Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Признак невежды — похвальба»Книга Зоар, Балак 193, 2
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Несомненно, что сразу после рассказа о продаже Йосефа должен был бы следовать стих «И Йосеф был низвергнут в Египет». Однако Тора пожелала вставить сюда рассказ о Йеуде, чтобы указать на то, что родословная царей Израиля и царей Йеуды начинается с двух качественно разных моментов. Цари Израиля происходят от двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима, которых родила ему египтянка, а потому их царство не было ни истинным, ни справедливым. Но цари Йеуды, которые царствовали в прошлом и которые будут царствовать в будущем, после прихода Машиаха, происходят от двоих сыновей Йеуды, которых родила ему Тамар. А она была достойна того, чтобы от нее произошли святые цари, как в силу ее собственного совершенства, так и потому, что она была дочерью Шема, как говорят наши мудрецы. Поэтому и царство его, установленное Б-гом, стало святым и вечным.

Тора рассказывает, насколько глубоким было Б-жественное вмешательство в обстоятельства рождения Переца, первенца своей матери, от которого произошли царь Давид и царь Машиах. Началось с того, что два околоплодных пузыря прорвались вместе, чего обычно никогда не бывает. А затем, хотя Зерах уже протянул руку, чтобы родиться первым, и повитуха уже навязала на эту руку красную нитку, сказав: «Этот вышел первым!», — все равно затем эта рука вернулась назад: «И было, когда он возвратил руку внутрь, и вот, вышел его брат», — как будто пошел напролом, чтобы родиться первым. Именно поэтому он получил имя Перец, «пробивающий». И им завершается рассказ о рождении сыновей Йеуды, с которых начинается линия царей Йеуды.

Три милости, которые Б-г оказал Йосефу, пока тот был в Египте (39:2)

В Писании перечислены три великие милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте. Первая состояла в том, что, хотя он был рабом и дух его был стеснен, все же Б-г постоянно присутствовал рядом с ним и постоянно помогал ему. Когда Йосефу рассказали сон, он был готов немедленно истолковать его, предсказав именно те события, которые затем произошли. Такое предсказание было невозможно сделать на основе разума, каких-то знаний или оценок: все они иногда позволяют сделать истинное заключение, но иногда ведут к ошибкам! Йосеф толковал безошибочно, поскольку через него говорил дух Б-га и именно Его слова были у Йосефа на языке, и ни одно из них не было лишним или неправильным. Сам Йосеф тоже постоянно видел сны, через которые получал верное знание о будущем. Стих говорит об этом вкратце: «И был Б-г с Йосефом».

Вторая милость состояла в том, что Йосефу постоянно сопутствовала удача во всех его практических начинаниях. Об этом стих говорит: «…и был он человеком удачливым».

Третья милость состояла в том, что обычно, когда хозяин покупает раба, он посылает его на полевые работы. И уж никогда египтянин не оставит у себя дома еврея: египтяне ненавидели евреев за то, что те ели мясо животных. Но Б-г оказал Йосефу особую милость, и его новый господин решил оставить его у себя, в собственном доме, где тот мог жить привольно, и не отослал его на тяжелую работу. Об этом говорит стих, завершая перечисление Б-жественных милостей: «…и был он в доме своего хозяина, египтянина». Следует обратить внимание, что стих говорит о трех различных благодеяниях Б-га, поэтому в нем трижды употребляется слово «и был».

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.