Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Война снаружи и внутри

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму. Его военным советником в этой войне был римский наместник в Египте еврей-отступник Тиберий Александр, который до этого исполнял обязанности римского наместника в Иудее и поэтому прекрасно знал страну. Тит спешил захватить Иерусалим. Римские солдаты начали сооружать на Масличной горе военный лагерь, но защитники Иерусалима напали на них и убили многих солдат. Тогда римляне отложили осаду Иерусалима до тех пор, пока в этот район не будут доставлены осадные орудия.

Внутри осажденного города продолжалась гражданская война между представителями различных партий. Элазар бен Шимон, забаррикадировавшийся на территории Храма, разрешил народу накануне праздника Песах войти в Храм, чтобы принести жертву Всевышнему. Но Йоханан из Гуш Халава приказал своим сторонникам спрятать под одеждой мечи. В Храме началось сражение; Йоханан и его люди победили. Теперь в Иерусалиме остались два враждующих лагеря: приверженцы Йоханана в Храме и на Храмовой Горе и соратники Шимона бар Гиоры в Верхнем городе.

Каменный дождь

В 3830 (70) году Тит приступил к осаде Иерусалима. Перед лицом врага защитники города наконец объединились — Йоханан и Шимон заключили перемирие, чтобы вместе защищать город. Несколько раз отряды евреев выходили за стены Иерусалима и сжигали осадные орудия римлян, но, несмотря на их отвагу, римляне, благодаря выдержке и суровой дисциплине, продвигались к намеченной цели. Они соорудили огромные вышки на большом расстоянии от городских стен и, поставив там метательные орудия, обрушивали град камней на защитников Иерусалима, выходивших за пределы города. Таким образом римляне сумели подтянуть осадные орудия к стене. День и ночь эти орудия долбили городскую стену, пока через пятнадцать дней не пробили в ней брешь в районе Нового города. Еще через пять дней стена была пробита в другой части. В течение четырех дней отважные защитники Иерусалима закрывали проходы своими телами, пока не были вынуждены покинуть Новый город. В их руках остались лишь хорошо укрепленные крепости, расположенные на Храмовой Горе, и крепость Антония, защищаемая бойцами Йоханана. Верхний город обороняли воины Шимона бар Гиоры.

Миротворец Йосеф

Тит предполагал, что после поражения в Новом городе евреи начнут переговоры о мире. Не дождавшись представителей евреев, он приказал Йосефу бен Матитьяу обратиться к своим соплеменникам с призывом сдаться на милость победителя. Но евреи отказались слушать предателя. Тогда Тит разрушил дома Нового города, чтобы подтянуть осадные орудия к стенам крепости Антония и Верхнего города. Римляне построили высокую площадку, чтобы поднять на нее орудия, но неожиданно потеряли все свои сооружения вдоль стен Антониевой башни. Йоханан прорыл под крепостью подземный ход с выходом к этой площадке, выкопал под землей пещеру, заполнил ее дровами и смолой, и, когда римляне планировали начать осаду города, евреи подожгли дрова и смолу. Огромный столб огня вырвался из-под земли и поглотил все сооружения врага. А еще через два дня Шимон сжег римские постройки, сооруженные напротив Верхнего города.

Поняв, что силой ему не удастся захватить город, Тит решил уморить жителей голодом. Он разрушил все поселения вокруг Иерусалима и на большом расстоянии от города выстроил стену, не позволявшую никому проникнуть в город. Приток продуктов в Иерусалим прекратился. Прошло немного времени, и в городе почувствовали последствия этого коварного замысла — начался голод, усиливающийся с каждым днем.

Жертвы голодной смерти

Сбылись все предсказания, записанные в книге Дварим (гл. 28). Крыши иерусалимских домов заполнились трупами. Женщины и дети умирали от голода, тела стариков валялись в городских дворах. Молодежь в отчаянии бродила по городу и, падая от слабости, умирала на улицах. Иерусалимцы жевали солому и кожу своих сандалий. Но оставшиеся в живых защищали город из последних сил. Они тщетно пытались сжечь новые военные сооружения, которые римляне построили напротив крепости Антония. Осадные орудия пробили брешь в том месте, под которым Йоханан вырыл подземный ход, и стена упала. С победными криками римляне ворвались в город, однако наткнулись на другую стену, которую успели выстроить защитники города. Опытные римские солдаты сумели подняться и на вторую стену и после кровопролитных боев захватили крепость Антония. Отсюда они двинулись к Храмовой Горе, но евреи так упорно сражались, защищая свою святыню, что римлянам пришлось временно отступить.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.