Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Йеуда бен Яаков (יהודה; 2195—2324 гг. /1565—1436 гг. до н.э./) — четвертый сын праотца Яакова (см.) и его жены Леи, один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 15 сивана 2195 года (Берешит 29:35; Седер олам зута 4:5; Седер адорот). По свидетельству кабалистов он стал новым воплощением души сына Ноаха (см.), Шема (см.) (Седер адорот).

Его имя связано со словами, произнесенными его матерью: «На этот раз я восхвалю (אוֹדֶה) Б-га» (Берешит 29:35). В этом имени заключалось скрытое пророчество: Лея благодарила Творца за то, что у нее родился сын, от которого в будущем произойдет царский род — династия царя Давида (см.) (Таргум Йонатан, Берешит 29:35). А в святой книге Зоар отмечается, что четыре буквы из имени Йеуда (יהודה) составляют сокровенное четырехбуквенное Имя Б-га (י-ה-ו-ה), а оставшаяся буква ד (далет) указывает на царя Давида (דוד) (Зоар 1, 89б).

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья Яакова переселилась из Харана в страну Кнаан и расположилась станом недалеко от города Шхема (Берешит 31:17—18, 33:18—19). И в Шхеме произошли события, при которых впервые проявились лидерские качества Йеуды. В 2206 году /1554 г. до н.э./ его старшие братья Шимон (см.) и Леви (см.), спасая сестру Дину, истребили всех мужчин Шхема, а отец сурово осудил их: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны… У нас ведь немного людей, а они могут, напав на нас, истребить всю нашу семью!» (там же 34:25—30). Одиннадцатилетний Йеуда сразу же вступился за братьев, спросив отца: «Разве мои братья Шимон и Леви убили жителей Шхема без причины?! Ведь сын их царя украл и обесчестил нашу сестру, преступив заповеди, которые Б-г дал Ноаху, — и ни один из жителей города не возразил ему. И тем самым все они преступили заповедь устанавливать правосудие, и за это Б-г предал их в руки моих братьев, которые их казнили! И теперь не нужно опасаться мести и гневаться на моих братьев! Ведь наш Б-г, отдавший в их руки жителей Шхема, Он предаст в наши руки и всех царей Кнаана. Если они на нас нападут, мы поступим с ними так же, как Шимон и Леви поступили с мужчинами Шхема. Следует лишь без страха положиться на Б-га и молиться Ему об избавлении».

А когда войска семи расположенных поблизости городов осадили лагерь Яакова, чтобы отомстить за жителей Шхема, именно Йеуда призвал братьев на битву: «Крепитесь и будьте мужественными, ведь Б-г с нами! …Пойдем и сразимся с этими необрезанными, и Всесильный, наш Б-г, дарует нам избавление!». Но битва не состоялась: еще не начав сражение, кнаанские цари ощутили внезапный страх. «Эти евреи немногочисленны, но с ними Б-г!» — решили они и возвратились в свои владения (Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).

В 2207 году /1553 г. до н.э./ семья Яакова обосновалась в Хевроне, где Йеуда впервые увидел своего праведного деда, праотца Ицхака (см.) (Берешит 35:27; Ягель либейну). В течение нескольких последующих лет Йеуда и его братья изучали основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2213 году /1547 г. до н.э./, когда на сыновей Яакова, перегонявших стада на обширные пастбища возле Шхема, снова напало войско семи царей Кнаана, именно Йеуда повел братьев в бой. Вместе со своими слугами он обратил в бегство дружину Яшува, царя города Тапуаха. В жестоком поединке он сумел одолеть и самого Яшува, закованного в металлические доспехи: сначала, схватив огромный камень с земли, он сбил противника с боевого коня, а затем, перерубив ему мечом ноги, обрушил его на землю и отсек голову. После этой впечатляющей победы с уцелевшими кнаанскими царями был заключен мирный договор, позволивший сыновьям Яакова беспрепятственно пасти свои стада возле Шхема (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, во время одного из перегонов в районе Шхема, Йеуда и его братья устроили суд над своим младшим братом Йосефом (см.), которого они подозревали в стремлении незаконно захватить власть над семьей. Сыновья Яакова имели пророческое предание, согласно которому в будущем еврейский народ объединится вокруг царей — потомков Йеуды, а не потомков Йосефа, — и поэтому братья судили его как бунтовщика, восстающего против законного царя Израиля (Шла, Цон Йосеф; Мимаамаким, Берешит 32, с. 228—229).

Но когда они приговорили Йосефа к смертной казни, а затем, не желая проливать его кровь своими руками, сбросили его в глубокую яму, Йеуда решился спасти его, предложив продать его проходившему мимо торговому каравану. «Чего мы достигнем, если убьем своего брата, а кровь его скроем? — обратился он к остальным. — Продадим его лучше ишмаэлитам. А нашей руки на нем не будет, ведь, в конце концов, он же наш брат, наша плоть и кровь!» (Берешит 37:26—27). И, несмотря на возражения старших братьев, Шимона и Леви, которые настаивали на приведении приговора суда в исполнение, была принята его точка зрения — и братья получили за Йосефа двадцать сребреников (там же 37:28; Сефер аяшар, Вайешев). В заслугу того, что Йеуда избавил братьев от убийства, его потомки удостоились основать царскую династию Давида (Тосефта, Брахот 4:16; Мимаамаким 1, с. 237).

Чтобы скрыть продажу Йосефа, братья намочили сорванную с него рубашку в крови козленка и отослали к отцу. А когда они вернулись в Хеврон, именно Йеуда сообщил отцу: «Мы нашли эту залитую кровью рубашку в пустыне, недалеко от Шхема. Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Берешит 37:32; Берешит раба 84:19). Яаков зарыдал и упал на землю, и тогда Йеуда приподнял голову отца, положил к себе на колени и тоже заплакал (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот).

Когда братья увидели, какие страшные страдания они принесли своему отцу, они раскаялись в содеянном и отвернулись от Йеуды, сказав ему: «Мы считали тебя главой. Ты предложил продать его, и мы тебе подчинились! Если бы ты предложил возвратить его к отцу, мы тоже послушались бы тебя!» (Берешит раба 85:2; Шмот раба 42:3; Танхума, Ваягаш 9; Раши, Берешит 38:1).

В этот период Йеуда отдалился от братьев. Он поселился в городе Адуламе, где женился на Илит, дочери торговца Шуа. У них родилось три сына: Эр, Онан и Шела (Берешит 38:2—5, Ибн Эзра; Сефер аяшар, Вайешев; Мидраш Сехель тов, Берешит 38:2; Оцар ишей аТанах, Йеуда). А когда его первенец Эр немного подрос, Йеуда взял ему жену по имени Тамар, которая происходила из рода Шема (Берешит 38:6; Берешит раба 85:10, Маарзо). Вскоре Эр умер — еще юношей, и Йеуда женил на Тамар своего второго сына Онана (Берешит 38:7—8).

Йеуда знал тайное предание, полученное от предков: если вдова выйдет замуж за брата своего покойного мужа, то душа умершего воплотиться в ребенке, родившемся от такого брака. И Йеуда был первым, кто осуществил это тайное знание на деле (Берешит раба 85:5, Эц Йосеф; Зоар 1, 187б, Сулам; Рамбан, Берешит 38:8; р. Бхайе, Берешит 38:1).

Но вскоре смерть постигла и Онана, и тогда Йеуда отослал Тамар к ее родителям, обещав женить на ней и третьего сына, Шелу, как только тот подрастет. Но на самом деле Йеуда надеялся отделаться от Тамар, потому что боялся, что и Шела умрет молодым, как и его братья (Берешит 38:10-11, Раши). А менее чем через год после смерти Онана умерла жена Йеуды Илит (Берешит 38:12; Берешит раба 85:6, Маарзо).

Йеуда был наказан смертью жены и детей за то, что не завершил до конца выполнение заповеди спасения человеческой жизни. Ведь, когда он спас Йосефа от смерти, сказав: «Он же наш брат, наша плоть и кровь!», ему следовало добиться того, чтобы Йосеф смог вернуться к отцу (Берешит раба 85:3). И страдания, связанные с потерей сыновей, постигли Йеуду в наказание за те страдания, которые причинило его отцу исчезновение Йосефа, — ведь именно Йеуда сказал Яакову: «…Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Танхума, Ваигаш 9; Оцар ишей аТанах, Йеуда).

После завершения дней траура по жене Йеуда отправился в Тимну на стрижку овец. Около дороги он увидел женщину, закрывшую лицо покрывалом, и решил, что это блудница (Берешит 38:12—15). Йеуда собирался пройти мимо, но почувствовал, что его неудержимо тянет к этой женщине. Всевышний послал к нему ангела, ответственного за любовное вожделение, и Йеуда повернул к блуднице как бы против собственной воли (Берешит раба 85:8).

Он спросил у женщины, не замужем ли она, и она ответила: «Я незамужняя». Он спросил, не находится ли она в периоде, когда близость запрещена, и она ответила: «Я чиста» (Сота 10а, Раши; Берешит раба 85:7). И тогда Йеуда обещал ей в награду за близость прислать козленка из своего стада, а в залог она попросила его печать, накидку и дорожный посох. А когда Йеуда поручил своему другу отнести ей козленка, тот не сумел отыскать в округе эту блудницу (Берешит 38:16—22)

Через три месяца Йеуде сообщили, что его невестка Тамар согрешила и забеременела. А поскольку она предназначалась в жены сыну Йеуды, Шеле, ее привели на суд к Йеуде, и тот приговорил ее за блуд к смертной казни (Берешит 38:24, Рамбан). И тогда Тамар послала к нему его печать, накидку и посох, попросив передать: «Я беременна от владельца этих вещей». И она сказала самому Йеуде: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати, накидки и посоха!» (Берешит 38:25).

Так Йеуда был наказан по принципу «мера за меру»: как он обманул отца, сказав ему: «Мы нашли эту рубашку, залитую кровью, в пустыне. …Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» — так и Тамар обманула его, а затем сказала: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати…» (Таргум Йонатан, Берешит 38:25; Берешит раба 85:11).

Йеуда понял, кто была та блудница у дороги, и сказал: «Она правее меня! Она это сделала потому, что я не отдал ее моему сыну Шеле» (Берешит 38:26). Казнь была отменена, а по прошествии нескольких месяцев, в 2228 году /1532 г. до н.э./ Тамар родила Йеуде близнецов, названных Перец и Зерах (Берешит 38:27—30; Седер олам зута 4:6; Седер адорот). От Переца началась родословная линия, ведущая к царю Давиду (Рут 4:18—22).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, когда в земле Кнаан начался страшный голод, Йеуда и его братья отправились в Египет, где по слухам были запасы зерна. Лишь самый младший из братьев, Биньямин (см.), остался с отцом в Хевроне. Но в столице Египта их неожиданно обвинили в том, что они соглядатаи, засланные, чтобы выведать уязвимые места страны. На допросе им пришлось подробно рассказать о себе — и тогда правитель страны, оставив у себя заложником Шимона, потребовал, чтобы в доказательство своих слов они привели из Хеврона младшего брата (Берешит 41:54—42:24; Седер адорот). А на обратном пути из Египта братья обнаружили, что все деньги, которыми они заплатили правителю страны за купленное зерно, вновь оказались в их сумках. Братья встревожено спрашивали друг друга: «Что это сделал Б-г с нами?! Где Его милосердие, которое Он всегда проявлял к нашим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову?! Почему теперь Он отдал нас в руки правителя Египта, который издевается над нами?» И Йеуда сказал: «Ведь мы виноваты и грешны перед Б-гом в том, что продали нашего брата, плоть нашу! Так зачем же говорить: Где милосердие Б-га, которое Он проявлял к нашим отцам?!» (Берешит 42:27—28; Сефер аяшар, Микец).

Братья возвратились к отцу, но Яаков не отпустил Биньямина, опасаясь потерять его, как уже потерял Йосефа и Шимона (Берешит 42:5—38). И тогда Йеуда посоветовал братьям: «Не тревожьте отца до тех пор, пока не кончится хлеб» (Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6; Сефер аяшар, Микец). А два месяца спустя, когда закончилось привезенное из Египта зерно, Йеуда вновь подступил к отцу и сказал: «Если ты позволишь взять с нами брата нашего, мы пойдем и принесем еды. …Отпусти отрока со мной! Дай нам пойти! Дай нам жить и не умереть — нам, тебе и детям нашим! Даже если в Египте Биньямину, действительно, угрожает опасность, мы обязаны пойти на риск, ведь в противном случае наверняка все погибнем! Я ручаюсь за него, и ты сможешь потребовать его из моей руки. А если я его обратно не приведу и не поставлю перед тобой, значит, грешен буду навечно. Если бы мы не медлили, то уже дважды сходили бы туда и вернулись!» (Берешит 43:1—10; Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6).

И тогда Яаков написал послание к правителю Египта, в котором просил отпустить его сыновей с миром, и передал его через Йеуду, показав тем самым, что именно он является главой среди братьев. В Египте Йеуда вручил правителю послание отца (Сефер аяшар, Микец; Седер адорот).

На этот раз им был оказан очень теплый прием во дворце правителя, но, едва они пустились в обратный путь, их догнали египетские стражники, которые схватили Биньямина, обвинив его в краже драгоценного кубка правителя (Берешит 43:15—44:12). Им пришлось вернуться, и по пути Йеуда в гневе сказал братьям: «Клянусь Б-гом, если он не отпустит Биньямина, нам придется стереть столицу Египта с лица земли, подобно тому, как мы расправились с Шхемом» (там же 44:13; Сефер аяшар).

А когда правитель Египта постановил, что пойманный вор останется у него рабом, а другие братья могут уйти, Йеуда попросил: «Позволь мне стать твоим рабом вместо юноши, а он пусть возвращается назад со своими братьями! Ведь я не смогу вернуться к моему отцу, если юноши нет со мной» (Берешит 44:17—34). После этих слов Йеуды правитель внезапно изгнал из своего приемного зала всех египтян и разрыдался, а затем произнес: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (там же 45:1—4). Когда Йосеф увидел, что Йеуда готов пожертвовать собой ради младшего брата, который был, как и он, сыном Рахели, — он уже не смог скрывать правду (Берешит раба 93:9).

Весной 2238 года /1522 г. до н.э./ вся семья Яакова переселилась в Египет, к Йосефу. Но впереди всех Яаков направил Йеуду, чтобы подготовить там место для совместного изучения законов Б-га, ведь эти занятия не должны были прерываться даже на короткое время (Берешит 46:28, Раши; Танхума, Ваигаш 11; Берешит раба 95:3; Седер адорот).

В 2255 году /1505 г. до н.э./, благословляя сыновей перед смертью, праотец Яаков лишил старшего сына Реувена (см.) первородства и передал Йеуде право основать царский род в народе Израиля (Берешит 49:8—9; Берешит раба 98:4). Яаков предрек, что до конца времен «не отойдет скипетр от Йеуды, и законодатель (будет) из среды потомков его» (Берешит 49:10). Это указание на род царя Давида, а также на царя-Машиаха, который будет потомком Йеуды по линии Давида (Берешит раба 98:8, Эц Йосеф; Бемидбар раба 14:1).

Пятнадцатого тишрея 2256 года /1505 г. до н.э./ Йеуда и его братья с почетом похоронили отца в семейной усыпальнице, пещере Махпела возле Хеврона, а затем вернулись в Египет (Берешит 50:13—14; Седер адорот). По одной из версий, именно Йеуда (а не Хушим, сын Дана) убил Эсава, который пришел со своими многочисленными детьми и внуками, чтобы воспрепятствовать погребению Яакова в Махпеле, ведь Эсав считал, что место в семейной усыпальнице принадлежит не Яакову, а ему. В завязавшейся схватке Йеуда нанес Эсаву смертельный удар (Йеуршалми, Гитин 5:7; Тосафот, Гитин 55б; Седер адорот). И, в соответствии с этим, в конце времен именно потомки Йеуды одержат решительную победу над полчищами потомков Эсава, и народ Израиля навсегда освободится от ига народов мира (Шивтей нахалатэха с. 248).

Йеуда бен Яаков умер в Египте в 2324 году /1436 гг. до н.э./ — ему было 129 лет. Его тело было набальзамировано и положено в саркофаг, переданный его детям (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Потомки Йеуды составили одно из двенадцати колен народа Израиля. В период исхода из Египта оно было самым многочисленным: при первом исчислении в нем насчитывалось семьдесят четыре тысячи шестьсот мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:27).

При переходе Тростникового моря (Ям Суф) колено Йеуды прославило Имя Б-га, первым вступив в пучину вслед за своим вождем Нахшоном, сыном Аминадава. И когда они зашли столь глубоко, что вода подступила к горлу, море расступилось (Тосефта, Брахот 4:16; Сота 37а). А когда сыны Израиля получили повеление создать переносной Храм в пустыне, эта работа была поручена самому искусному мастеру и великому мудрецу Бецалелю (см.) из колена Йеуды (Берешит 31:2).

Стан колена Йеуды располагался в пустыне к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:3), и оно выступало в путь первым (там же 2:9, 10:14). Знамя этого колена было цвета небес, и на нем был нарисован лев, так как праотец Яаков, благословляя Йеуду, сравнил его с молодым львом (Бемидбар раба 2:7, Эц Йосеф).

И перед вступлением в Землю Израиля это колено оставалось самым большим: семьдесят шесть тысяч пятьсот мужчин (Бемидбар 26:22).

При разделе земли потомки Йеуды получили надел на юге страны: от Мертвого моря (Ям амелах) и реки Иордан до реки Египта и Средиземного моря (Йеошуа 15:1—12). Позднее потомки Йеуды отвоевали у кнаанцев такие крупные города, как Иерусалим, Хеврон, Азу и Ашкелон, и поселились в них (Шофтим 1:2—18). В 2514 году /1246 г. до н.э./, после завоевания и раздела земли, саркофаг с телом Йеуды, вынесенный его потомками из Египта, был предан земле в городке Бавая, недалеко от Бейт-Лехема (Вифлеема) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Из колена Йеуды вышел первый судья, поставленный над всем народом Израиля, — Отниэль бен Кеназ (см.) (Шофтим 3:9—11).

Царь Давид был десятым поколением от Йеуды по линии его сына Переца, как написано в книге Рут: «У Переца родился Хецрон, у Хецрона — Рам, у Рама — Аминадав, у Аминадава — Нахшон, у Нахшона — Салмон, у Салмона — Боаз (см.), у Боаза — Овед, у Оведа — Ишай, а у Ишая родился Давид» (ср. Рут 4:18—22). Согласно утверждениям кабалистов, в царе Давиде воплотилась «искра души» Йеуды (Седер адорот).

В наделе колена Йеуды находилась значительная часть Храмовой горы и восточная часть двора Храма, в том числе, и помещение, где заседал Великий Санхедрин. Но жертвенник и само здание Храма располагались в наделе колена Биньямина (Йома 12а; Зевахим 54б). В мидраше указано, что большинство мудрецов Великого Санхедрина было из колена Йеуды (Берешит раба 98:10).

Только потомки Йеуды, Биньямина и Леви возвратились в Землю Израиля после Вавилонского изгнания (Нехемья 11:25—30) — и они отстроили Второй Храм. В эту эпоху колено Йеуды приобрело столь доминирующее значение, что всех сынов Израиля стали называть иудеями (יהודים) — независимо от того, к какому из трех сохранившихся колен они принадлежат (Мегилат Эстер 3:4, 4:13—14, 8:17; Берешит раба 98:6).

Как уже упоминалось, от Йеуды берет начало цепь поколений, ведущая к царю-Машиаху, с которым связано окончательное освобождение народа Израиля (Берешит раба 85:1).

с разрешения издательства Швут Ами