Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад. Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

49) После того как мы выяснили из слов наших учителей, благословенна память о них, что конечное наказание за грехи — в Геиноме, а конечная награда за выполнение заповедей — в будущем мире (п.6), мы должны разъяснить, исходя из их слов: в чем заключается наказание, называемое Геиномом, за что наказывают и когда наказывают в нем.

Ты можешь сказать, что наказывают тело человека после его смерти — но ведь человеческое тело после смерти подобно безжизненному камню. И сжигают ли его кости на известь или натирают его бальзамом и другими благовониями, сохраняющими тело, — для этого камня нет никакой разницы. И слова «участь одна праведнику и нечестивцу» (Коэлет 9:2) — относятся к их телам после смерти. И как же будет одно тело в Геиноме, а другое наслаждаться будущим миром, — ведь и то, и это были погребены на твоих глазах на одном кладбище или в одном склепе?! Следовательно, Геиномом карается только душа.

50) Но какая кара может подействовать на нее, ведь душа — не плоть и не тело, и она не занимает какого-либо определенного места, и невозможно преградить ей путь? И что это за место, называемое Геиномом, где карают то, что невозможно запереть в определенное место? Да и огонь способен сжигать только тела и материальные объекты, — значит, нет другой кары, кроме истребления души и ее «отсечения»? Однако, такое понимание не соответствует Торе и учению наших мудрецов, благословенна память о них. Это чуждые идеи — слова мудрствующих из народов мира. Ведь согласно такому учению нет другого наказания для человека, кроме отсечения души. Но по закону Торы далеко не все люди приговариваются к наказанию карет (отсечение души), и получается, что все остальные грешники свободны от суда и наказания. И еще, согласно такому учению, уравнивается наказание того, кто совершил один грех, караемый «отсечением души», и наказание безбожника, отрицавшего все основы, или убийцы, все свои дни проливавшего кровь, — их души истребятся, и нет для них иных наказаний и посмертных страданий.

И в Священном Писании объяснено, что уже были среди безбожников подобные мнения. Были среди них отрицавшие посмертное наказание и награду. К этому склоняет дурное влечение, как написано: «Ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь» (Коэлет 9:10). И были не боявшиеся тяжести наказания, ибо они признавали только полное исчезновение души после смерти. И они говорили: «Хорошо человеку, ибо он исчезнет, как будто его и не было» (Овадья 1:16). И незачем даже доказывать из слов мудрецов, что это не так, ибо во всем Талмуде и в мидрашах наших учителей подробно описан Геином и его кары.

51) Так учили в Талмуде (Менахот 99б-100а): «И удалил Он тебя от узкого входа» (Йов 36:16), — от Геинома, вход в который узок, чтобы его дым собирался внутри. Но чтобы не подумали: «как вход в него узок, так и сам он узок», говорит Писание: «он глубок и просторен» (Йешая 30:33). И чтобы не подумали, что нет там дров, говорит Писание (там же): «пылает его костер и дров много».

И мудрецы измерили Геином — его длину и ширину. Сказано в трактате Таанит (10а): «Земля — одна шестидесятая от размера Гана (Сада). А Ган — одна шестидесятая от Эдена. А Эден — одна шестидесятая от размера Геинома. Получается, что вся земля по сравнению с Геиномом, как крышка по сравнению с кастрюлей».

И также известны входы в него. Сказали в трактате Эйрувин (19а): Существует три входа в Геином. Один — в пустыне Синай, как сказано: «И раскрыла земля свои уста и поглотила их, и их домочадцев, и всех людей Кораха… И сошли они со всем своим имуществом заживо в преисподнюю» (Бемидбар 16:32—33), — т.е. сошли в Геином. Один в море, как написано: «Из чрева преисподней возопил я — и Ты услышал мой голос» (Йона 2:3), ибо рыба возвратила Йону из глубины пучин, от входа в Геином (Пиркей дэраби Элиэзер 10 и Ялкут на книгу Йоны). И один — в Иерусалиме, как сказано: «Слово Ашема, огонь Которого в Сионе, и печь Его — в Иерусалиме» (Йешая 31:9). И сказал рабан Йоханан бен Закай: «Две пальмы есть в ущелье Бен Ином, и между ними поднимается дым — это вход в Геином» (на иврите гей — ущелье, долина). И сказали относительно запрета использовать горячие воды Тверии для разогревания пищи в шабат (Шабат 39а): «Они разогреты огнем, ибо проходят у входа в Геином» (т.е. мудрецы рассматривают огонь Геинома как реальное пламя, способное разогреть почвенную воду).

И еще сказано (Бава батра 84а): «Можно заключить, что Солнце — красного цвета, так как мы ясно видим его красным утром и вечером. А в середине дня оно кажется нам белым, потому что мы ослеплены его светом». И приводится в Гемаре противоположное мнение (что Солнце белого цвета), и оно оспаривается: «Как же можно подумать, что солнце белое, если мы ясно видим его красным утром и вечером?!». И разъясняют: Утром оно проходит у входа в Ган Эден (и отражает красные розы Сада), а вечером — у входа в Геином (и окрашивается отблесками его пламени — Рашбам).

И сказали в Пиркей дэраби Элиэзер (гл. 4): «Во второй день сотворил Святой, благословен Он, небесный свод, и ангелов, и огонь Геинома». И объясняют там, что речь идет о «небесном своде» над головами ангелов, как сказано: «И над головами этих ангелов — подобие небосвода» (Йехезкель 1:22). И сказано там (гл. 5) со слов раби Йеошуа: «Толща земли — шестьдесят лет пути. И из одной бездны, расположенной рядом с Геиномом, бьет родник горячей воды, которым наслаждаются люди».

52) Учили в берайте «Протяженность Вселенной» (Мидраш Батей мидрашот, гл. 27): «И есть семь уровней — один под другим. И это: Геином, Врата тьмы, Врата смерти, Трясина, Гибельная яма, Авадон, Шеоль, а ниже всех — Арка. И ангелы-разрушители располагают нечестивцев в Арка — под рекой огня, выходящей из-под Небесного Трона, как сказано: “Вот пылающая ярость исходит от Ашема, и бушует бурей, и обрушится на головы нечестивцев” (Ирмия 23:19). И тот, кого спускают в Арку, больше не поднимется, и будут его карать из поколения в поколение». И учили там (гл.28): «К самым нечестивым среди них приставлены ангелы-разрушители. Глубина верхнего уровня, расположенного над Шеолем, 300 лет пешего пути. И такова глубина каждого уровня. Огонь Шеоля в шестьдесят раз сильней, чем огонь Авадона, расположенного над ним. И так же огонь каждого уровня по отношению к расположенному над ним». Так учат в берайте. И возвращаются к этой теме в мидраше Теилим (Шохер тов 11), говоря: «Для каждой из семи категорий праведников есть особое место в Ган Эдене (см. далее п.107), и в соответствии с этим, семь особых уровней в Геиноме, и это… ». Т.е. семь обителей для праведных и семь для порочных, для каждого — обитель по его делам.

И сказано в Агаде (Оцар мидрашим ст. 212—213): Сказал раби Йеошуа бен Леви: Измерив верхний уровень Геинома, я обнаружил, что его длина — сто миль, а ширина — пятьдесят миль. И есть там множество ям, в которых находятся огненные львы. И когда нечестивцы падают в ямы, львы их съедают. Но после того, как огонь пожирает их, они возвращаются в прежнее состояние — и их проводят через каждое пламя первого уровня. И измерив второй уровень, я обнаружил, что он подобен первому.

И я спрашивал о первом уровне, и мне сказали: В первой обители находятся десять народов и с ними — Авшалом (сын царя Давида, восставший против него). И говорит один народ другому: «Если уж мы согрешили, что не приняли Тору, вы-то в чем виноваты?» И те отвечают: «Мы так же, как и вы, согрешили». И они спрашивают Авшалома: «Если уж ты сам не принял на себя законы Торы, то твои отцы приняли — за что же тебе так досталось?». Сказал им: «За то, что я презрел своего отца». И стоит один ангел и стегает каждого огненными бичами. И имя того, кто карает их, Кошиэль (от слова каше — суровый). И он говорит: Бросайте их в огонь. И их бросают — и они сгорают в огне. И вводят следующих, и он бьет их — и их бросают в огонь. И так поступают с каждым — пока не покончат со всеми нечестивцами. И затем вводят Авшалома, чтобы бить его. И исходит голос с Небес, говоря: Не бейте его и не сжигайте его, ибо он из Моих любимых сыновей, которые сказали у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И когда завершают побиение и сожжение нечестивцев, они выходят из пламени как будто бы не горели. И снова их начинают бить. И так повторяют с ними семь раз в день и три раза за ночь. А Авшалом избавлен от всего этого за то, что он был сыном Давида.

И на втором уровне, во второй обители, есть десять народов, и их карают тем же путем. И с ними Доэг (один из ненавистников царя Давида). И имя того, кто карает их, Лаатиэль (от слова лаат — пламя). А Доэг избавлен от всех казней за то, что он из потомков тех, что произнесли у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в третьей обители есть десять народов, и с ними Корах. И их карают тем же путем, а имя того, кто их карает, Шофтиэль (от слова шофет — судья). А Корах и его сообщники избавлены от всего этого за то, что они сказали у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в четвертой обители их карают тем же путем, и есть там десять народов и с ними Яровам (царь Израиля, прекративший паломничество в Храм). И имя того, кто карает их, Махтиэль (от слова мака — удар, кара). А Яровам избавлен от всего этого за то, что изучал Тору, и он из сынов Израиля, сказавших у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в пятой обители их карают тем же путем, и с ними — Ахав (царь Израиля, преследовавший пророков). А имя того, кто карает их, Хутриэль (от слова хотер — палка). А Ахав избавлен от всего этого, ибо он из сыновей Израиля, сказавших у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в шестой обители их карают тем же путем, и с ними Миха (Шофтим 17). А имя того, кто карает их, Посиэль (от арамейского слова пулса — удар). И Миха избавлен от всех казней за то, что он сказал у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И в седьмой обители их карают тем же путем, и с ними — Элиша бен Авуйя (еврейский мудрец, впоследствии оставивший Тору). А имя того, кто их карает, Далкиэль (от слова далак — горел). И Элиша избавлен от всех казней за то, что он из сыновей тех, кто сказал у горы Синай: «Сделаем и поймем».

И во всех семи тысячах мест каждого уровня карают нечестивцев такими карами. Но нечестивцы не видят друг друга в полном мраке, ибо вся тьма, предшествовавшая сотворению мира, собрана там. Таков мидраш.

И вот те несколько мест из Талмуда и мидрашей, в которых рассказывается о Геиноме и его тяжких карах, и даются размеры его частей. И эти отрывки и другие, подобные им, невозможно объяснить только как притчу и иносказание, — ведь мудрецы упоминают местоположение Геинома, они измерили его протяженность и ширину. У он учитывается ими как реальный фактор при определении, что запрещено и что разрешено законом (относительно горячих вод Тверии — Шабат 39а). И он также принимается в расчет при вынесении алахических (законодательных) решений в нескольких других местах Талмуда, о которых мы не упомянули (например, Сота 39а, Гитин 57а).

53) Но такова традиция, полученная нашими учителями, благословенна память о них: Святой, благословен Он, сотворил души людей, вне всякого сомнения, чисто духовными и наиболее утонченными — они бестелесны, не ограничены в пространстве и не привязаны к определенному месту. И они неуловимы — не как другие духи, которых залавливают в меха. Но они подобны ангелам и еще более возвышены, чем они. Здесь не место для подробного разъяснения понятия о душе, но само Писание свидетельствует о ней, говоря: «И вдохнул в его ноздри живую душу» (Берешит 2:7). Т.е. душа создана дыханием Б-га, а не возникла в результате постадийного сжатия Б-жественного влияния (ишталшелут). И наши учителя, благословенна память о них, сказали (Берешит раба 8:1), что душа была сотворена в первый день — вместе со светом, когда Святой, благословен Он, по Своей воле задумал и извлек из небытия этот нижний мир и небесный мир чистой духовности, и всех обитателей этих миров — обладающих материальным телом и духовных (в этот день был «задуман» и сотворен «исходный материал» — эйюли, первооснова, из которой в последующие дни Творения Б-г сформировал всех обитателей Вселенной — Рамбан на Берешит 1:1).

И Он, да будет благословенно Его Имя, сотворил место, которое называется Геином, и в нем сотворил наиболее утонченный «огонь», нематериальный и неосязаемый, который сжигает и уничтожает духовные сущности. И Он дал власть этому «огню» в упомянутом месте, где действуют духовные силы — ангелы по их категориям в Небесах.

54) И наши учителя, благословенна память о них, определили огромные различия между огнем этого мира и тем «огнем». Об его утонченности они сказали в трактате Песахим (54а): «Огонь нашего мира сотворен на исходе шабата, а огонь Геинома сотворен во второй день» (т.е., если «огонь» Геинома появился в самом начале Творения — на второй день, то обычный огонь — лишь по завершении всего процесса Творения). И после этих слов нет сомнений, что они хотели подчеркнуть утонченность этого «огня» — до такой степени, что они отнесли его сотворение ко второму дню. А в этот день, согласно Берешит раба (11:9, 21:9) и мидрашам (Танхума, Хаей Сара 3), были сотворены ангелы. И известно, что все сотворенное в первый день более утонченно и ближе к Первопричине и к первооснове, чем созданное во второй, и во второй, чем в третий, как это видно даже из простого смысла стихов (так в первый день были созданы духовные Небеса и самая утонченная материя — свет, во второй день — материальный небесный свод, в третий день — суша). И никто на свете не сомневается, что огонь этого мира не способен сжечь душу; даже осязаемое пространство этого мира не сжигается огнем и не уничтожается им. И я не слышал ни об одном верующем или еретике, невеже или изощренном мыслителе — ни об одном, кто бы верил, что когда сжигают на костре праведника, его душа также сгорает и исчезает в пламени, а его посмертное воздаяние пропадает. Однако, тот «огонь» Геинома, который, как мы верим, сжигает души, не подобен огню этого мира — ни огню, которым мы пользуемся на углях или в пламени, ни первозданному огню, образующему сферу огня, из которого, в сочетании с тремя другими первоосновами, создано все сущее, несмотря на то, что первозданный огонь состоит из крайне тонкой материи (при сотворении мира было создано четыре первоосновы: огонь, вода, прах и воздух. И этот первозданный огонь, воспринимаемый нами как космическая тьма, окаймляет всю Вселенную — Рамбан.на Берешит 1:1,4). Однако, «огонь» Геинома еще более утончен, хотя он и связан с первозданным огнем, как мы разъясним (п.61).

55) И я уже упоминал (в п.52), что наши учителя, благословенна память о них, сказали об одном из видов «огня» этого места казней: это «огненная река, выходящая из-под Небесного Трона». Ведь они связывают утонченность «огня» с Небесным Троном, который стал основой всего сотворенного — самым сокровенным из всех созданий. Да и само Писание возносит этот «огонь» на беспредельную высоту, сказав о нем: «Дыхание Ашема, будто серный поток, горит в нем» (Йешая 30:33). И подобно этому сказано о сотворении души: «И вдохнул в его ноздри живую душу» (Берешит 2:7). И на эту соотнесенность мы намекали выше (в п.53).

И также в Пиркей дэраби Элиэзер (п.4) упоминается, что во второй день были сотворены свод над головами ангелов, ангелы и «огонь» Геинома. Духовные, бестелесные создания (ангелы) имеют общую природу с этим «огнем».

И еще более сказано об этом в главе Эйн доршин (Хагига 13б) о реке Динур (огненной реке. Ср.Даниэль 7:10): «Откуда она проистекает? От пота ангелов (метафора: как бы от пота ангелов, несущих Небесный Трон — Маарша). И куда изливается? На головы нечестивцев в Геиноме». И сказано в Пиркей эйхалот дэраби Ишмаэль (8:2): «Поклялся Святой, благословен Он, по поводу императора Лупиануса, по приказу которого были убиты десять праведников, что Он даст этому нечестивцу испытать на себе огонь и пылающие угли херувов, офаним, святых хайот и серафов (виды ангелов) в Геиноме». И это сказано с великой ясностью.

И в Берешит раба (21:9) сказано по поводу стиха Торы «…И поместил перед Ган Эденомхерувов и пылающий меч, обращающийся и т.д.» (Берешит 3:24): «Перед Ган Эденомхерувов» — т.е. микэдэм, прежде Ган Эдена были сотворены ангелы, как сказано: «Это ангелы, которых я видел под Б-гом Израиля в реке Квар, и я узнал, что это херувы» (Йехезкель 10:20); «пылающий меч» — как сказано: «Его слуги — огонь пылающий» (Теилим 104:4); «обращающийся» — ибо ангелы «обращаются», принимая различный облик: порой они «мужчины», порой «женщины», порой «духи», а порой — ангелы. Другое истолкование: микэдэм (перед) — т.е. прежде Ган Эдена был сотворен Геином: Геином был сотворен во второй день, а Ган Эден в третий; «пылающий меч» — как сказано: «И станут все преступники и все вершащие злодейство подобны соломе, и спалит их этот грядущий день» (Малахи 3:19). И оба этих истолкования говорят, что Геином и основа его «огня» — это ангелы и херувимы под Небесным Троном. И все эти слова мудрецов намекают на великий основополагающий принцип устройства Вселенной.

56) И после этих разъяснений скажем, что Творец бесплотных и чистых душ, да благословится Его Имя, в состоянии сотворить для них утонченный, бесплотный «огонь», который сжигает утонченные, бестелесные объекты и уничтожает их. И зная, что Он, да будет Он благословен, по Своему желанию сотворил душу, мыслимо ли утверждать, что невозможно создать соответствующую ей тонкую сущность, уничтожающую ее? И так говорят наши учителя, благословенна память о них, что и самих ангелов сжигают в реке Динур (Шмот раба 15:6). И они упоминают (Йома 21б) «огонь пожирающий огонь».

57) И если нам возразят: «Как же душа может быть ограничена этим местом, называемым Геином или Шеоль?», ответим им, что этот вопрос был бы закономерен в устах греческих философов, а также вавилонских и арабских мыслителей, которые утверждают, что душа не ограничена местом и не пребывает ни в мозге, ни в сердце, а упоминание об этих органах только служат намеком на действия разумной души. Однако, мы не соблазнимся мыслью, что такое утонченное творение, называемое, например, «душой Реувена», пребывает в теле Реувена не больше, чем в мозгу осла или в ветке дерева, или что моя душа связана с моим телом не больше, чем с телом моего приятеля. Моя душа пребывает во мне — в определенном месте или не имея определенного места, ведь она бесплотна, а язык не приспособлен к тому, чтобы точно говорить о бесплотном. Во всяком случае, моя душа пребывает во мне, и она связана с моим телом. Так, например, некоторые их исследователи утверждают, что это тонкое, излучающие сияние духовное создание соединено с телом при помощи «души жизни» — так они называют другую душу человека («животную» душу, которой обладают все живые существа). И две души соединены — тонкая пребывает в более грубой, придающей телу движение и пребывающей в естественном тепле крови. И соединение этих двух душ, подобно связи горящего фитиля с маслом, которое «присоединяет» пламя к фитилю. Или же они объясняют это другими путями, как им заблагорассудится, многословно уточняя смысл терминов, и осыпая упреками своих оппонентов — именуя отклоняющихся от их мнений простофилями и глупцами, не знающими и не понимающими ничего.

Но, во всяком случае, тот, кто помещает душу в некий «материал», соединяющий ее с телом, способен также представить, что она может быть ограничена определенным пространством (например, «границами» Геинома) и связана с находящемся в этом месте тонким «огнем», который относится к высшим силам и создан специально для того, чтобы карать души — или изменять их в этом очистительном тигле, или окончательно истреблять.

58) И в Путеводителе заблудших (2:1) Рамбам уже привел точку зрения философов: «Ведь когда душа человека, составляющая его духовную сущность, побуждает его, например, подняться из комнаты на второй этаж, мы говорим, что его тело движется само по себе. И хотя она дала ему первоначальное побуждение к действию, она перемещается только благодаря ему, — и когда тело поднимается на второй этаж, душа поднимается вместе с ним. И если утихнут побуждения души — замрет тело, совершавшее движения ради нее. И если остановится тело — прекратится и перемещение души, происходившее благодаря ему» (т.е. по мнению философов, душа связана с телом, пребывает в нем и перемещается вместе с ним).

И еще сказали некоторые из их мыслителей, что не дано человеку из плоти и крови в полной мере постичь, каким образом бесплотная душа может быть основой существования человека во плоти и источником его энергии и движений. И эта тайна скрыта более, чем тайна Творения. И их исследователи не в состоянии обнаружить, как осуществляется связь бестелесного с материальным — в побуждениях и в действиях. Но такая связь, во всяком случае, признается.

59) Но мы уже попадаем в область, запрещенную для подобных исследований, ибо проводящие их превозносятся над своим Создателем, чтобы мудрствованием постигнуть Его деяния и чудесные тайны Его созданий. Но они, со всеми своими исследованиями, не знают ни своего собственного тела, ни, тем более, своей души. И не потому ли они превозносят себя над нашей традицией, что согласно их представлениям, душа бесплотна, и они представляют ее в своих описаниях и рассказах подобной ангелам? Но ведь мы не видели в их сочинениях, чтобы они возводили родословную души выше Сферы Разума (расположенной над восьмью небесными сферами и приводящей их в действие), а их мудрецы относят ее к категории ангелов (в то время, как наша традиция возводит «родословную» души к самому Творцу).

А мы, согласно истинной традиции, полученной от святых отцов, которые не «довольствовались чужими мыслями» (Йешая 2:6), описываем душу значительно более точно и возносим ее выше, чем они, — ведь сказали наши учителя, благословенна память о них, что их мнение склоняется к тому, что душа вообще не сотворена (т.е. не является сотворенной, но относится к сущности самого Творца). Сказано в Берешит раба (8:7) по поводу стиха «С царем, для его работы, жили они там» (IДиврей аямим 4:23): «С Царем царей, со Святым, благословен Он, пребывали души праведников, и Он, советуясь с ними, творил мир». И тот, кто услышит это изречение, — удостоится ли он узнать пояснения к нему или не узнает — в любом случае, убедится, что душа, в представлении нееврейских философов и тех, кто тянется за ними, не более утонченная сущность, чем в представлении наших учителей, благословенна память о них, и даже не столь же утонченная сущность, хотя наши мудрецы и не запугивали учеников обилием слов и трудностью темы. И при всем том наши учителя, благословенна память о них, верили, что «огонь» Геинома и Авадона властвует над душами, выполняя волю Вершащего все, да будет Он благословен и превознесен.

60) А теперь мы должны разъяснить, в чем заключается суровое наказание, называемое карет (отсечение), и это, действительно, истребление души. И так говорится в Сифре (Эмор 14:4): «Поскольку везде в Писании сказано карет и не объяснено, в чем заключается эта кара, Тора говорит: “Истреблю Я его душу из его народа” (Ваикра 23:29—30), чтобы научить, что карет — это истребление души».

Однако, со смертью нечестивца его душа не перестает существовать, распадаясь на первоэлементы, подобно душам животных, или полностью исчезая, но это «истребление» сопровождено карами и страданиями. Ведь человеческая душа не может просто исчезнуть вместе с гибелью тела, как не может исчезнуть ангел вместе с гибелью одного из тел, в которых он воплощался, например, небесного тела или другого (Ср. Рамбам, Законы основ Торы 3:9). Только души животных распадаются на первоэлементы — воздух, прах, огонь и воду, подобно тому, как все материальные тела — и тонкие, и грубые — распадаются на элементы, возвращаясь в прах. И не пропало ничего со дня Сотворения мира и доныне, но все, что гибло за время существования Вселенной, сменялось именно таким образом, распадаясь на первоэлементы и перевоплощаясь. Тем более невозможно, чтобы душа, которая так возвышена, исчезла и потерялась. И она не распадается, как души животных, и не воссоединяется с четырьмя первоэлементами, ибо они не подобны ей. И все, что мудрствующие говорили об исчезновении души, не соответствует ни истинной традиции, ни результатам вдумчивого исследования. Ведь если она возвращается к своей Первооснове, подобно прочим творениям, подверженным рождению и смерти, которые распадаются на первоэлементы, то блажен и добр ее удел, ибо это величайшая награда и славное воздаяние (т.е. если души нечестивцев со смертью возвращаются к своей первооснове, то это величайшая награда, а не наказание, так как Первооснова человеческой души — сам Творец. Значит, согласно такой точке зрения, нет посмертной кары для нечестивцев).

Но все происходит так, как мы упомянули выше (пп.4,6—7) со слов наших учителей, благословенна память о них (Рош ашана 17а): Все, приговоренные к этому наказанию (карету), караются в Геиноме 12 месяцев, в соответствии с виной каждого, а когда заканчивается срок кары, «их души сжигаются» и превращаются в пепел, т.е. они перестают быть теми созданиями, которыми были, как сожженный предмет, ставший пеплом, «и ветер» от Б-га — ветер, приносящий облегчение, и благоволящий (так как теперь Б-г дает успокоение душе), — «рассеивает его (пепел) под стопы праведников», т.е. на уровень, уступающий наслаждению и покою праведников, — на уровень, на котором нет прежних кар и страданий, но и нет неги и наслаждения праведников. А те, что «вопят от ужаса и подымаются оттуда исцеленные» (т.е. «средние»), о которых упоминают наши учителя, благословенна память о них (там же), поднимаются по завершению кары на уровень, где вкушают покой и наслаждение, но не так, как праведники. Сказано в трактате Шабат (152б): «И эти, и эти» — как нечестивцы, так и средние — «передаются под власть Думы (ангела, властвующего над духами — Раши). Эти (души средних) обретают успокоение, а эти не обретают успокоения», как мы разъясним в дальнейшем (п.64). А законченных грешников (вероотступников, безбожников и т.п. — см. п.4), приговоренных к самому суровому наказанию, карают из века в век. И согласно воле Владыки, да будет Он благословен, эти души продолжают существовать, и Он карает их такими казнями и страданиями, которые не уничтожают эти грешные души, как написано: «ведь черви, снедающие их, не умрут, и огонь, сжигающий их не погаснет» (Йешая 66:24).

Подобно этому и для плоти — человеку, который испытывает невероятные страдания, легче в тот же час умереть от этих страданий, чем испытывать их долгие годы, не имея надежды, что его страдания и беды когда-нибудь прервутся и завершатся. Так сказано в Иерусалимском Талмуде, в трактате Пеа (1:1): «У кого заслуг больше, чем грехов, с того взыскивают за те немногие и нетяжкие грехи, которые он совершил, в этом мире, чтобы дать ему полную награду в мире будущем. У кого грехов больше, чем заслуг, дают ему награду за те немногие заповеди, которые он исполнял, в этом мире, чтобы сполна взыскать с него в день грядущий. Но с того, кто сбросил с себя ярмо (“ярмо” Торы и заповедей), и отверг Завет (заключенный между Б-гом и еврейским народом), и извращает слова Торы — даже если он совершал добрые дела — с него взыскивают в этом мире, но “основной капитал” (основное наказание) сохраняется для него в мире будущем». И мы уже упоминали эти слова выше (п.8).

61) Наказание Геиномом приходит к человеку сразу же после смерти. Как только нечестивец умирает, его душа соединяется со сферой огня (п.54), и попадает в огненную реку, выходящую из-под Небесного Трона, которая, являясь одним из элементов этой сферы, дает энергию всем видам огня. Река спускается в Геином, и, скатываясь вместе с ней, спускается туда и душа. И это подобно перевоплощению всех созданий, которые возвращаются к своим истокам (с той только разницей, что прочие творения распадаются на первоэлементы, из которых сотворены, а душа не возвращается к своему источнику — Ашему, но присоединяется к первоэлементу огня. Хазон Йоэль). И это верно и приемлемо даже для мыслителей-философов.

И эта душа, которая возвращается к первоэлементу огня и присоединяется к нему, с самого начала и до конца своего пребывания в Геиноме мысленно стремится вознестись и приобщиться к высшим мирам, чтобы возвратиться к своему источнику — так же, как все вещи возвращаются к истокам. Но тяжелые грехи и бесстыдные проступки отделяют ее от Творца и удерживают ее, и она втягивается и попадает в огонь Геинома. И то, что душа не может осуществить свое желание, — само по себе великое страдание и мука, невыразимая и беспредельная, которая добавляется к мучениям Геинома. И в том и заключается карет — отсечение души, что она отсекается от своего источника, как ветка отсекается от дерева, которое давало ей жизнь. Так сказали наши мудрецы, благословенна память о них: «А души нечестивцев желают и томятся» (Шабат 152б), как сказано: А «душа твоих врагов будет летать как камень из ложа пращи» (I Шмуэль 25:29). И значение слова «желают» такое же, как в стихе: «что они пожелают сделать» (Берешит 11:6), а подразумевается то, что мы здесь объяснили.

62) А то, что это наступает сразу после смерти, а не в грядущие дни Машиаха и не в будущем мире, нам известно из нашего Учения и из нашей традиции. Так сказали мудрецы в мишне из трактата Эдуйот (2:10): Нечестивцев карают в Геиноме двенадцать месяцев, как сказано (Йешая 66:23): «И будет от месяца до того же месяца и т.д.» (т.е. начиная с месяца смерти до того же месяца в следующем году, например от тишрея до тишрея — Тосафот Шанц). И сказано в трактате Кидушин (31б): «Сын обязан почитать отца и при жизни, и после смерти…» Каким образом «после смерти»? Если будет передавать традицию, которую слышал из уст отца, пусть не говорит: Так сказал мой отец. Но пусть скажет: «Так сказал отец, мой наставник, да буду я ему искуплением» (т.е. если ему уготованы кары Геинома, я готов принять их, чтобы искупить его душу — Раши). И так говорят в течение 12 месяцев после смерти. А после 12 месяцев говорят: «Так сказал отец, мой наставник, да будет он упомянут в жизни будущего мира» (ибо наказание Геиномом для грешников не превышает 12 месяцев — Раши). И сказано в трактате Таанит (11а): «В час смерти человеку показывают все его поступки до мельчайших подробностей и говорят ему: “Так и так ты сделал в таком-то месте и в такой-то день” и т.д.» И он убеждается, что приговор его справедлив, и говорит: «Вы меня прекрасно судили! и т.д.». И упоминается в агаде о сообщниках Кораха: Каждые тридцать дней (в новомесячье) возвращает их Геином, как достают мясо из горшка (перевернуть, чтобы оно лучше поджаривалось — Рашбам), и они говорят: «Моше учил правде, и его Тора — истина, а мы — обманщики» (Бава батра 74а).

И по поводу Элиши бен Авуи, прозванного Ахером, сказано (Хагига 15б): Когда упокоилась душа Ахера, приговор гласил: Он не примет кар Геинома и не удостоится будущего мира. Не примет кар Геинома, ибо много изучал Тору, и не удостоится будущего мира, ибо много грешил. Сказал раби Меир: «Когда я умру, поднимется дым от его могилы». Когда упокоилась душа раби Меира, поднялся дым от могилы Ахера (Ахер был одним из величайших мудрецов Торы и учителем раби Меира, и эти заслуги защищали его от кар Геинома. Но и врата будущего мира были запечатаны для него, ибо в зрелые годы он оставил соблюдение заповедей и много грешил. Поэтому раби Меир, оказавшись в мире душ, попросил милости для Ахера — чтобы он, спустившись в огонь Геинома, искупил свои грехи, а затем, в соответствии со своими заслугами, удостоился бы жизни будущего мира, ибо ни на что не похоже, если рав будет вечно пребывать в Геиноме, а его ученик — в Ган ЭденеМаарша). И было совершено чудо, чтобы показать, что молитва раби Меира принята. И так сказано об этом в Иерусалимском Талмуде (Хагига 2:1): «На его могилу опустился огонь с Небес и сжег склеп».

И в мидраше на Теилим (Шохер тов 31) сказано: Сказал царь Давид, да пребудет на нем мир: «В Твою руку я вложу свою душу, и Ты избавишь меня, Ашем» (Теилим 31:6). В час смерти «Ты избавишь меня, Ашем,» — от Геинома. И ясно сказано в агаде (Псикта рабати 23:15): В каждый канун шабата Дума, ангел, распоряжающийся душами, объявляет: «Покой всем нечестивцам — пусть отдохнут». И оставляют их в покое на весь шабат. А на исходе шабата, когда стемнеет, кричит ангел, распоряжающийся душами: «Возвращайтесь, души нечестивцев, в Геином, ибо уже завершил Израиль свой праздник». И поэтому сыны Израиля упоминают в молитве на исходе шабата: «И да будет на нас благоволение Ашема, нашего Б-га и т.д.» (Теилим 90:17, а также псалом 91 «Погруженный в высшую тайну», в котором мы просим, чтобы Ашем избавил нас от злых духов и от кар Геинома).

Итак, мы выучили из слов мудрецов, что сразу после смерти нечестивцев, их души подвергаются карам Геинома в соответствии с виной каждого, как было разъяснено выше (пп.51—56), когда мы охарактеризовали это наказание и эти кары. И в это верят все, кто придерживается учения наших мудрецов, благословенна память о них, и доверяет традиции, передаваемой ими. И учитывая то, что мы разъяснили, их слова не отвергнет ни один мыслящий человек, но только тот, кто запутался или потерял веру.