Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава

Что ответить коллегам — «духовным израильтянам»?

Темы: Христианство, Танах, Рамбан, Пророки, Овадья Климовский, Йешаягу

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав. Мне приходится по службе иметь дело с коллегами-христианами. Прошу, помогите ответить на очередной вопрос, заданный мне одним из «духовных израильтян». Вот этот вопрос: Ис. 65:1—16. Насколько я могу понять эти стихи, в них четко говорится о другом народе, не евреях. И не знаю, как можно объяснить эти стихи по-иному. Хотя не сомневаюсь, иудаизм дает этим стихам иное объяснение. Хотя еще проще отвергнуть всю Библию, кроме Пятикнижия Моисея. А 19 стих 66 главы говорит о следующем: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою». То есть, иными словами, христиан Бог пошлет к другим народам проповедовать о Христе, проповедовать христианское учение. А иудеи говорят, что никого не агитируют приходить в иудаизм, и даже напротив того, говорят желающим, чтобы не спешили — стать иудеями. Уверенность христианства в том, что Бог призвал их к Себе, назвал их Своим народом — Духовным Израилем — основывается и на других стихах Библии, прямо говорящих о том, что евреи не приняли Христа, и Он вынужден был изменить Свои планы, и вместо евреев избрать Себе другой народ, которому даст Свое имя — христиане. «Пришел к Своим, и Свои Меня не признали». Помогите, я не могу не ответить. Л.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Л.!

Прежде всего, могу порекомендовать Вам брошюру «Диспут Нахманида» (ее можно найти в свободном доступе в Сети), которая является фактически стенографией знаменитого диспута, в котором арагонский король заставил участвовать великого еврейского ученого эпохи средневековья — рабби Моше бен-Нахмана. Оппонентом его был монах из евреев-выкрестов, который полагал, что неплохо разбирается в Талмуде и прочих еврейских источниках. Основные претензии христиан к еврейской вере представлены там вместе с разгромными ответами мудреца. Победителем диспута, разумеется, был объявлен монах, но король выразил Рамбану свое особое восхищение, подарив ему 300 дукатов. За распространение записей Диспута престарелый ученый подвергся преследованиям, и есть основания полагать, что именно это и послужило причиной его переезда Эрец-Исраэль.

Кроме этого, в наше время написано достаточно книг, где подробно разбираются все вопросы по этой теме.

По поводу Вашего вопроса — рассмотрим его по пунктам.

1. Йешая 65:1—16. Не очень понятно, в чем проблема, однако из текста и комментариев довольно ясно следует, что пророк обращается здесь к народу Израиля, предрекая наказание и вечное порицание для злодеев, и добрую память — для праведников.

2. Хотя еще проще отвергнуть всю Библию, кроме Пятикнижия Моисея. Еще проще было бы, не дай Б-г, отвергнуть и последнее, но мы не ищем легких путей. Мы ищем Истину. Одна из истин состоит в том, что Книги Пророков, как и Пятикнижие, переданы нам по Традиции без изменений, поэтому мы относимся серьезно к каждому слову, написанному в них.

3. А 19 стих 66 главы говорит о следующем: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам…». То есть, иными словами, христиан Бог пошлет к другим народам проповедовать христианское учение. Те, кто трактуют данный стих таким образом, должны привести источники подобной интерпретации. Простой смысл его другой — из контекста видно, что речь об осаждающих Иерусалим во время последней войны. Многие погибнут, а часть оставшихся поедут по всему миру и расскажут, что с ними там произошло, и так этот стих объясняют все наши комментаторы.

4. А иудеи говорят, что никого не агитируют приходить в иудаизм. Это верно, однако когда народы мира будут готовы слушать и сами станут просить евреев научить их, как служить Всевышнему (совсем необязательно для этого переходить в иудаизм, каждый может служить Ему на своем месте), никто им не откажет в этом. Частично это происходит уже в наши дни…

5. Уверенность… основывается и на других стихах Библии, прямо говорящих о том, что евреи не приняли Христа… Эти «другие стихи» тоже интерпретируются так, как это выгодно основателям этой религии, однако из контекста, как правило, видна несостоятельность подобных трактовок, не говоря уже о заведомо ложных переводах, на которых базируются основы веры в «непорочное зачатие» и проч. Тем более, цитаты из так называемого «Нового Завета» никак не могут служить доказательством его истинности. Подробные ответы на конкретные вопросы можно найти на нашем сайте и в вышеупомянутых книгах. Однако прежде чем вступать в дискуссию, может, стоит убедиться, что Ваши аргументы будут услышаны — иначе незачем и начинать ее, это приведет лишь к дополнительным обидам. Удачи!

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Вступать ли в полемику с христианами и мусульманами?

Христианство и иудаизм

Почему это место в Иудаизме заклеено?

Здесь вы явно ошибаетесь — подумайте сами!

Прецедент 1263 года

Можно приобрести: Диспут Нахманида

Материалы по теме

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Из книги «Врата воздаяния»

Еврейская Тора и христианские миссионеры 4. Экуменизм и диалог. Прецедент 1263 года

Бирел Уэйн,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

В последнее время те или иные еврейские организации участвуют в «межрелигиозном» диалоге с христианами. Эта практика не нова — в эпоху Средневековья периодически проводились диспуты с целью обратить евреев в свою веру. Эпоха другая, но цели остались прежними.

Смысл жертвоприношения. Книга Ваикра 2

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше