Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно Иерусалим?

Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Иерусалим, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Почему именно в Иерусалиме был построен первый Храм, и какие критерии Всевышнего именно в этом городе! Почему Иерусалим?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Д.,

Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм.

Из сказанного Мааралем (раби Йеудой-Ливой бар Бецалель из Праги) в его книге Нэцах Исраэль (глава 4) ясно, что у Храма были две особые функции: 1. он представлял собой место, где пребывала Шхина (Б-жественное присутствие), 2. Благодаря Храму весь еврейский народ был един: у них был один алтарь, один коэн гадоль (первосвященник), и три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот) весь народ собирался в Храме.

Теперь попытаемся задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов.

В нескольких ответах (здесь, и здесь) говорилось, что иврит выражает сущность вещей. Тогда, чтобы понять сущность какой-либо вещи, надо постараться понять, что выражает её название на иврите. Если мы хотим понять, в чём специфика Иерусалима, следует обратиться к названию этого города.

В Пятикнижии название «Иерусалим» не встречается ни разу, первый раз мы находим это название в книге Йеошуа (10, 1). В Пятикнижии этот город называется по-другому: Ир-э и Шалем. Ир-э — потому что написано (Бэрейшит 22, 14): «И нарёк Авраам имя месту тому “Господь усмотрит (ир-э)”. Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится (йераэ)”». Иерусалим называется так потому, что здесь люди находятся под особым «присмотром» Всевышнего. Шалемом («полным», «совершенным», «целостным») город назван в следующем стихе (Бэрейшит 14, 18): «И Малки-Цедэк, царь Шалема…». Иерусалим назван так потому, что его жители были совершенны по своим качествам, жили между собой в мире (би-шлемут) и единстве (см. Мешех хохма 22, 14).

Мидраш (Бэрейшит Рабба 56, 10) говорит, что слово Йерушалаим — это сочетание двух этих названий — Ир-э и Шалем. Поэтому Иерусалим сочетает в себе оба этих свойства: 1. здесь существует особый «присмотр» Всевышнего и 2. его жители обладают особыми качествами, которые помогают им жить между собой в мире и единстве. А поскольку основные «функции» Храма — служить вместилищем Шхины и объединять всех евреев, то нет для него более подходящего места, чем Иерусалим.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Синагога или Храм?

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше