Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Врата воздаяния»

33) Ты знаешь, что Йов был в своих глазах совершенным праведником, и по его мнению, страдания обрушились на него без всякого греха и преступления с его стороны, так что он даже возмущался этим, как мы упомянули (п.31). И если мы всмотримся в книгу Йова, то увидим, что сначала Йов утверждал, что все беды и удачи человека определяются расположением планет и созвездий в день его появления на свет и в момент зачатия, т.е. склонялся к заблуждениям астрологов: И отвечал Йов, сказав: «Да сгинет день, когда я родился, и ночь, в которую было сказано: “Зачат человек!”» (Йов 3:2). И он проклинает и тот день, и ту ночь, и те «вечерние звезды», ибо они определили его будущие страдания. И в этом смысл его первого объяснения.

34) И тогда один из трех его друзей, Элифаз, упрекнул его в том, что, передавая власть планетам и созвездиям, он упускает из виду власть Владыки Вселенной, который вершит все по закону и справедливости, да будет Он благословен. Элифаз сказал ему: «Вспомни-ка, бывал ли истреблен невиновный?!» (Йов 4:7). Т.е., поскольку мы не видим, чтобы гибли непорочные, а только — «сеющие нечестие, пожинают его плоды», это убеждает, что «они погибают от Б-жьего дыхания» (там же 4:8—9), а не из-за дурного расположения звезд в определенный час. И добавил: «Иногда может показаться, что есть исключения из этого правила. Однако, когда мне казалось, что глупец и нечестивец укоренились, я уже предвидел в своем сердце, как внезапно на его жилище обрушиваются проклятия (там же 5:3). А когда к праведнику, подобному тебе, приходят страдания, — это мусар (наставление) от Б-га, а наставлением Всемогущего не гнушайся!» (там же 5:17). И еще сказал, что «человек рождается для испытаний» (там же 5:7), и не стоит искать причину бед в чем-то ином, но только взывать к Б-гу, который управляет миром. Ибо Он «ловит мудрствующих их же лукавством» (там же 5:13), и Ему ведомо, что страдания, которые они испытывают, посланы для их блага, или это наставления, с помощью которых Б-г учит человека, а затем Сам же избавляет от этих бед, ведь «Он причиняет боль и излечивает» (там же 5:18). В этом заключаются возражения Элифаза на первые жалобы Йова.

35) Тогда Йов стал сетовать по-иному, показывая, будто он признает правоту слов Элифаза. Но, соглашаясь, что его беды — это «стрелы Всемогущего» и «ужасы Б-га» (Йов 6:4), он снова разражается проклятиями, говоря: «Если эти страдания не случайны и не зависят от произвола звезд, а посланы по воле Вершащего, то пусть Б-г сокрушит меня и умертвит. Или пусть Он подождет, пока завершатся дни моей службы на земле, ведь жизнь — всего лишь дуновение. Ибо не в моих силах выстоять, пока минуют эти страдания» (там же 6:9;7:1,7).

36) И Йов поражен: «Что есть человек, если Б-г настолько возвеличил его, обратив на него Свое внимание?!» (Йов 7:17). И его удивление свидетельствует, что прежде Йов думал: «Поскольку человек незначителен в глазах Творца, Он оставил его во власти случайностей, определяемых ходом звезд и их влиянием на Землю. И он считал, что человек подобен в этом насекомым, пресмыкающимся или зверям, у которых провидение Всевышнего лишь поддерживает существование вида. Но для единичного представителя вида нет ни награды, ни наказания. И когда они истребляются, не говорят о них, что они согрешили. И когда они живут долго и корма у них в достатке, не говорят, что они удостоились этого за заслуги». Так считал он, давая свое первое объяснение. И сам Элифаз упрекал его: «А ты говорил: “Разве знает Б-г? Разве Он может судить сквозь туман? Облака — пелена Ему, и Он не видит”» (там же 22:13—14). Т.е., согласно первому объяснению Йова, провидение не опекает низменных тварей, но «все ходит по небесному кругу» (там же). А провидение лишь поддерживает существование видов так же, как поддерживает ход звезд, планет и вращение небесных сфер, — т.е., «поддерживает путь Вселенной» (там же 22:15), а все в низшем мире определяется расположением планет и созвездий.

И он сам, Йов, оправдывается, что не было у него этих дурных мыслей, пока он пребывал в покое. Как он говорит: «Если бы при виде сияющего солнца или идущего по небу ясного месяца соблазнилось бы мое сердце и я бы подумал, что в них источник моего великого богатства и благодаря им моя рука столь многое обрела, был бы это грех, наказуемый Судом, ибо изменил бы я Всевышнему Б-гу (там же 31:26—28). Он дает нам все, а не Солнце и не Луна». Лишь теперь, когда обрушились на него страдания, он начал так думать (будто все предоставлено воле случая), ибо страдания обрушились на него без всякого греха с его стороны.

37) И после того как Элифаз отверг эти дурные мысли, сказал Йов: «За что обрушились на меня такие великие страдания от Б-га? Разве это может быть “наставлением”, если нет у меня сил его выдержать?! (Йов 6:11). И неужели так важен Ему человек, что Он испытывает его изо дня в день?! И даже если я согрешил, чем помешал Тебе мой грех, Создатель человека?!» (там же 7:17—18,20).

И до сих пор Йов не говорил о своей праведности и не превозносил своих добрых дел, но спорил, выдвигая только три этих довода. Первый: если это «наставление», то оно ему не по силам. Второй: поскольку человек и его жизнь — «лишь дуновение» (там же 7:16), довольно с него предстоящей смерти. И если даже заслуги не спасают от нее, то и для грешника не нужно никакого дополнительного наказания, кроме этого — и он растает, как дым. И третий довод: неужели человек настолько важен в глазах Б-га, чтобы взыскивать с него за его грехи и проступки? Ведь и сам человек, и его грехи чересчур мелки и несущественны в глазах Б-га.

В этом, как показывает анализ стихов, заключалась вторая жалоба Йова.

38) Вслед за этим заговорил другой друг Йова — Бильдад из Шуаха. Он поддержал мнение Элифаза, но говорил еще более сурово. Он прямо сказал, что все беды обрушились на Йова и его сыновей по закону и по справедливости — за грехи и преступления, которые они совершили, ибо «Б-г не извращает правосудия и справедливости» (Йов 8:3). По его мнению, сыновья Йова оказались законченными грешниками, совершившими преступления, за которые карают в этом мире преждевременной смертью — вот они и погибли. Как он сказал: «Так как согрешили перед Ним твои сыновья, Он отдал их в руки их преступлений» (там же 8:4). Но с самим Йовом, по его мнению, произошло иное: страдания пришли, чтобы очистить его от немногих прегрешений; и если он будет стремиться к Б-гу, то получит награду за праведность (там же 8:5—6).

Бильдад был первым, кто прямо обвинил Йова в грехах.

39) Тогда проснулось у Йова желание оправдать себя. И он возвратился к своему первому утверждению, усилив его и разъяснив, что Творец, да будет Он благословен, по Своей великой вознесенности не занимается частностями. И даже если бы Б-г сейчас ответил на его зов, Йов не поверил бы, что его «голос услышан» (Йов 9:16) (т.е., не поверил бы, что Б-г отвечает именно ему, так как Б-г «не занимается частностями»). И теперь, когда «буря» обрушилась на Йова согласно естественному ходу событий — поражает его Б-г без причины и «умножает его раны безвинно» (там же 9:17) — беды пришли по естественному ходу событий, а не за его грех. И сказал: «Невинен я, ибо не грешил со дня, что был сотворен! И не ведала моя душа, что, воплотившись в тело, попадет во власть злых случайностей. И поэтому противна мне жизнь — душа хочет возвратиться в прежнее состояние (там же 9:21)». И приводит доказательство, что провидение не занимается частностями, ибо «все едино», и поэтому «и невинного и нечестивого Он истребляет» (там же 9:22), (не различая между праведным и нечестивым, т.к. человек слишком мал и незначителен в Его глазах). И если сказать, что все направляется Его провидением и совершается по Его воле и желанию, и что Он Своим «бичом поражает вдруг» и «над истреблением невинных смеется», то получится, что Он Сам «отдал землю» в руки злодеев и нечестивцев. И если не Он, то кто же истребляет всех и «уничтожает меня, ибо мои дни проносятся быстрей гонца» (там же 9:23—25), (т.е. лучше и вернее сказать, что Б-жественное Провидение не занимается частностями и все в «низшем мире» происходит по воле случая, чем утверждать, что все направляется Провидением — и вершится несправедливость). Таков довод Йова.

И возжелал Йов и дальше судиться с Б-гом, и сказал Ему: «Объяви мне, из-за чего борешься со мной?! Хорошо ли, что притесняешь меня без греха?! И даже если я согрешил, почему Ты гнушаешься творением Своих рук и выискиваешь во мне сокровенные дурные или грешные мысли? И если Ты скажешь, что совершил это, чтобы испытать меня, приму ли я несчастия со смирением или взбунтуюсь, и если это подобно “наставлениям”, о которых говорил Элифаз, то разве человеческие глаза у Тебя, что Ты выискиваешь вину. Ведь открыто перед Тобой, что я невиновен, и Ты знаешь, что никто не спасется от Твоей руки — так что Ты не нуждаешься в том, чтобы испытывать мою силу и мое мужество (там же 10:2—7)». Таков второй довод Йова.

И сказал: «Если я грешен, то горе мне! И если я праведен, не сносить мне головы!» (там же 10:15). И он возвращается к уже упомянутой претензии (пп.35,37): если даже в случае праведности «не сносить ему головы» и он обречен на смерть и «отправится в страну тьмы и смертной тени» (там же 10:21), то и в случае греховности не следовало подвергать его страданиям.

40) И тогда Цофар из Наама также поддержал слова своих друзей, сказав: Есть скрытая мудрость в деяниях Б-га, ибо мудрость многообразна. И все, существующее в мире, многообразно — и во всем есть мудрость открытая и мудрость скрытая. И знай, Йов, что на самом деле Б-г предал забвению некоторые из твоих грехов и преуменьшил их, а не присовокупил к ним или добавил (Йов 11:6). И если отвернется Б-г и умножит злодеев и отдаст землю в их руки, кто сможет воспрепятствовать Ему, даже если Он размножит злодеев. Ведь Он, зная людей лукавых и их беззаконие, не всматривается в их поступки и прощает их (там же 11:10-11). И если Он творит добро нечестивым и терпит их, тем более Он не заплатит злом добрым людям. Поэтому, если Йов настроит свое сердце и прострет к Нему свои руки (там же 11:13), все закончится для него благополучно. А покой нечестивых завершится «порчей и смертным вздохом» (там же 1:20).

И так ответил Цофар на знаменитый великий вопрос о «нечестивце, которому хорошо», ибо проблема о «совершенном праведнике, которому плохо» не так заметна в мире, ведь о любом праведнике можно сказать, что он грешен, как сказали о Йове. А покой нечестивцев Цофар объяснил милосердием Творца, да будет Он благословен, который жалеет Свои творения и не пренебрегает созданиями Своих рук, и не всматривается в их дурные помышления. И тем более не воздает злом праведным, но предает забвению их грехи и воздает им за грехи меньше, чем причиталось бы.

41) И вот высказались трое друзей Йова, выразив свое понимание того, что с ним произошло. И прочие их доводы — лишь усиление и развитие этих предположений. Во всех своих последующих разъяснениях они много говорили о гибели нечестивцев и об истреблении их потомства, ибо очевидное благополучие злодеев в мире противоречит их концепциям. А Йов продолжал оправдывать себя. И он утверждал также, что есть нечестивцы, умирающие со спокойной душой, — какое им дело, что произойдет с их домами и с их потомством, когда их самих уже нет (Йов 21:21). Но все это лишь подкрепление уже упомянутых доводов, и для нас нет необходимости подробно комментировать всю книгу Йова.

42) И вот Элиу (четвертый, самый молодой из друзей) разгневался на Йова, который, по его мнению, полностью заблуждался, как написано: «На Йова воспылал его гнев за то, что тот считал себя правее Б-га» (Йов 32:2). И еще он сказал: «Йов не ведает, что говорит, и его речи безумны» (там же 34:35). И также он воспылал гневом на своих друзей за то, что они, оправдывая Б-жественное правосудие, обвинили Йова в грехах, как сказано: «И на троих друзей разгневался он за то, что они, не найдя ответа, обвинили Йова» (там же 32:3). И еще он сказал Йову: «Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобой» (там же 35:4), т.е., он объединил их как ошибающихся и заблуждающихся.

И кажется совершенно непонятным, как именно разрешает сам Элиу вопрос о «праведнике, которому плохо, и нечестивце, которому хорошо». Ведь кроме двух приведенных объяснений не существует какого-то третьего, которое бы разрешило спор. Первое мнение, выраженное друзьями Йова, заключается в том, что страдания приходят за грехи, легкие или тяжелые, невольные или намеренные. А если это не так, то страдания приходят не по Суду, (а по воле случая) — и это мнение безбожников, к которому склонялся Йов под воздействием своих страданий, приводя уже упомянутые нами доводы (пп.36,39).

А если мы скажем, что существуют еще иные страдания, посылаемые, чтобы максимально увеличить награду человека и его заслуги в будущем мире, как утверждают верящие в это (например, Раши, Рашба, Рош и Ховот алевавот), то это не «третье мнение», так как друзья Йова уже упоминали подобные идеи, говоря, что страдания, которые он претерпевает, добавят ему заслуг, как мы упоминали (п.38): «И ныне Он будет хранить тебя и заплатит тебе миром за твою праведность» (там же 8:6).

И если сказать, что это был ошибочный аргумент, так как было упомянуто конечное воздаяние за праведность в этом мире, а на самом деле существуют праведники, которых терзает непроглядное зло, без всякой надежды и будущности в этом мире, и «отходят они безрадостно» ( II Диврей аямим 21:20), тогда должно было быть упомянуто воздаяние в будущем мире.

Но мы не видим, чтобы Элиу хотя бы словом упомянул о будущем мире. В отличие от него, Йов и его друзья намекают на воздаяние будущего мира. Так сказал Йов: «Только двух вещей не делай со мной, тогда не буду укрываться от Тебя» (Йов 13:20). И упоминает о смерти такими словами: «Ибо ныне я затихну и угасну» (там же 13:19). Т.е. «двух вещей не делай со мной» — первое, не карай меня страданиями в этом мире; а второе, пусть смерть не скроет меня от Твоего лица, чтобы я насладился Твоим Присутствием в Ган Эдене, мире душ. А слова «пожрет его нераздуваемый огонь» (там же 20:26), «страна тьмы, подобной мраку смерти» (там же 10:22) и т.п. — все это, по мнению наших мудрецов во всех аллегорических толкованиях, намеки на Геином и его кары (Хулин 133а, Шмот раба 38:3 и др.). В том же ключе переданы эти места в арамейском переводе.

Но в любом случае это не было бы ответом на заданный вопрос. Ведь Йов, считая себя совершенным праведником, без всякой примеси греха, спрашивал, почему он гибнет с горечью в душе, и не может насладиться благом и этого мира, и мира будущего — т.е., удостоиться «двух столов», как удостаивались «двух столов» многие из праведников и царей Израиля. И так должно быть по справедливости: почему вдруг Б-г отплатит злом тем, кто Его любит, без всяких преступлений с их стороны? Ведь «нет в Б-ге злодейства и во Всемогущем — коварства» (Йов 34:10).

43) И ведь сам Элиу сказал: «Ибо по делам человека Он платит ему и по пути мужа воздает ему» (Йов 34:11). И теперь должен был бы возникнуть спор между ним и Йовом, который был в своих глазах совершенным праведником.

Но мы видим, что Йов воспринял ответ Элиу, как совершенно новое объяснение, не похожее на объяснения его друзей. Как сказал сам Элиу: «Не мне противоречил он (Йов) своими речами и не вашими словами я разъяснял ему» (там же 32:14). И Йов не раскрыл рта, чтобы возразить Элиу. И это показывает, что он принял его слова и что его доводов хватило, чтобы ответить на вопросы Йова. И поэтому он принял его речи в молчании, хотя Элиу и сказал ему: «Если есть у тебя слова, ответь мне, говори и т.д.» (там же 33:32).

И уже отмечено, что речи Элиу неясны более, чем слова его друзей, и они крайне трудны для понимания. И тот, чей разум не искушен и понимание не развито, не найдет ни в них, ни во всех комментариях к ним ничего достойного внимания или какого-либо серьезного довода, нового по сравнению со словами остальных друзей Йова. Но его речи относятся к тайнам Торы, скрытым от всех, кроме тех, кто удостоился их знания из кабалы (сокровенной части Торы). И разъяснения его слов запрещено записывать, и намек бесполезен.

44) И вот друзья Йова оказались виновны, несмотря на то, что они оправдывали деяния Б-га, объясняя их таким способом (что страдания посылаются за грехи). Как сказано: И молвил Ашем Элифазу из Теймана: «Воспылал Мой гнев на тебя и на двух твоих друзей, ибо вы не говорили обо Мне правдиво, как Мой раб Йов» (Йов 42:7). Но на Элиу эта вина не распространялась.

И кажется, что на друзьях Йова не было вины и греха. И даже если они не сумели постигнуть глубины Б-жественного правосудия, их заблуждение подобно заблуждению согрешившего по неведению, проступок которого искупается жертвоприношением. И поэтому Б-г приказал им принести жертвы всесожжения. Ведь безапелляционно утверждая, что никогда не бывает страданий не за грех и что Йов был грешником, они подталкивали Йова, знавшего о собственной праведности, к тому, чтобы воспринять деяния Б-га как несправедливость. А они должны были сказать Йову, что деяния Б-га скрыты от их понимания, ибо они не получили сокровенные знания кабалы из уст пророков, как удостоился этого Элиу.

Или же их грех заключался в том, что они, прекратив спорить с Йовом, поверили ему и приняли его первое греховное объяснение, — и Б-г, ведающий в тайниках сердца, наказал их за это (ведь жертва всесожжения приносится именно во искупление греховных помышлений, о которых знает только Ашем). Ведь они не спешили исповедоваться в своих заблуждениях, а Йов отказался от своего мнения и раскаялся. Так он сказал: «Когда я лишь слышал о Тебе, мое знание о Тебе было ошибочным. Но теперь, когда мое око узрело Твое присутствие и я (в пророческом озарении) получил от Тебя истинное постижение, стыдно мне (за мои прежние слова) и я раскаиваюсь во прахе и пепле» (там же 42:5—6). А им, не сказавшим так, потребовалось искупление жертвой. И об этом говорит стих: «Чтобы Мне не вести Себя с вами подло» (там же 42:8), — т.е., поскольку они оправдывали деяния Б-га, выглядело бы «непорядочным», если бы Он обрушил на них Свой гнев.

45) И посмотри — ведь большинство наставлений Святого, благословен Он, (открывшегося в пророческом видении) Йову, были направлены на то, чтобы еще более возвысить его добрые дела и разъяснить Йову, что своим ограниченным разумом он не в состоянии постигнуть тайны Творения: ведь он не знает, как были созданы земля и небо, звери и птицы, море и его обитатели и вся Вселенная. Другими словами, человек, не знающий всего этого, тем не менее наблюдает в природе влияние Провидения — упорядоченность и целенаправленность, несмотря на то, что в мире природы нет ни заслуг, ни грехов. Почему бы ему не подумать также, что и тайны Б-жественного Суда над людьми скрыты так, как скрыты и «запечатаны» тайны сотворения души и тела. И почему ему попросту не признать справедливость Создателя, когда он видит Его милосердие и Его добрую опеку над всеми низшими тварями? И почему человек «приходит к царю после того, как дело уже сделано» (Коэлет 2:12) (т.е. приходит со своими претензиями, несмотря на то, что ему неизвестна подлинная природа вещей)?

И в этом был еще один урок для Йова, в словах которого проскользнули еретические идеи о том, что человек слишком незначителен в глазах Творца и поэтому Б-г не вмешивается в жизнь человека и не приносит ему ни блага, ни бед. И вот Святой, благословен Он, раскрыл перед ним Свою добрую заботу о каждом из Своих созданий — от человека до мельчайших обитателей земли и моря. Всех в равной степени Он направляет и предоставляет все необходимое благо (Йов гл.38—41). И в этом заключался ответ Б-га, да благословится Его Имя. Вместе с тем для знающих кабалу в ответе в нескольких словах дается намек на объяснение вопроса о «праведнике, которому плохо», которое привел Элиу (там же 38:13—15).

И Йов раскаялся и вернулся к своему Творцу. Ведь эти доводы он уже усвоил из речей Элиу и признал, что они верны и исчерпывающи, — и здесь предел человеческого постижения в этом вопросе, и после них не остается никакого противоречия в сознании человека. А в пророческом откровении разъяснилось для него полностью из слов Б-га, да будет Он благословен, что все совершается упорядоченно, под Его управлением, однако при этом существуют скрытые и тайные мотивы Его деяний, не постижимые разумом, кроме Разума, Который предшествовал сотворению мира, да будет благословенно Его Имя и Его воля, и да будет Он благословен в вечности!

46) Подведем итоги. Каждому, с кем приключилась беда или произошел несчастный случай, следует верить, что несчастье и беда пришли за его грехи и его преступления. И в тех из них, которые известны ему, он должен раскаяться. А за те, о которых он не знает и не помнит, пусть попросит о прощении, не конкретизируя. И если он увидит праведника, гибнущего в своей праведности, пусть в первую очередь отнесет это на счет немногих грехов, которые тот совершил. И так же пусть подумает про нечестивца, наслаждающегося покоем, пусть объясняет его покой теми праведными и добрыми делами, которые тот совершал.

И вслед за всем этим, если сознание обратится к гибели того, кто кажется совершенным праведником — у кого множество заслуг, кто чист от греха и чье сердце непорочно, — в глазах других людей его гибель не может противоречить сказанному. Только тот, кто знает о себе, что он праведен и не совершал преступлений и грехов, которые могли бы повлечь происшедшее с ним зло, — только он может сделать себе поблажку и соблазниться мыслью, что он совершенный праведник. Но это очень редкий случай, по сравнению с другой ситуацией, которая встречается значительно чаще: когда абсолютный, законченный грешник преуспевает во всех мыслимых направлениях. И размышляющий об этом должен отнести муки того, кто кажется ему совершенным праведником, или покой законченного грешника к упомянутой тайне (п.32), называемой «тайной зачатия», если удостоил его Б-г познать ее из уст подлинных наставников кабалы, тщательно предохранив его от возможных заблуждений и ошибок, ибо «не многие приобретут мудрость» (Йов 32:9). А тот, кто не знает этого, пусть положится в этом вопросе на мнение тех, кто знает.

И вместе с тем, пусть подумает — и тот, кто знает, и тот, кто не знает, — что за всем этим стоит абсолютная справедливость и «доброе разумение и понимание» (Теилим 119:66) Б-жественного Суда, скрытое от нас, — и все «по справедливости и по правосудию, по благоволению и милосердию» (Ошеа 2:21).

47) А если ты спросишь: поскольку существует скрытое от нас на Суде, и мы вынуждены верить в его справедливость, исходя из праведности Судьи, да будет Он благословен и превознесен, то зачем тогда ты нас утруждаешь, заставляя изучать все мнения, которые были разъяснены, и тайну, на которую мы намекали? Почему не отбросить все это, удовлетворясь последним выводом, что «нет перед Ним места несправедливости и забвению» (Авот 4:22) и «все Его пути — правосудие» (Дварим 32:4)?

Это претензия глупцов, гнушающихся мудростью. Ибо исследование, подобное этому, умудряет и приводит к познанию Б-га, да будет Он благословен, через познание Его путей и деяний. И еще: таким путем мы учимся принимать нашу веру — и то, что известно, и то, что скрыто — с доверием и убежденностью, большей, чем у других, ибо мы можем познать скрытое из разъясненного и убедиться в справедливости закона и в праведности Суда.

И также обязан каждый, кто служит Б-гу с любовью и трепетом, искать пути, чтобы постичь справедливость приговоров Суда и истинность Закона — каждый в меру своих способностей. И это те самые пути, которые мы разъяснили со слов наших мудрецов, чтобы каждый мог разобраться в этом вопросе и познать, что Суд Творца справедлив. А признав справедливость того, что можно постичь умом, он будет знать и понимать, что и то, что скрыто от него, справедливо. И тем более, что упомянутое тайное объяснение (п.32) не оставляет сомнений в уме человека и нет в нем никаких сомнительных доводов. И если человек пожелает положить здесь предел своим размышлениям, имеет право, ибо этих объяснений достаточно для всего происходящего с Б-жьими творениями.

И на упомянутую тему сказал Элиу: «Проникну постижением вдаль и воздам справедливость моему Создателю» (Йов 36:3). Другими словами, он проникнет мыслью до предела человеческого постижения, чтобы объяснить и осмыслить Суд Б-га. А вслед за всем этим, он «воздаст справедливость» своему Создателю, да будет Он благословен, так как объяснения, постигнутые умом, будут свидетельствовать, что и в том, что отдалено и скрыто, справедливость с Ним и «Его деяния — праведны» (Мишлей 21:8).

48) И еще я предостерегаю того, кто хочет вести себя согласно словам: «Праведник своей верой жить будет» (Хавакук 2:4), и не хочет быть причисленным к тем, о ком сказано: «Сыны, лишенные доверия» (Дварим 32:20), — чтобы он излишне не усердствовал в изучении этой проблемы по книгам и от многих, говорящих на эту тему. И чтобы он понял и знал, что этот вопрос не занимает особенно большого места в жизни человечества и не очень насущен для нас, как и большинство проблем, которые вызывают недоумение прежде, чем мы глубоко исследуем их.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.