Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Исайя — еврейский пророк Иешаяу

Оглавление

Йешаю постигла та же судьба, что и его великих предшественников Ошею и Амоса. Народ не желал прислушиваться к их пророчествам.

Первый период жизни пророка [↑]

Йешая (ישעיהו, рус.: Исайя) — величайший пророк периода Первого Храма, духовный глава народа Йеуды.

Родился обрезанным, без крайней плоти, так же, как праотец Яаков, пророк Моше и некоторые другие праведники (Шохер тов 9:7).

Его отец — пророк Амоц — был братом царя Йеуды Амации, сына Йоаша. А воцарившийся в 3115 году /645 г.до н.э./ Узияу, сын Амации, являлся ему, соответственно, двоюродным братом (Мегила 15а; Ялкут Шимони; Седер адорот).

Йешая учился у пророка Амоса и получил от него посвящение.

Начал пророчествовать в 3142 году /618 г. до н.э./ — в час, когда царь Узияу, попытавшийся присвоить себе роль первосвященника, попытался совершить воскурение в Храме, и страна была поражена величайшим землетрясением (Раши, Йешая 1:1).

В 3160 году /600 г. до н.э./ Йешая посвятил в пророки своего ученика Миху (Седер адорот).

В 3167 году /593 г. до н.э./, когда после смерти царя Узияу на престол взошел его сын Йотам, Йешая удостоился особенно высокого откровения.

«В год смерти царя Узияу, — вспоминал пророк, — видел я Г-спода, сидящего на престоле высоком и величественном.

…Перед ним стоят серафимы, по шесть крыльев у каждого из них.

…И взывал один к другому, говоря: “Свят, свят, свят Г-сподь Воинств, вся земля полна Его славой”.

…И сказал я: “Горе мне! Я погиб! Ведь я — человек с нечистыми устами, …а глаза мои видели Царя, Г-спода Воинств!”

И подлетел ко мне один из серафимов, а в руке его уголь горящий, который он взял с жертвенника, и коснулся он углем моих уст, и сказал: “Вот, коснулось это твоих уст, и грех твой будет снят и вина твоя прощена”.

И услышал я голос Г-спода, говорящий: “Кого Я пошлю, и кто пойдет для нас?!”

И сказал я: “Вот я, пошли меня”.

И сказал Он: Пойди и скажи этому народу: “Слушать вы слушаете, но не понимаете, и смотреть смотрите, но не разумеете” — отучнело сердце этого народа и оглохли уши, и глаза его отведены, чтобы не увидел он глазами своими, и не услышал слухом своим, и чтобы не поняло его сердце, и чтобы он не раскаялся и не исцелился».

И сказал я: «До каких пор, Г-споди?»

А Он ответил: «До тех пор, пока города не останутся без единого жителя и дома — без людей, и пока земля не опустеет, превратившись в пустыню» (Йешая 6:1-11).

Йешая призывает к раскаянию (тшуве) [↑]

Обращаясь к сынам Израиля, Йешая попытался пробудить их к раскаянию и тем самым предотвратить надвигающуюся беду. Его пророческое обращение начиналось полными трагизма словами: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, ведь говорит Б-г: Сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. Вол знает своего хозяина и осел — стойло своего господина, а Израиль Меня не желает знать, Мой народ не задумывается» (там же 1:2-3, Раши).

Оценивая духовное состояние своего народа, пророк с горечью говорит: сыны Израиля «прибегают к ворожбе (т.е. к различным видам оккультизма), как филистимляне, и довольствуются чужими детьми (т.е. берут в жены женщин из чужих народов, а те рожают им детей, которые уже не евреи)» (2:6, Раши и Мальбим).

И даже когда евреи «служили» Творцу, принося Ему жертвы, молясь и устраивая посты, эти действия были лишены духовного содержания, став пустой формальностью. «Народ этот чтил Меня устами своими и губами своими, а сердце свое отдалил от Меня, — передавал пророк горькие упреки Творца. — Их трепет передо Мной стал затверженной заповедью» (29:13).

Это было не то служение, которое спасает и искупает. «Ваши жертвы в новомесячье и ваши празднества, — обращался пророк к евреям от имени Б-га, — стали ненавистны Моей душе. Они стали для Меня обузой, устал Я терпеть их. …И сколько бы вы не молились, Я не услышу, [потому что] ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, …перестаньте творить зло. …Поддержите угнетенного, позаботьтесь о сироте, вступитесь за вдову!» (1:14-17).

Евреи обиженно спрашивали Всевышнего: «Почему постились мы, а Ты не видишь?» Но ответ, переданный через Йешаю, таков: «Разве это пост, который Я избрал? …Оковы злости разбейте, …отпустите угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите! Не в том ли он (т.е. желанный Творцу пост), чтобы ты поделился хлебом с голодным и стонущих нищих ввел в свой дом?! …Тогда воззовешь — и Б-г ответит, возопишь — и Он скажет: “Вот Я” (58:3-9)».

И поскольку сам народ был не в состоянии раскаяться и исправить свои поступки, его преступления должны были быть искуплены изгнанием. «Пойдет Мой народ в изгнание из-за неразумия» (5:13), — предсказывал Йешая.

Такое наказание было необходимо самому народу Израиля, ведь «если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет поступать несправедливо и не постигнет величия Б-га» (26:10).

Из пророчества Йешаи следовало, что Всевышний призовет в качестве орудия Своего гнева царя Ассирии: «О, Ассирия, жезл Моего гнева! …На народ нечестивый Я посылаю его…» (10:5-6). Первыми падут десять северных колен, а затем ассирийцы подступят к Иерусалиму (см. (см. 7:8, 7:17, 8:4, 10:11).

Но Йешаю постигла та же судьба, что и его великих предшественников Ошею и Амоса: народ не желал прислушиваться к их пророчествам. «Это народ мятежный», — сетовал Йешая, — сыновья лживые, сыновья, которые не хотят слушать Тору Б-га. Они говорят провидцам: «Не зрите!», а прорицателям: «Не прорицайте нам правду! Говорите нам что-нибудь лестное, предсказывайте что-то забавное! Сойдите с нашей дороги, уклонитесь с пути, устраните от нас Святого Б-га Израиля!» (30:9-11)».

С горькой иронией Йешая сформулировал символ веры своих современников: «Так говорили вы: Мы вступили в союз со смертью и с преисподней заключили договор. Когда бич стремительно пронесется, нас он не настигнет, ибо обман мы сделали своим убежищем и спрятались во лжи» (28:15). «Горе вам, называющим зло добром и добро злом, считающим тьму светом, а свет тьмой, — говорит пророк. — Горе вам, мудрым в своих глазах и разумным со своей точки зрения!» (5:20-21).

Пророчества начинают сбываться [↑]

В 3183 году /577 г. до н.э./ на трон Йеуды взошел двадцатилетний Ахаз, сын Йотама.

При новом царе народ еще глубже увяз в идолопоклонстве и других преступлениях (II Мелахим; Седер адорот).

Но все-таки «у Ахаза был стыд перед Йешаей» (Ялкут Шимони, Йешая 7, 409), и пророк передавал ему пророческие послания, получаемые от Б-га.

В 3187 году /573 г. до н.э./ грозные предсказания Йешаи начали сбываться: ассирийский царь Тиглат-Паласар захватил надел колена Нафтали, а затем изгнал три колена Израиля, жившие на восточном берегу Иордана (II Мелахим; Седер адорот).

И, тем не менее, царь Йеуды Ахаз, вопреки предостережениям Йешаи, призвал Тиглат-Паласара себе на помощь в войне против арамейцев и заплатил ему за услугу сокровищами Иерусалимского Храма (II Мелахим).

В 3199 году /561 г. до н.э./ после смерти Ахаза на трон взошёл его сын Хизкияу (Хизкия).

Этот праведный царь сумел возвратить народ Йеуды к Торе (II Мелахим; Седер адорот). Йешая изучал Тору вместе с царем (Шохер тов 22:2, Оцар Ишей аТанах).

В 3205 году /555 г. до н.э./ сбылось пророчество Йешая о десяти коленах: ассирийцы захватили северное царство Израиль и изгнали большинство его обитателей (II Мелахим 17:1-23, 18:9-12; Седер олам раба 22; Седер адорот).

А в 3211 году /549 г. до н.э./ ассирийцы, возглавляемые евреем-изменником Равшакеем, подошли к стенам Иерусалима. Но Йешая успокоил царя Хизкию: ему не следует бояться ассирийцев, так как их предводителю придется снять осаду.

И действительно, Равшакей узнал о том, что против ассирийцев выступил царь Куша, и повернул свое войско навстречу новой опасности (II Мелахим, Раши; Йешая 37:1-9; Седер адорот).

Но в 3213 году /547 г. до н.э./ огромное ассирийское войско под предводительством царя Санхерива вновь осадило Иерусалим. Казалось, что дни святого города сочтены, и его постигнет судьба разрушенного Шомрона [столицы северного израильского царства].

Однако Йешая уверенно предсказал: «Так сказал Б-г о царе Ассирии: Не войдет он в этот город. …Той же дорогою, которой он пришел, возвратится, а в город не войдет» (II Мелахим; Седер адорот).

Молитва царя Хизкияу [↑]

В дни, когда войско Санхерива стояло у ворот Иерусалима, смертельно заболел царь Хизкия. И Йешая прямо предупредил его: «Так сказал Б-г: Сделай завещание своему дому, ибо ты умрешь и не выживешь».

На вопрос царя «За что мне это?!» Йешая ответил: «За то, что ты не выполнял заповедь “Плодитесь и размножайтесь”». А когда царь признался: «Мне было открыто в прозрении, что от меня произойдет нечестивый сын», пророк возразил: «Что тебе до секретов Творца?! Ты должен был делать то, что заповедано тебе, а Творец сделал бы то, что Ему угодно».

И тогда царь Хизкия попросил: «Дай мне в жены твою дочь. Может быть, благодаря моим и твоим заслугам у меня родится достойный сын!» «Поздно. Тебе уже вынесен приговор», — возразил пророк.

А царь сказал: «Сын Амоца! Прерви свои предсказания и уходи! Мой пращур Давид учил, что, даже если острие меча уже приставлено к горлу, не следует прекращать молиться о милосердии» (Брахот, 10а).

И молитва царя была услышана. Пророк еще не покинул внутреннего двора царского дома, как Творец повелел ему: «Вернись и скажи Хизкии: Я услышал твою молитву. …Вот, Я исцеляю тебя — на третий день ты войдешь в Дом Б-га. И прибавлю Я к дням твоей жизни пятнадцать лет, и спасу Я тебя и этот город от руки царя Ассирии. Я буду защищать этот город» (II Мелахим 20:4-6).

На третий день царь выздоровел — и в ту же ночь в стане ассирийцев началась губительная эпидемия, скосившая 185 тысяч воинов. Санхерив с небольшой кучкой уцелевших приспешников бежал в свою столицу Ниневию (там же 19:35-36; Седер олам раба 23).

Вскоре после выздоровления царь взял в жены дочь Йешаи. А в 3216 году /544 г. до н.э./ у пророка родился внук — наследник престола Менаше (Седер адорот).

И хотя, как казалось, Йеудея была избавлена от опасности, в эти дни Йешая предсказал царю Хизкии, что некоторое время спустя страна будет покорена новой сверхдержавой — Вавилоном, и потомки Хизкии вместе со своим народом будут изгнаны со своей земли (II Мелахим 20:16:18).

Пророчества о народах мира [↑]

Вместе с тем, Йешая предсказал судьбу всех окружающих Израиль племен: филистимлян, моавитян, арамейцев, эфиопов, египтян и финикийцев (см. (гл. 14-19, 23). Все эти народы ожидало истребление и исчезновение с арены истории. А поскольку большинство из этих народов Творец использовал для наказания Израиля, пророк говорит по поводу одного из них, подразумевая и все другие: «Вот участь грабителей наших и жребий разорителей наших» (там же 17:14).

Но особенно много пророчеств Йешаи посвящено судьбе Вавилона, который будет уничтожен полчищами персов и мидийцев: «Вавилон, краса царств, …будет как Сдом и Амора, уничтоженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, …и араб не раскинет там своего шатра, …и станут жить там звери пустыни, …и будут шакалы выть во дворцах его» (13:17-22). «Я восстану на них, — говорит Б-г Воинств, — и уничтожу имя Вавилона и остаток его, и сына, и внука. …И сделаю Я его …стоячими болотами, и смету его метлою уничтожения, — говорит Б-г Воинств» (14:22-23).

Это было предсказано еще за два века до того, как Вавилон сменил Ассирию в качестве мировой державы и покорил Иудею.

Наш наставник рав Ицхак Зильбер приводит описания путешественников, посетивших развалины Вавилона. Вот что пишет один из них: «Из-за обитающих в округе зверей арабы близко не подходят к руинам Вавилона. …Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся горы кирпичей, камней — остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот». «Видна рука Б-жья, — говорит другой путешественник, — страна превратилась в вечную пустыню». «Сегодня весь этот край, — резюмирует р. И. Зильбер, — одно сплошное болото; …исчез с лица земли великий Вавилон, задумавший покорить евреев» («Пламя не спалит тебя», с. 37-38).

Так буквально осуществились предсказания пророка.

Пророчества об Избавлении народа Израиля [↑]

Но основное место в пророчествах Йешаи занимают все же не эти грозные предсказания, а слова утешения, обращенные к народу Израиля, и предвидения, связанные с конечным избавлением — геулой. «Дух Г-спода Б-га на мне, …чтобы возвестить радостную весть смиренным, — говорил пророк. — Он послал меня врачевать сокрушенных сердцем, объявить плененным свободу и узникам — полное освобождение» (Йешая 61:1-2).

Через Йешаю Всевышний обещает народу Израиля, что будет с ним во всех будущих испытаниях: «Когда ты станешь переходить через воды — Я буду с тобою, …когда сквозь огонь пойдешь — …то пламя не спалит тебя» (там же 43:2).

А в конце длительного периода изгнания Творец вновь соберет Свой народ на святой земле. «И будет, — предсказывает Йешая, — Г-сподь вновь, во второй раз (имеется в виду конечное избавление), протянет руку Свою, чтобы возвратить остаток Своего народа, который уцелеет… И подаст Он знак народам, и соберет изгнанников Израиля, и разогнанных из Йеуды соберет с четырех концов земли» (11:11-12, Раши и Радак).

Причем, возвратится не только колено Йеуды, но и десять колен, изгнанных ассирийцами. «И будет в тот день, — продолжает пророк, — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле ассирийской и заброшенные в землю Египта, и будут они поклоняться Б-гу на святой горе в Иерусалиме» (27:13, Радак).

«Не бойся, ведь Я с тобой, — говорит Всевышний через Йешаю народу Израиля. — От востока приведу твое семя и от запада соберу тебя. Скажу северу: “Отдай” и югу: “Не удерживай” (43:5-6). И тогда “избавленные Б-гом возвратятся и придут в Сион с ликованием” (51:11).

Поселившись вновь на своей земле, евреи “отстроят вековые руины, древние пустоши восстановят и обновят разрушенные города, места, пустовавшие испокон веков” (61:4).

Когда это произойдет? Всевышний отвечает через Йешаю и на этот вопрос: “Я, Б-г, в назначенное время это ускорю” (60:22). А в Талмуде объяснено: если евреи будут достойны этого своей праведностью — Творец ускорит освобождение, а если нет, то оно произойдет в “назначенный” крайний срок (Санхедрин 98а).

Избавляя Израиль, Всевышний покарает не только притеснявшие его народы, но и их небесных покровителей — сарим: “И будет в тот день — накажет Б-г небесное воинство в вышине и царей земных на земле” (Йешая 24:21, Мальбим).

[Подробнее см. про сарим в статье р. А. Каца].

В ту эпоху сыны Израиля станут “светом для народов” (Йешая 42:6), и под их влиянием многие народы земли вернутся к Творцу. “И будет, в конце дней, — говорит пророк, — утвердится гора Дома Б-га как вершина всех гор, …и пойдут многие народы и скажут: “Давайте взойдем на гору Б-га, в Дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нам Своим путям и чтобы мы пошли по Его дорогам” — ведь из Сиона выйдет Тора, а слово Б-га — из Иерусалима” (там же 2:2-3). И тогда “земля наполнится знанием Б-га, как море полно водой” (11:9).

И поскольку не будет причины для военных конфликтов, установится прочный мир: “И перекуют они свои мечи на плуги и свои копья на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать” (2:4, Радак).

Иноземцы, которые на протяжении всей истории преследовали народ Израиля, станут помогать евреям выполнять их жизненное предназначение: “И придут иноземцы и пасти будут ваших овец, и чужеземцы будут вашими земледельцами и вашими виноградарями, а вы будете названы священниками Г-спода, служителями нашего Б-га станут вас называть” (61:5-6).

Эта гармония распространится даже на мир природы. “И волк будет жить вместе с ягненком, — предсказывает пророк, — …и пастись будет корова с медведем, …и лев будет есть солому, как вол, и будет играть грудной младенец над норой кобры” (11:6-8) — прежде хищные и ядовитые звери “не будут причинять зла” (65:25).

Есть комментаторы, объясняющие, что в эпоху Машиаха изменится естество хищных животных, которые вернутся к своему исходному состоянию, ведь при сотворении мира не было хищных или ядовитых зверей. А есть объясняющие, что “волк”, “медведь” или “вол” — это лишь аллегории, указывающие на народы, которые прежде враждовали друг с другом, а в эпоху Машиаха перейдут к сотрудничеству и взаимопомощи (см. Радак, Йешая 11:6).

Йешая подчеркивал, что все события земной истории издавна предопределены Б-гом. Более того, Творец сообщил о них всему человечеству через своих пророков. Но, когда эти события воплощаются в реальность, они происходят как бы внезапно и неожиданно, как это было, например, с предсказанной гибелью войска Санхерива под стенами Иерусалима. “Прежнее задолго объявлял Я, и из уст Моих оно выходило, — передает Йешая слова Творца, — …а [затем] Я совершал внезапно, и оно сбывалось” (48:3, Радак).

Последние дни [↑]

Большинство утешительных предсказаний Йешаи о будущем было сделано в последний год правления царя Хизкии. Царь Хизкия сам начал работу по собиранию пророчеств Йешаи в единую книгу. А после смерти царя, последовавшей в 3228 году /532 г. до н.э./, эту работу завершили близкие к нему мудрецы (Бава батра,15а, Раши).

После смерти Хизкии воцарился его двенадцатилетний сын Менаше — внук Йешаи. Как и предвидел Хизкия, юноша вырос нечестивцем: он возобновил служение Баалю и другим божествам окружающих народов, а затем и повелел внести идола в Храм (II Мелахим; II Диврей аямим; Дварим раба 2:20).

Узнав об этом, Йешая сразу же предсказал, что Храм будет разрушен вавилонским царем Невухаднецаром.

В ответ царь Менаше в гневе приказал схватить пророка (Псикта рабати 4).

По приказу царя Йешая был убит. Ему было тогда сто двадцать лет.

Погребен в селении Барам, в Северной Галилее (Седер адорот).

Выводить материалы