Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим?

Темы: Танах, Давид, Пророки, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Алексей!

1. В те времена, как мы можем видеть из Танаха, очень большую роль играла символика. Слова зачастую подкреплялись неким наглядным действием, особенно, если требовалось донести до людей какую-то важную мысль. Часто этим пользовались пророки. Так, например, поступил лжепророк Цидкия бен-Кнаана, подражая настоящим пророкам (см. Царей I 22). Желая убедить царя выйти на войну и суля ему победу, он сделал железные рога, как бы «наглядно показывая»: так ты проткнешь своих врагов. Давид хотел донести до всего народа известие, что опасность от филистимлян и, в особенности, от Гольята, им более не грозит.

2. Ваше замечание верно. Разумеется, Шауль хорошо знал и любил Давида.

Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Шауль спрашивал не о самом Давиде, а о его отце.

По мнению некоторых комментаторов, на Шауля уже тогда низошел «дурной дух», о котором говорится впоследствии, и он позабыл, из какой семьи происходит Давид.

По мнению других, царя Шауля заботило, можно ли полагаться на Давида, как на воина, и поэтому он поинтересовался, чем занимается его отец. Потому что есть существенное различие между просто крепким юношей, и тем, кто получил соответствующие навыки от отца.

Разумеется, замечают третьи, царь заинтересовался происхождением Давида серьезнее после того, как ему стало ясно, что придется выполнить свое обещание (см. в начале главы) и выдать за него свою дочь.

Мудрецы Талмуда (Йевамот 76) приводят предание, которое гласит: Шауль, конечно же, прекрасно знал семью Давида — это была одна из самых знатных и уважаемых семей колена Йеуды. Вопрос его заключался лишь в том, от какого из сыновей Йеуды происходит Давид: если от Переца, то быть ему царем, если же от Зераха — занимать высокую должность.

Царь, будучи сам большим праведником, обладал духовным зрением и понимал, что у его юного слуги большое будущее — он видел в нем не просто могучего воина, но человека с высокой духовностью. Кроме того, предание говорит, что доспехи, которые Шауль предложил Давиду за неимением других, должны были быть ему велики — Шауль был очень высоким человеком. Однако чудесным образом они пришлись ему впору. В этом Шауль усмотрел знак, что Давида ждет величие[1]. (Кстати, сам Давид тоже это понял, и именно поэтому отказался от доспехов под предлогом, что они ему все-таки велики. На самом деле он не хотел расстраивать Шауля — ведь любому неприятно знать, что его царство будет отдано другому).

С уважением, Овадья Климовский


[1] Будущее воцарение Давида не беспокоило Шауля, пока злые языки не наговорили ему, что Давид собирается отнять у него корону еще при жизни (сам Шауль был уверен, что его царство продлится как минимум несколько поколений), но это уже отдельная тема.

Материалы по теме


Мы обязаны полагаться на Всевышнего, но это не отменяет обязанности предпринимать усилий в том или ином деле. Истинный, верный пусть лежит в нахождении правильного баланса между этими двумя обязанностями во всех сферах жизни Читать дальше