Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Сказано в Эвель рабати (Смахот 8): Когда схватили рабана Шимона бен Гамлиэля и раби Ишмаэля бен Элишу и приговорили их к смертной казни, заплакал раби Ишмаэль. Сказал ему рабан Шимон бен Гамлиэль: «Раби, почему ты плачешь? Ведь ты в двух шагах от надела праведников — и плачешь?» Сказал ему: «Я плачу, потому что нас казнят, как и тех, кто служил идолам, развратничал, проливал кровь и осквернял Шабат». Сказал ему: «Раби, возможно ты сидел за трапезой или спал и пришла к тебе женщина, чтобы спросить о своем статусе: чиста она или нечиста. А ты сказал ей: “Подожди, пока я высплюсь”. А ведь Тора сказала: “Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них притеснишь…”, и сразу вслед за этим написано: “И возгорится Мой гнев и убью вас мечом” (Шмот 22:21—23)». «Моим мечом» не сказано, но просто «мечом» (т.е. с праведника за его немногие грехи взыскивают при жизни «мечом» злодеев, исполняющих волю Б-га).

10) Именно поэтому народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы. Каким образом? Невозможно, чтобы среди народов мира не было праведности и добрых дел, да и народ Израиля небезгрешен. Но народы мира караются за свое идолослужение Геиномом и истреблением, а Израиль — «их удел жизнь» (Теилим 17:14), ибо они прилепились к Создателю Вселенной, да будет Он благословен. Поэтому-то Суд так строг ко всему народу Израиля, чтобы взыскать с него в этом мире за нечистоту грехов, а различные блага изливаются на народы, чтобы в этом мире даровать им награду за добрые и праведные дела, которые они совершили. Об этом сказано: «Только вас Я признал из всех земных племен, поэтому взыщу Я с вас за все ваши грехи» (Амос 3:2).

11) И так толкуют в Гемаре, в трактате Таанит (11а) стих Пятикнижия (Дварим 32:4): «Б-г верен» — как взыскивают с нечестивцев в будущем мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими, так взыскивают с праведников в этом мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими. «…и нет кривды — как в будущем мире праведникам выплачивается полная награда даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали, так в этом мире выплачивается награда нечестивцам даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали». Об этом же сказано: «Мир сотворен либо для совершенных праведников, либо для законченных грешников» (Брахот 61б). То есть, совершенные праведники вкушают этот мир и наследуют мир будущий, как сказано: «Есть, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21). А законченные грешники, хоть и падут в истребляющую бездну, вкушают этот мир в награду за немногие совершенные ими добрые дела.

И об этом сказано: «И праведнику на земле воздается, тем более нечестивцу и грешнику» (Мишлей 11:31). Т.е., и праведнику воздается в этом мире за грехи, которые он совершил, — тем более воздастся нечестивцу и грешнику. Имеется в виду, что по воздаянию за грехи праведникам в этом мире, можно представить воздаяние нечестивцам в мире будущем, во много раз превосходящее то, что мы видим здесь, на земле.

12) Несмотря на то, что в целом происходит так, как описали наши мудрецы, возможно, что, если человек согрешит перед самой смертью и чаша его грехов перевесит, тогда заслуги. которые у него были, облегчают для него кары Геинома. И так же, если тот, у кого было больше грехов, перед самой смертью уравновесил грехи заслугами, тогда «Великий в благоволении» склоняет для него (суд) в сторону добра, и он удостаивается Мира Душ. Но его грехи, равные его заслугам, ухудшают его долю, ибо каждый удостаивается будущего мира по своим делам. Так сказали мудрецы о будущем мире (Бава батра 75а): «Святой, благословен Он, сделает каждому шатер, соответствующий его достоинству… » (Раши поясняет, что «Шатры будут различаться в зависимости от уровня праведности».).

И, возможно, что такой же закон действует по отношению к тому, кто в Рош ашана находился в одной из групп и получил свой приговор, но затем изменил свое поведение, так что стал соответствовать другой группе: его приговор остается в силе, но в Мире Душ его будут судить в соответствии с этими тремя группами по простому значению берайты.

13) После того как в этом мире взыскивается с того, у кого заслуг больше, чем грехов, он теперь как будто бы и не совершал их, и ему даруется доля в будущем мире в соответствии с заслугами. Но тем не менее доля того, за кем числятся сто заповедей и были грехи, за которые с него уже взыскали в этом мире, не равна доле того, за кем числятся сто заповедей и нет греха. Ведь второй — совершенный праведник, а первый — праведник, не достигший совершенства, поэтому и взыскали с него в этом мире, чтобы удостоить будущего мира. Тем не менее, он не достиг уровня праведников, которые не грешили. Но чем чище и богаче заслугами человек, тем обширнее его благой удел, — по его вере и по его поступкам, «ибо Б-г правосудия Ашем, счастливы все полагающиеся на Него» (Йешая 30:18).


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»