Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки
Тема

Нахманид — Рамбан, Раби Моше бен Нахман

За семьсот лет до того, как израильские десантные войска вернули еврейскому государству Старый Город Иерусалима, великий мудрец Торы восстанавливал жизнь в Святом городе, основав здесь здание синагоги.

РАМБАН (акроним, то есть слово, сформированное из первых букв полного имени: раби Моше бен Нахман, или Нахманид) — родился в 1195 году, в городе Герона, в испанской провинции Каталонии.

Истинную известность обрел как один из крупнейших комментаторов Торы, Танаха и Талмуда. Считался одним из великих мудрецов своего поколения.

Он жил в период, когда Эрец Исраэль, пережив ряд разрушительных войн, была покрыта руинами.

В 1099 году крестоносцы разграбили страну, уничтожив многих ее жителей.

В 1187 году, Саладин, египетский султан, в борьбе с крестоносцами отвоевал Иерусалим. Его правление было недолгим — в следующие 50 лет Иерусалим завоевали вначале — татаро-монголы, а затем — мамлюки. За эти тяжелейшие для Земли Израиля годы почти весь Иерусалим был разрушен, а евреев в нем почти не осталось.

В Испании того времени все большую силу набирали анти-еврейские настроения. Евреев пытались насильно обратить в христианство (через двести лет этот процесс привел к возникновению инквизиции и изгнанию евреев из Испании в 1492 году). Среди прочих методов такого «обращения» особой популярностью пользовалось проведение религиозных дискуссий между раввином и христианским священником. В ходе диспута священник должен был доказать, что еврейское мировоззрение — ошибочно.

Такие диспуты таили в себе большую опасность: если раввин проигрывал диспут, евреев большими группами насильно обращали в христианство. Если же раввин диспут выигрывал, это тоже не сулило ничего хорошего. К примеру, одна из таких дискуссий, в которой раввин одержал победу, закончилась тем, что на городской площади публично сожгли огромное количество еврейских книг.

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между Рамбаном и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло.

Рамбан не хотел идти на это «никчемное собрание». Однако королю удалось его уговорить, пообещав защиту и полную свободу в выражении своих мыслей. В дискуссии обсуждались основы христианской веры и еврейского мировоззрения, затрагивался вопрос и о мессии.

Рамбан битву умов выиграл. Это признал сам король, который втайне, конечно же, надеялся, что его ставленник, брат Пабло, сумеет продемонстрировать торжество христианской религии. Не желая, чтобы аргументы доминиканского священника были окончательно разбиты, король прервал диспут и, обращаясь к Рамбану, сказал:

— Все, достаточно… В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию…

Однако церковь и не собиралась смиряться с результатами диспута — потребовала, чтобы Рамбана отдали под суд за «богохульство». Понятно, что Рамбану надо было, не медля, покинуть Испанию. Король проявил великодушие. «Он расстался со мной дружески, — писал позднее Рамбан, — и дал мне 300 золотых динаров на дорожные расходы».

Рамбан решается ехать в Эрец Исраэль.

Зная о тяжелом положении в стране, и, по всей видимости, запланировав строительство религиозных институтов в Иерусалиме, Рамбан обращается к испанским евреям с просьбой о пожертвованиях.

Итак, в 5027 /1267/ году, после длительного морского путешествия приезжает в портовый город Акко, а затем — в опустошенный и разоренный Иерусалим.

Здесь он увидел полуразрушенные, брошенные владельцами дома… Когда настало время молитвы, ему не удалось даже собрать миньян [кворум из 10-ти взрослых евреев — прим.ред.].

«Многие места заброшены и велико опустошение, — описывает Рамбан в письме к сыну свои первые впечатления о Земле Израиля. — Чем святее место, тем сильнее оно осквернено. Иерусалим — осквернен более других».

И, тем не менее, Рамбан не отчаивается. Он читает и перечитывает отрывок из Торы, где описывается Эрец Исраэль во времена изгнания — «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами» (Ваикра 26:32—33).

«Обещание Всевышнего — “будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами” — хороший знак, — пишет он, комментируя этот фрагмент. — В нем — свидетельство того, что земля не примет наших врагов, пока мы будем в изгнании. Я вижу в этом доказательство нашего спасении, потому что во всем обитаемом мире нельзя найти ни одной земли, такой большой и такой хорошей, которая всегда была заселена, но долгие годы (без истинных хозяев) лежала бы опустошенной, в руинах, как мы видим ее сегодня. С тех пор, как мы оставили эту землю, она не приняла ни один другой народ. Многие народы пытались заселить ее, но — безуспешно».

И действительно, за многие годы, пока народ Израиля был в изгнании, ни один народ не сумел заселить ее по-настоящему, восстановить ее плодородность, как это было до завоевания. В руинах Иерусалима Рамбан усмотрел исполнение обещания Всевышнего о том, что земля будет ждать возвращения евреев.

Приехав в Иерусалим, Рамбан сразу же приступил к воссозданию еврейской общины.

Он выбрал разрушенный дом вне стен Старого Города, на Горе Цион — дом, где сохранились красивые мраморные колонны и арочные своды — и начал строить синагогу.

Синагога была готова к к Рош аШана (еврейский новый год),. В отстроенную синагогу вернули свиток Торы, который удалось сберечь во время монгольского нашествия и спрятать в городе Шхеме.

Вскоре весть о приезде Рамбана распространилась повсюду, и евреи стали стекаться в Иерусалим. На молитвах в Рош а-Шана вновь отстроенная синагога наполнилась людьми.

Следующая задача, которую поставил перед собой Рамбан — создать ешиву.

Прошло немного времени, и многие приезжали в Иерусалим, чтобы учиться у великого ученого Торы. Так он заложил фундамент возрождения еврейской жизни в Иерусалиме.

А через год вернулся в Акко, чтобы и там восстановить еврейскую жизнь…

Рамбан умер в 1270 году. После его кончины иерусалимскую синагогу перенесли в Старый Город, в подвальное помещение — мусульмане, управляющие в тот период Иерусалимом, издали закон, согласно которому еврейские здания для молитв не могли быть выше мусульманских.

Со временем, еврейская община в Иерусалиме настолько окрепла, что вновь стала центром еврейской жизни Страны Израиля. В синагоге Рамбана евреи молились и учились еще 300 лет после кончины ее основателя.

В 1539 году, в период правления Абу Суфрина, синагога Рамбана стала складским помещением. Однако к тому времени еврейская община Иерусалима успела прочно встать на ноги, и, несмотря на всевозможные препятствия, в течение последующих столетий, вплоть до 1948 года, она лишь увеличивалась численно и укреплялась.

Во время войны за Независимость (1948 г.) иорданцы окружили Старый город, и все еврейское население было изгнано. Арабы разрушили десятки синагог — чтобы стереть с лица земли само доказательство еврейского присутствия в Иерусалиме. Синагогу Рамбана превратили в мусорную свалку.

Израиль отвоевал свою независимость, но в Старом Городе Иерусалима вновь, как во времена крестоносцев, воцарилось запустение и разруха.

Он воссоединился со столицей государства Израиль только через 19 лет, в 1967-м году — освобожденный израильской армией во время Шестидневной войны. Многие синагоги были отстроены заново, в том числе — и синагога Рамбана.

Она и теперь стоит на центральной площади еврейского квартала Старого Города. И каждый ее камень — живое свидетельство нашей, еврейской истории.

Сегодня так же, как 700 лет назад, в синагоге, основанной великим Учителем, раби Моше бен Нахманом, евреи молятся и учат Тору…

Выводить материалы

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид)

Ш.Л. Абрамович

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »

Еврейская Тора и христианские миссионеры 4. Экуменизм и диалог. Прецедент 1263 года

Бирел Уэйн,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

В последнее время те или иные еврейские организации участвуют в «межрелигиозном» диалоге с христианами. Эта практика не нова — в эпоху Средневековья периодически проводились диспуты с целью обратить евреев в свою веру. Эпоха другая, но цели остались прежними.

Врата воздаяния. О Рае (Ган Эдене)

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Где находится Ган-Эден? И сколько их?

От Синая до наших дней. Сефардская традиция

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.