Темы: Танах, Давид, Пророки, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей!
1. В те времена, как мы можем видеть из Танаха, очень большую роль играла символика. Слова зачастую подкреплялись неким наглядным действием, особенно, если требовалось донести до людей какую-то важную мысль. Часто этим пользовались пророки. Так, например, поступил лжепророк Цидкия бен-Кнаана, подражая настоящим пророкам (см. Царей I 22). Желая убедить царя выйти на войну и суля ему победу, он сделал железные рога, как бы «наглядно показывая»: так ты проткнешь своих врагов. Давид хотел донести до всего народа известие, что опасность от филистимлян и, в особенности, от Гольята, им более не грозит.
2. Ваше замечание верно. Разумеется, Шауль хорошо знал и любил Давида.
Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Шауль спрашивал не о самом Давиде, а о его отце.
По мнению некоторых комментаторов, на Шауля уже тогда низошел «дурной дух», о котором говорится впоследствии, и он позабыл, из какой семьи происходит Давид.
По мнению других, царя Шауля заботило, можно ли полагаться на Давида, как на воина, и поэтому он поинтересовался, чем занимается его отец. Потому что есть существенное различие между просто крепким юношей, и тем, кто получил соответствующие навыки от отца.
Разумеется, замечают третьи, царь заинтересовался происхождением Давида серьезнее после того, как ему стало ясно, что придется выполнить свое обещание (см. в начале главы) и выдать за него свою дочь.
Мудрецы Талмуда (Йевамот 76) приводят предание, которое гласит: Шауль, конечно же, прекрасно знал семью Давида — это была одна из самых знатных и уважаемых семей колена Йеуды. Вопрос его заключался лишь в том, от какого из сыновей Йеуды происходит Давид: если от Переца, то быть ему царем, если же от Зераха — занимать высокую должность.
Царь, будучи сам большим праведником, обладал духовным зрением и понимал, что у его юного слуги большое будущее — он видел в нем не просто могучего воина, но человека с высокой духовностью. Кроме того, предание говорит, что доспехи, которые Шауль предложил Давиду за неимением других, должны были быть ему велики — Шауль был очень высоким человеком. Однако чудесным образом они пришлись ему впору. В этом Шауль усмотрел знак, что Давида ждет величие[1]. (Кстати, сам Давид тоже это понял, и именно поэтому отказался от доспехов под предлогом, что они ему все-таки велики. На самом деле он не хотел расстраивать Шауля — ведь любому неприятно знать, что его царство будет отдано другому).
С уважением, Овадья Климовский
[1] Будущее воцарение Давида не беспокоило Шауля, пока злые языки не наговорили ему, что Давид собирается отнять у него корону еще при жизни (сам Шауль был уверен, что его царство продлится как минимум несколько поколений), но это уже отдельная тема.
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Овадья Климовский
Легитимен ли в еврейском Законе обычай кровной мести?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»