Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Страдания Йова

33) Ты знаешь, что Йов был в своих глазах совершенным праведником, и по его мнению, страдания обрушились на него без всякого греха и преступления с его стороны, так что он даже возмущался этим, как мы упомянули (п.31). И если мы всмотримся в книгу Йова, то увидим, что сначала Йов утверждал, что все беды и удачи человека определяются расположением планет и созвездий в день его появления на свет и в момент зачатия, т.е. склонялся к заблуждениям астрологов: И отвечал Йов, сказав: «Да сгинет день, когда я родился, и ночь, в которую было сказано: “Зачат человек!”» (Йов 3:2). И он проклинает и тот день, и ту ночь, и те «вечерние звезды», ибо они определили его будущие страдания. И в этом смысл его первого объяснения.

34) И тогда один из трех его друзей, Элифаз, упрекнул его в том, что, передавая власть планетам и созвездиям, он упускает из виду власть Владыки Вселенной, который вершит все по закону и справедливости, да будет Он благословен. Элифаз сказал ему: «Вспомни-ка, бывал ли истреблен невиновный?!» (Йов 4:7). Т.е., поскольку мы не видим, чтобы гибли непорочные, а только — «сеющие нечестие, пожинают его плоды», это убеждает, что «они погибают от Б-жьего дыхания» (там же 4:8—9), а не из-за дурного расположения звезд в определенный час. И добавил: «Иногда может показаться, что есть исключения из этого правила. Однако, когда мне казалось, что глупец и нечестивец укоренились, я уже предвидел в своем сердце, как внезапно на его жилище обрушиваются проклятия (там же 5:3). А когда к праведнику, подобному тебе, приходят страдания, — это мусар (наставление) от Б-га, а наставлением Всемогущего не гнушайся!» (там же 5:17). И еще сказал, что «человек рождается для испытаний» (там же 5:7), и не стоит искать причину бед в чем-то ином, но только взывать к Б-гу, который управляет миром. Ибо Он «ловит мудрствующих их же лукавством» (там же 5:13), и Ему ведомо, что страдания, которые они испытывают, посланы для их блага, или это наставления, с помощью которых Б-г учит человека, а затем Сам же избавляет от этих бед, ведь «Он причиняет боль и излечивает» (там же 5:18). В этом заключаются возражения Элифаза на первые жалобы Йова.

35) Тогда Йов стал сетовать по-иному, показывая, будто он признает правоту слов Элифаза. Но, соглашаясь, что его беды — это «стрелы Всемогущего» и «ужасы Б-га» (Йов 6:4), он снова разражается проклятиями, говоря: «Если эти страдания не случайны и не зависят от произвола звезд, а посланы по воле Вершащего, то пусть Б-г сокрушит меня и умертвит. Или пусть Он подождет, пока завершатся дни моей службы на земле, ведь жизнь — всего лишь дуновение. Ибо не в моих силах выстоять, пока минуют эти страдания» (там же 6:9;7:1,7).

36) И Йов поражен: «Что есть человек, если Б-г настолько возвеличил его, обратив на него Свое внимание?!» (Йов 7:17). И его удивление свидетельствует, что прежде Йов думал: «Поскольку человек незначителен в глазах Творца, Он оставил его во власти случайностей, определяемых ходом звезд и их влиянием на Землю. И он считал, что человек подобен в этом насекомым, пресмыкающимся или зверям, у которых провидение Всевышнего лишь поддерживает существование вида. Но для единичного представителя вида нет ни награды, ни наказания. И когда они истребляются, не говорят о них, что они согрешили. И когда они живут долго и корма у них в достатке, не говорят, что они удостоились этого за заслуги». Так считал он, давая свое первое объяснение. И сам Элифаз упрекал его: «А ты говорил: “Разве знает Б-г? Разве Он может судить сквозь туман? Облака — пелена Ему, и Он не видит”» (там же 22:13—14). Т.е., согласно первому объяснению Йова, провидение не опекает низменных тварей, но «все ходит по небесному кругу» (там же). А провидение лишь поддерживает существование видов так же, как поддерживает ход звезд, планет и вращение небесных сфер, — т.е., «поддерживает путь Вселенной» (там же 22:15), а все в низшем мире определяется расположением планет и созвездий.

И он сам, Йов, оправдывается, что не было у него этих дурных мыслей, пока он пребывал в покое. Как он говорит: «Если бы при виде сияющего солнца или идущего по небу ясного месяца соблазнилось бы мое сердце и я бы подумал, что в них источник моего великого богатства и благодаря им моя рука столь многое обрела, был бы это грех, наказуемый Судом, ибо изменил бы я Всевышнему Б-гу (там же 31:26—28). Он дает нам все, а не Солнце и не Луна». Лишь теперь, когда обрушились на него страдания, он начал так думать (будто все предоставлено воле случая), ибо страдания обрушились на него без всякого греха с его стороны.

37) И после того как Элифаз отверг эти дурные мысли, сказал Йов: «За что обрушились на меня такие великие страдания от Б-га? Разве это может быть “наставлением”, если нет у меня сил его выдержать?! (Йов 6:11). И неужели так важен Ему человек, что Он испытывает его изо дня в день?! И даже если я согрешил, чем помешал Тебе мой грех, Создатель человека?!» (там же 7:17—18,20).

И до сих пор Йов не говорил о своей праведности и не превозносил своих добрых дел, но спорил, выдвигая только три этих довода. Первый: если это «наставление», то оно ему не по силам. Второй: поскольку человек и его жизнь — «лишь дуновение» (там же 7:16), довольно с него предстоящей смерти. И если даже заслуги не спасают от нее, то и для грешника не нужно никакого дополнительного наказания, кроме этого — и он растает, как дым. И третий довод: неужели человек настолько важен в глазах Б-га, чтобы взыскивать с него за его грехи и проступки? Ведь и сам человек, и его грехи чересчур мелки и несущественны в глазах Б-га.

В этом, как показывает анализ стихов, заключалась вторая жалоба Йова.

38) Вслед за этим заговорил другой друг Йова — Бильдад из Шуаха. Он поддержал мнение Элифаза, но говорил еще более сурово. Он прямо сказал, что все беды обрушились на Йова и его сыновей по закону и по справедливости — за грехи и преступления, которые они совершили, ибо «Б-г не извращает правосудия и справедливости» (Йов 8:3). По его мнению, сыновья Йова оказались законченными грешниками, совершившими преступления, за которые карают в этом мире преждевременной смертью — вот они и погибли. Как он сказал: «Так как согрешили перед Ним твои сыновья, Он отдал их в руки их преступлений» (там же 8:4). Но с самим Йовом, по его мнению, произошло иное: страдания пришли, чтобы очистить его от немногих прегрешений; и если он будет стремиться к Б-гу, то получит награду за праведность (там же 8:5—6).

Бильдад был первым, кто прямо обвинил Йова в грехах.

39) Тогда проснулось у Йова желание оправдать себя. И он возвратился к своему первому утверждению, усилив его и разъяснив, что Творец, да будет Он благословен, по Своей великой вознесенности не занимается частностями. И даже если бы Б-г сейчас ответил на его зов, Йов не поверил бы, что его «голос услышан» (Йов 9:16) (т.е., не поверил бы, что Б-г отвечает именно ему, так как Б-г «не занимается частностями»). И теперь, когда «буря» обрушилась на Йова согласно естественному ходу событий — поражает его Б-г без причины и «умножает его раны безвинно» (там же 9:17) — беды пришли по естественному ходу событий, а не за его грех. И сказал: «Невинен я, ибо не грешил со дня, что был сотворен! И не ведала моя душа, что, воплотившись в тело, попадет во власть злых случайностей. И поэтому противна мне жизнь — душа хочет возвратиться в прежнее состояние (там же 9:21)». И приводит доказательство, что провидение не занимается частностями, ибо «все едино», и поэтому «и невинного и нечестивого Он истребляет» (там же 9:22), (не различая между праведным и нечестивым, т.к. человек слишком мал и незначителен в Его глазах). И если сказать, что все направляется Его провидением и совершается по Его воле и желанию, и что Он Своим «бичом поражает вдруг» и «над истреблением невинных смеется», то получится, что Он Сам «отдал землю» в руки злодеев и нечестивцев. И если не Он, то кто же истребляет всех и «уничтожает меня, ибо мои дни проносятся быстрей гонца» (там же 9:23—25), (т.е. лучше и вернее сказать, что Б-жественное Провидение не занимается частностями и все в «низшем мире» происходит по воле случая, чем утверждать, что все направляется Провидением — и вершится несправедливость). Таков довод Йова.

И возжелал Йов и дальше судиться с Б-гом, и сказал Ему: «Объяви мне, из-за чего борешься со мной?! Хорошо ли, что притесняешь меня без греха?! И даже если я согрешил, почему Ты гнушаешься творением Своих рук и выискиваешь во мне сокровенные дурные или грешные мысли? И если Ты скажешь, что совершил это, чтобы испытать меня, приму ли я несчастия со смирением или взбунтуюсь, и если это подобно “наставлениям”, о которых говорил Элифаз, то разве человеческие глаза у Тебя, что Ты выискиваешь вину. Ведь открыто перед Тобой, что я невиновен, и Ты знаешь, что никто не спасется от Твоей руки — так что Ты не нуждаешься в том, чтобы испытывать мою силу и мое мужество (там же 10:2—7)». Таков второй довод Йова.

И сказал: «Если я грешен, то горе мне! И если я праведен, не сносить мне головы!» (там же 10:15). И он возвращается к уже упомянутой претензии (пп.35,37): если даже в случае праведности «не сносить ему головы» и он обречен на смерть и «отправится в страну тьмы и смертной тени» (там же 10:21), то и в случае греховности не следовало подвергать его страданиям.

40) И тогда Цофар из Наама также поддержал слова своих друзей, сказав: Есть скрытая мудрость в деяниях Б-га, ибо мудрость многообразна. И все, существующее в мире, многообразно — и во всем есть мудрость открытая и мудрость скрытая. И знай, Йов, что на самом деле Б-г предал забвению некоторые из твоих грехов и преуменьшил их, а не присовокупил к ним или добавил (Йов 11:6). И если отвернется Б-г и умножит злодеев и отдаст землю в их руки, кто сможет воспрепятствовать Ему, даже если Он размножит злодеев. Ведь Он, зная людей лукавых и их беззаконие, не всматривается в их поступки и прощает их (там же 11:10-11). И если Он творит добро нечестивым и терпит их, тем более Он не заплатит злом добрым людям. Поэтому, если Йов настроит свое сердце и прострет к Нему свои руки (там же 11:13), все закончится для него благополучно. А покой нечестивых завершится «порчей и смертным вздохом» (там же 1:20).

И так ответил Цофар на знаменитый великий вопрос о «нечестивце, которому хорошо», ибо проблема о «совершенном праведнике, которому плохо» не так заметна в мире, ведь о любом праведнике можно сказать, что он грешен, как сказали о Йове. А покой нечестивцев Цофар объяснил милосердием Творца, да будет Он благословен, который жалеет Свои творения и не пренебрегает созданиями Своих рук, и не всматривается в их дурные помышления. И тем более не воздает злом праведным, но предает забвению их грехи и воздает им за грехи меньше, чем причиталось бы.

41) И вот высказались трое друзей Йова, выразив свое понимание того, что с ним произошло. И прочие их доводы — лишь усиление и развитие этих предположений. Во всех своих последующих разъяснениях они много говорили о гибели нечестивцев и об истреблении их потомства, ибо очевидное благополучие злодеев в мире противоречит их концепциям. А Йов продолжал оправдывать себя. И он утверждал также, что есть нечестивцы, умирающие со спокойной душой, — какое им дело, что произойдет с их домами и с их потомством, когда их самих уже нет (Йов 21:21). Но все это лишь подкрепление уже упомянутых доводов, и для нас нет необходимости подробно комментировать всю книгу Йова.

42) И вот Элиу (четвертый, самый молодой из друзей) разгневался на Йова, который, по его мнению, полностью заблуждался, как написано: «На Йова воспылал его гнев за то, что тот считал себя правее Б-га» (Йов 32:2). И еще он сказал: «Йов не ведает, что говорит, и его речи безумны» (там же 34:35). И также он воспылал гневом на своих друзей за то, что они, оправдывая Б-жественное правосудие, обвинили Йова в грехах, как сказано: «И на троих друзей разгневался он за то, что они, не найдя ответа, обвинили Йова» (там же 32:3). И еще он сказал Йову: «Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобой» (там же 35:4), т.е., он объединил их как ошибающихся и заблуждающихся.

И кажется совершенно непонятным, как именно разрешает сам Элиу вопрос о «праведнике, которому плохо, и нечестивце, которому хорошо». Ведь кроме двух приведенных объяснений не существует какого-то третьего, которое бы разрешило спор. Первое мнение, выраженное друзьями Йова, заключается в том, что страдания приходят за грехи, легкие или тяжелые, невольные или намеренные. А если это не так, то страдания приходят не по Суду, (а по воле случая) — и это мнение безбожников, к которому склонялся Йов под воздействием своих страданий, приводя уже упомянутые нами доводы (пп.36,39).

А если мы скажем, что существуют еще иные страдания, посылаемые, чтобы максимально увеличить награду человека и его заслуги в будущем мире, как утверждают верящие в это (например, Раши, Рашба, Рош и Ховот алевавот), то это не «третье мнение», так как друзья Йова уже упоминали подобные идеи, говоря, что страдания, которые он претерпевает, добавят ему заслуг, как мы упоминали (п.38): «И ныне Он будет хранить тебя и заплатит тебе миром за твою праведность» (там же 8:6).

И если сказать, что это был ошибочный аргумент, так как было упомянуто конечное воздаяние за праведность в этом мире, а на самом деле существуют праведники, которых терзает непроглядное зло, без всякой надежды и будущности в этом мире, и «отходят они безрадостно» ( II Диврей аямим 21:20), тогда должно было быть упомянуто воздаяние в будущем мире.

Но мы не видим, чтобы Элиу хотя бы словом упомянул о будущем мире. В отличие от него, Йов и его друзья намекают на воздаяние будущего мира. Так сказал Йов: «Только двух вещей не делай со мной, тогда не буду укрываться от Тебя» (Йов 13:20). И упоминает о смерти такими словами: «Ибо ныне я затихну и угасну» (там же 13:19). Т.е. «двух вещей не делай со мной» — первое, не карай меня страданиями в этом мире; а второе, пусть смерть не скроет меня от Твоего лица, чтобы я насладился Твоим Присутствием в Ган Эдене, мире душ. А слова «пожрет его нераздуваемый огонь» (там же 20:26), «страна тьмы, подобной мраку смерти» (там же 10:22) и т.п. — все это, по мнению наших мудрецов во всех аллегорических толкованиях, намеки на Геином и его кары (Хулин 133а, Шмот раба 38:3 и др.). В том же ключе переданы эти места в арамейском переводе.

Но в любом случае это не было бы ответом на заданный вопрос. Ведь Йов, считая себя совершенным праведником, без всякой примеси греха, спрашивал, почему он гибнет с горечью в душе, и не может насладиться благом и этого мира, и мира будущего — т.е., удостоиться «двух столов», как удостаивались «двух столов» многие из праведников и царей Израиля. И так должно быть по справедливости: почему вдруг Б-г отплатит злом тем, кто Его любит, без всяких преступлений с их стороны? Ведь «нет в Б-ге злодейства и во Всемогущем — коварства» (Йов 34:10).

43) И ведь сам Элиу сказал: «Ибо по делам человека Он платит ему и по пути мужа воздает ему» (Йов 34:11). И теперь должен был бы возникнуть спор между ним и Йовом, который был в своих глазах совершенным праведником.

Но мы видим, что Йов воспринял ответ Элиу, как совершенно новое объяснение, не похожее на объяснения его друзей. Как сказал сам Элиу: «Не мне противоречил он (Йов) своими речами и не вашими словами я разъяснял ему» (там же 32:14). И Йов не раскрыл рта, чтобы возразить Элиу. И это показывает, что он принял его слова и что его доводов хватило, чтобы ответить на вопросы Йова. И поэтому он принял его речи в молчании, хотя Элиу и сказал ему: «Если есть у тебя слова, ответь мне, говори и т.д.» (там же 33:32).

И уже отмечено, что речи Элиу неясны более, чем слова его друзей, и они крайне трудны для понимания. И тот, чей разум не искушен и понимание не развито, не найдет ни в них, ни во всех комментариях к ним ничего достойного внимания или какого-либо серьезного довода, нового по сравнению со словами остальных друзей Йова. Но его речи относятся к тайнам Торы, скрытым от всех, кроме тех, кто удостоился их знания из кабалы (сокровенной части Торы). И разъяснения его слов запрещено записывать, и намек бесполезен.

44) И вот друзья Йова оказались виновны, несмотря на то, что они оправдывали деяния Б-га, объясняя их таким способом (что страдания посылаются за грехи). Как сказано: И молвил Ашем Элифазу из Теймана: «Воспылал Мой гнев на тебя и на двух твоих друзей, ибо вы не говорили обо Мне правдиво, как Мой раб Йов» (Йов 42:7). Но на Элиу эта вина не распространялась.

И кажется, что на друзьях Йова не было вины и греха. И даже если они не сумели постигнуть глубины Б-жественного правосудия, их заблуждение подобно заблуждению согрешившего по неведению, проступок которого искупается жертвоприношением. И поэтому Б-г приказал им принести жертвы всесожжения. Ведь безапелляционно утверждая, что никогда не бывает страданий не за грех и что Йов был грешником, они подталкивали Йова, знавшего о собственной праведности, к тому, чтобы воспринять деяния Б-га как несправедливость. А они должны были сказать Йову, что деяния Б-га скрыты от их понимания, ибо они не получили сокровенные знания кабалы из уст пророков, как удостоился этого Элиу.

Или же их грех заключался в том, что они, прекратив спорить с Йовом, поверили ему и приняли его первое греховное объяснение, — и Б-г, ведающий в тайниках сердца, наказал их за это (ведь жертва всесожжения приносится именно во искупление греховных помышлений, о которых знает только Ашем). Ведь они не спешили исповедоваться в своих заблуждениях, а Йов отказался от своего мнения и раскаялся. Так он сказал: «Когда я лишь слышал о Тебе, мое знание о Тебе было ошибочным. Но теперь, когда мое око узрело Твое присутствие и я (в пророческом озарении) получил от Тебя истинное постижение, стыдно мне (за мои прежние слова) и я раскаиваюсь во прахе и пепле» (там же 42:5—6). А им, не сказавшим так, потребовалось искупление жертвой. И об этом говорит стих: «Чтобы Мне не вести Себя с вами подло» (там же 42:8), — т.е., поскольку они оправдывали деяния Б-га, выглядело бы «непорядочным», если бы Он обрушил на них Свой гнев.

45) И посмотри — ведь большинство наставлений Святого, благословен Он, (открывшегося в пророческом видении) Йову, были направлены на то, чтобы еще более возвысить его добрые дела и разъяснить Йову, что своим ограниченным разумом он не в состоянии постигнуть тайны Творения: ведь он не знает, как были созданы земля и небо, звери и птицы, море и его обитатели и вся Вселенная. Другими словами, человек, не знающий всего этого, тем не менее наблюдает в природе влияние Провидения — упорядоченность и целенаправленность, несмотря на то, что в мире природы нет ни заслуг, ни грехов. Почему бы ему не подумать также, что и тайны Б-жественного Суда над людьми скрыты так, как скрыты и «запечатаны» тайны сотворения души и тела. И почему ему попросту не признать справедливость Создателя, когда он видит Его милосердие и Его добрую опеку над всеми низшими тварями? И почему человек «приходит к царю после того, как дело уже сделано» (Коэлет 2:12) (т.е. приходит со своими претензиями, несмотря на то, что ему неизвестна подлинная природа вещей)?

И в этом был еще один урок для Йова, в словах которого проскользнули еретические идеи о том, что человек слишком незначителен в глазах Творца и поэтому Б-г не вмешивается в жизнь человека и не приносит ему ни блага, ни бед. И вот Святой, благословен Он, раскрыл перед ним Свою добрую заботу о каждом из Своих созданий — от человека до мельчайших обитателей земли и моря. Всех в равной степени Он направляет и предоставляет все необходимое благо (Йов гл.38—41). И в этом заключался ответ Б-га, да благословится Его Имя. Вместе с тем для знающих кабалу в ответе в нескольких словах дается намек на объяснение вопроса о «праведнике, которому плохо», которое привел Элиу (там же 38:13—15).

И Йов раскаялся и вернулся к своему Творцу. Ведь эти доводы он уже усвоил из речей Элиу и признал, что они верны и исчерпывающи, — и здесь предел человеческого постижения в этом вопросе, и после них не остается никакого противоречия в сознании человека. А в пророческом откровении разъяснилось для него полностью из слов Б-га, да будет Он благословен, что все совершается упорядоченно, под Его управлением, однако при этом существуют скрытые и тайные мотивы Его деяний, не постижимые разумом, кроме Разума, Который предшествовал сотворению мира, да будет благословенно Его Имя и Его воля, и да будет Он благословен в вечности!

46) Подведем итоги. Каждому, с кем приключилась беда или произошел несчастный случай, следует верить, что несчастье и беда пришли за его грехи и его преступления. И в тех из них, которые известны ему, он должен раскаяться. А за те, о которых он не знает и не помнит, пусть попросит о прощении, не конкретизируя. И если он увидит праведника, гибнущего в своей праведности, пусть в первую очередь отнесет это на счет немногих грехов, которые тот совершил. И так же пусть подумает про нечестивца, наслаждающегося покоем, пусть объясняет его покой теми праведными и добрыми делами, которые тот совершал.

И вслед за всем этим, если сознание обратится к гибели того, кто кажется совершенным праведником — у кого множество заслуг, кто чист от греха и чье сердце непорочно, — в глазах других людей его гибель не может противоречить сказанному. Только тот, кто знает о себе, что он праведен и не совершал преступлений и грехов, которые могли бы повлечь происшедшее с ним зло, — только он может сделать себе поблажку и соблазниться мыслью, что он совершенный праведник. Но это очень редкий случай, по сравнению с другой ситуацией, которая встречается значительно чаще: когда абсолютный, законченный грешник преуспевает во всех мыслимых направлениях. И размышляющий об этом должен отнести муки того, кто кажется ему совершенным праведником, или покой законченного грешника к упомянутой тайне (п.32), называемой «тайной зачатия», если удостоил его Б-г познать ее из уст подлинных наставников кабалы, тщательно предохранив его от возможных заблуждений и ошибок, ибо «не многие приобретут мудрость» (Йов 32:9). А тот, кто не знает этого, пусть положится в этом вопросе на мнение тех, кто знает.

И вместе с тем, пусть подумает — и тот, кто знает, и тот, кто не знает, — что за всем этим стоит абсолютная справедливость и «доброе разумение и понимание» (Теилим 119:66) Б-жественного Суда, скрытое от нас, — и все «по справедливости и по правосудию, по благоволению и милосердию» (Ошеа 2:21).

47) А если ты спросишь: поскольку существует скрытое от нас на Суде, и мы вынуждены верить в его справедливость, исходя из праведности Судьи, да будет Он благословен и превознесен, то зачем тогда ты нас утруждаешь, заставляя изучать все мнения, которые были разъяснены, и тайну, на которую мы намекали? Почему не отбросить все это, удовлетворясь последним выводом, что «нет перед Ним места несправедливости и забвению» (Авот 4:22) и «все Его пути — правосудие» (Дварим 32:4)?

Это претензия глупцов, гнушающихся мудростью. Ибо исследование, подобное этому, умудряет и приводит к познанию Б-га, да будет Он благословен, через познание Его путей и деяний. И еще: таким путем мы учимся принимать нашу веру — и то, что известно, и то, что скрыто — с доверием и убежденностью, большей, чем у других, ибо мы можем познать скрытое из разъясненного и убедиться в справедливости закона и в праведности Суда.

И также обязан каждый, кто служит Б-гу с любовью и трепетом, искать пути, чтобы постичь справедливость приговоров Суда и истинность Закона — каждый в меру своих способностей. И это те самые пути, которые мы разъяснили со слов наших мудрецов, чтобы каждый мог разобраться в этом вопросе и познать, что Суд Творца справедлив. А признав справедливость того, что можно постичь умом, он будет знать и понимать, что и то, что скрыто от него, справедливо. И тем более, что упомянутое тайное объяснение (п.32) не оставляет сомнений в уме человека и нет в нем никаких сомнительных доводов. И если человек пожелает положить здесь предел своим размышлениям, имеет право, ибо этих объяснений достаточно для всего происходящего с Б-жьими творениями.

И на упомянутую тему сказал Элиу: «Проникну постижением вдаль и воздам справедливость моему Создателю» (Йов 36:3). Другими словами, он проникнет мыслью до предела человеческого постижения, чтобы объяснить и осмыслить Суд Б-га. А вслед за всем этим, он «воздаст справедливость» своему Создателю, да будет Он благословен, так как объяснения, постигнутые умом, будут свидетельствовать, что и в том, что отдалено и скрыто, справедливость с Ним и «Его деяния — праведны» (Мишлей 21:8).

48) И еще я предостерегаю того, кто хочет вести себя согласно словам: «Праведник своей верой жить будет» (Хавакук 2:4), и не хочет быть причисленным к тем, о ком сказано: «Сыны, лишенные доверия» (Дварим 32:20), — чтобы он излишне не усердствовал в изучении этой проблемы по книгам и от многих, говорящих на эту тему. И чтобы он понял и знал, что этот вопрос не занимает особенно большого места в жизни человечества и не очень насущен для нас, как и большинство проблем, которые вызывают недоумение прежде, чем мы глубоко исследуем их.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.