приходила женщина с вопросом, но семейные со всей возможной учтивостью объяснили ей, что рав ест, и попросили вернуться позже. В тревоге спросил рав домочадцев, знакома ли им посетительница. Они ответили, что знают только, что женщина живёт на окраине города. Оделся рав и велел сыну сопровождать его: “Пойдем, поищем эту женщину. Выслушаем, что она хотела спросить, и ответим, что нужно ответить, а ты попросишь у неё прощения…”

לא יהיה לך אלקים אחרים על פני

“Да не будет у тебя богов предо Мною” (20: 2)

Один из тунисских министров любил и почитал р. Моше Акоэна и всё время вёл с ним разговоры на религиозные темы, например, почему рав не верит в “пророка” Мухаммеда. Рав всячески избегал подобных разговоров, справедливо полагая их опасными. Однажды пристал министр к раву особенно рьяно: “Сегодня тебе не удастся так просто от меня отделаться, ибо я желаю знать истинную причину, почему тебя не устраивает ислам, обещающий рай после смерти. И жалко мне тебя, брат мой, возможно после смерти тебя ожидают суровые наказания и беды…”. Ответил ему рав: “Подожди немного, господин! Сейчас я занят ответом на серьёзный вопрос, опубликованный в газете, а за правильный ответ обещан приз!”

Спросил министр: “Что за вопрос?” Ответил рав: ”Царь захватил город, поставил во главе одного из своих министров и определил законы управления городом, повелев строго наказывать того, кто осмелится их нарушить. В один прекрасный день пришёл к городскому голове уважаемый человек и сказал: “Я посланник царя. Он приказал изменить часть законов, и, если ослушаешься меня, будешь отвечать”. Растерялся правитель: что делать, поверить гостю или нет?

Рассказ удивил собеседника р. Моше Акоэна, и тот сказал: “Ведь вначале царь сам разговаривал с министром. Как же можно слушать человека, утверждающего, что он посланник царя?”

Ответил рав: “Конечно же, господин мой прав! Ну, а теперь вернемся к твоему вопросу, я готов выслушать его вторично”. Министр подумал немного и произнес: “Правильно сказал “пророк” Мухаммед: “Не спорьте с народом Книги!”

לא תשא את שם ה אלקים כי לא ינקה ה את אשר-ישא את שמו לשוא

“Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Г-сподь того, кто произносит имя Его попусту” (20: 7)

Великий Бен Иш Хай рассказал как-то случай, происшедший с его дедом, раби Моше Хаимом из Багдада.

Пришёл как-то один человек к р. Моше на суд Торы, дабы востребовать у товарища имущество. Товарищ отрицал всё безоговорочно и даже был готов поклясться. Расспросив обоих, рав пришел к заключению, что справедливость — с истцом, а ответчик готов клясться ложно, хотя бы и на свитке Торы. Сказал рав ответчику: ”Ты думаешь, я заставлю тебя поклясться на свитке Торы? Нет и нет! Ты должен будешь поклясться на скрижалях Завета!” — и тут же позвал служителя суда и сказал ему: “Пойди, окунись десять раз в микву и принеси мне две скрижали Завета — они находятся в моем доме, в моей комнате, на моём столе!”

Ответчик страшно испугался: не иначе как сам Моше спустил скрижали с небес! Весь дрожа, сказал ответчик: “Я готов уплатить, но не кляcться!” Сказал рав: “Нет, ты уже обязался покляcться!” Признался тут ответчик: “Обманул, раби!” — и рассказал, как одолжил деньги и как потом отказывался возвращать их.

Зная, что рав никогда не обманывает, спросил из любопытства ответчик: “А скрижали Завета — где они?”

“Сейчас придёт служитель, и увидишь!” — сказал рав.

И, действительно, через несколько минут появился служитель: пейсы влажные от миквы, а в руках — книга “Две скрижали Завета”, которая лежала на столе рава…

* * *

Мудрецы говорят, что мир содрогнулся, когда Г-сподь произнёс этот стих. Существуют, однако, люди, не всегда строго следующие этому запрету, хотя в Торе сказано, что Г-сподь внимательно следит за его соблюдением.

Как-то рав Йеуда ибн Атар, глава раввинского суда в городе Фесе (Марокко), дед знаменитого Ор Ахаима, жившего 300 лет назад, прибыл в Тунис. Жил там один еврей, который обычно брал в долг у арабов деньги, вкладывал их в дело, а затем делил прибыль с кредиторами.

Однажды занял еврей у одного араба довольно большую сумму, спрятал деньги среди бочек в подвале и отрицал сам факт займа. Араб вызвал его в суд, однако еврей и в суде отрицал, что получил деньги. Судья потребовал у еврея клятвой подтвердить свои показания. Араб настаивал, чтобы еврей поклялся именем р. Йеуды ибн Атара. Позволил себе еврей обмануть араба, подтвердив показания ложной клятвой. Араб вернулся домой расстроенный, а еврей решил отметить лёгкую добычу, созвав знакомых и друзей на пир. Чтобы принести вино, спустился он со свечой в подвал, разлил вино по кувшинам и поднялся наверх, забыв в подвале горящую свечу. От пламени свечи загорелась сначала деревянная полка, потом сера, хранившаяся в подвале. В результате дом вместе со всем имуществом сгорел.

Араб увидел в этом вмешательство Творца. Он, конечно, потерял деньги, однако и еврей не избежал наказания за ложную клятву!

Отправился араб в Фес, чтобы рассказать раву Йеуде о судьбе еврея, поклявшегося его именем, и в знак уважения поднес раву подарок. Рав Йеуда не захотел брать подношение, поводом к которому послужило постигшее еврея несчастье, и посему раздал деньги бедным.

Если человек, поклявшийся именем праведника, наказан так сурово, какое же наказание ждет того, кто клянётся ложно именем Творца!

כבד את אביך ואת אמיך

“Чти отца своего и мать свою” (20: 12)

Когда будущему раву Баруху Толедано было десяти лет, он тяжело заболел. Громкие стоны немного облегчали его страдания. Однако, завидев отца, р. Яакова, входящим в комнату, ребёнок переставал стонать и молча извивался в постели от боли. Едва отец выходил, он вновь начинал стонать и кричать. Когда его спросили о причине такого поведения, мальчик ответил: «Остерегался я огорчить отца”.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.