Из цикла «Врата воздаяния», темы: Награда и наказание, Рош Ашана, Грешник, Рамбан, Праведник, Небесный суд
1) Учили наши мудрецы: Сказал раби Круспидай от имени раби Йоханана: «Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга “средних”. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь и решение суда запечатывается. Законченным грешникам сразу же выносится и утверждается смертный приговор. А “средние” остаются в “подвешенном” состоянии от Рош ашана до Йом кипура: если заслуживают, им даруется жизнь, не заслуживают — выносится смертный приговор» (Рош ашана 16б).
Но мудрецы не имеют в виду, что только «совершенным праведникам», у которых нет грехов, даруется жизнь, и что только «законченные грешники», у которых вовсе нет заслуг, приговариваются к смерти, — ведь сколько праведников умирает безвременно, и сколько нечестивцев обретает безмятежное долголетие! И Писание недвусмысленно заявляет, что «есть праведники, которым воздается, как если бы они вершили злые дела, и есть нечестивцы, которым воздается как за праведные дела» (Коэлет 8:14). И сказали наши мудрецы: Сказал раби Янай: «Не дано нам объяснить ни безмятежности нечестивых, ни страданий праведных» (Авот 4:15).
А причина в том, что за одни грехи Святой, благословен Он, взыскивает с праведных в этом мире, а за другие — в мире грядущем. И то же с заслугами: за одни Воздающий награждает в этом мире, за другие — в мире грядущем. Человек, грешивший весь год, испачкался в преступлениях, замарался в грехах, катился от злодеяния к злодеянию. Но он также совершал праведные и добрые поступки. И предстают его дела перед Владыкой Вселенной, и Он, благословенно Его Имя, взвешивает эти поступки — одни в сравнении с другими. Праведнику — если он совершенный праведник — даруется жизнь. Но и нечестивцу, совершившему добрый поступок, за который по закону полагается награда в этом мире, даруется жизнь, и приговор запечатывается. То есть определяют ему жизнь в покое, богатстве, благополучии и почете, — и получается, исходя из приговора, что он «совершенный праведник». А нечестивец, если он абсолютно нечестив во всех отношениях, немедленно приговаривается к смерти.
Подобно этому, добродетельный человек, совершивший, оступившись, лишь одно прегрешение, может быть приговорен к смерти в Рош ашана. То есть он либо умрет в этом году, либо, претерпев страшные недуги, будет вести жизнь, полную невзгод и страданий. И окажется, что, согласно приговору, он — «законченный грешник», несмотря на то, что он праведник, который удостоится жизни в будущем мире. А тот, первый, которому была дарована жизнь, — законченный нечестивец и исчезнет без следа после смерти. И величайший из пророков, которого судят и наказывают за одно легкое прегрешение, называется (в Писании) «законченным грешником». А такой злодей, как царь Ахав, о котором сказано: «Видишь, как покорился Мне Ахав? За то, что он покорился Мне, Я не наведу на него беду в его дни, — во дни его сына наведу беду на его дом» (I Мелахим 21:29), назван (в Писании) «совершенным праведником».
2) И когда мудрецы сказали, что одним «даруется жизнь», а другим выносится «смертный приговор», они не имели в виду лишь продолжительность жизни. Но любое наказание, которое может поразить человека в этом мире, — болезни, нищета, смерть детей и т.п. — всему этому мудрецы дали имя «смерть». А награду и воздаяние добром они назвали словом «жизнь».
3) Тот суд, перед которым, по словам мудрецов, каждый предстает в Рош ашана, не решает, удостоится ли человек Ган Эдена и жизни в будущем мире или же попадет в Геином и будет истреблен без следа. Но в Рош ашана человек судится лишь по отношению к этому миру: достоин ли он жизни и благоденствия или смерти и страданий. Так сказали мудрецы о суде в Рош ашана: «Этот день — начало Твоих деяний, память о первом дне Мира. Ведь это закон для Израиля и правосудие Б-га Яакова. И о государствах в этот день будет сказано: кому меч и кому мир, кому голод и кому сытость. В этот день будут сосчитаны все творения, чтобы вспомнить их к жизни или к смерти» (Рош ашана 27а).
Таков общий принцип: в Рош ашана взвешиваются поступки человека, и выносится и скрепляется печатью приговор — оправдательный или обвинительный, — определяющий судьбу человека в этом мире в соответствии с тем, что он заслужил своими делами в этом мире. А когда человек переходит в обитель вечности, там отмеряется и определяется удел, которого он удостоится в Мире Душ.
Печатается с разрешения издательства Швут Ами.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо