Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим?

Темы: Танах, Давид, Пророки, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! В 1. Царств17:54—58, по этому тексту 2 вопроса. Почему Давид отнёс голову филистимлянина в Иерусалим, и почему Саул спрашивает о Давиде Авенира: «Чей сын этот юноша?». Ведь Саул знал Давида, что хотел узнать Саул? Алексей

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Алексей!

1. В те времена, как мы можем видеть из Танаха, очень большую роль играла символика. Слова зачастую подкреплялись неким наглядным действием, особенно, если требовалось донести до людей какую-то важную мысль. Часто этим пользовались пророки. Так, например, поступил лжепророк Цидкия бен-Кнаана, подражая настоящим пророкам (см. Царей I 22). Желая убедить царя выйти на войну и суля ему победу, он сделал железные рога, как бы «наглядно показывая»: так ты проткнешь своих врагов. Давид хотел донести до всего народа известие, что опасность от филистимлян и, в особенности, от Гольята, им более не грозит.

2. Ваше замечание верно. Разумеется, Шауль хорошо знал и любил Давида.

Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Шауль спрашивал не о самом Давиде, а о его отце.

По мнению некоторых комментаторов, на Шауля уже тогда низошел «дурной дух», о котором говорится впоследствии, и он позабыл, из какой семьи происходит Давид.

По мнению других, царя Шауля заботило, можно ли полагаться на Давида, как на воина, и поэтому он поинтересовался, чем занимается его отец. Потому что есть существенное различие между просто крепким юношей, и тем, кто получил соответствующие навыки от отца.

Разумеется, замечают третьи, царь заинтересовался происхождением Давида серьезнее после того, как ему стало ясно, что придется выполнить свое обещание (см. в начале главы) и выдать за него свою дочь.

Мудрецы Талмуда (Йевамот 76) приводят предание, которое гласит: Шауль, конечно же, прекрасно знал семью Давида — это была одна из самых знатных и уважаемых семей колена Йеуды. Вопрос его заключался лишь в том, от какого из сыновей Йеуды происходит Давид: если от Переца, то быть ему царем, если же от Зераха — занимать высокую должность.

Царь, будучи сам большим праведником, обладал духовным зрением и понимал, что у его юного слуги большое будущее — он видел в нем не просто могучего воина, но человека с высокой духовностью. Кроме того, предание говорит, что доспехи, которые Шауль предложил Давиду за неимением других, должны были быть ему велики — Шауль был очень высоким человеком. Однако чудесным образом они пришлись ему впору. В этом Шауль усмотрел знак, что Давида ждет величие[1]. (Кстати, сам Давид тоже это понял, и именно поэтому отказался от доспехов под предлогом, что они ему все-таки велики. На самом деле он не хотел расстраивать Шауля — ведь любому неприятно знать, что его царство будет отдано другому).

С уважением, Овадья Климовский


[1] Будущее воцарение Давида не беспокоило Шауля, пока злые языки не наговорили ему, что Давид собирается отнять у него корону еще при жизни (сам Шауль был уверен, что его царство продлится как минимум несколько поколений), но это уже отдельная тема.

Материалы по теме


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше