Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ваешев

Недельная глава «Ваешев» («И поселился») рассказывает о событиях, происшедших после возвращения праотца Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Йосеф и братья

Вначале глава рассказывает о конфликте десяти сыновей Яакова с их младшим братом Йосефом.

В результате этого трагического раскола братья отдалились от Йосефа, потому что: «увидели его братья, что отец любит его больше их» (37:4). Дважды, в двух предложениях подряд, говорит Тора о любви Яакова к первенцу покойной, горячо любимой им Рахели — чтобы показать, что братьям не привиделась эта любовь отца; нет, он на самом деле любил Йосефа больше всех. И в этом таился корень будущих страшных событий.

Перечень событий, приведенных в начале главы: Яаков дарит Йосефу особую рубашку; тот пересказывает сны, в которых выступает царем над всей семьей; братья продают его проходящим купцам.

Маленькое замечание: не надо забывать, что уровень семьи Яакова слишком высок, чтобы мы могли осуждать кого-нибудь из них. Здесь не место говорить о том конфликте подробно. Но учиться надо на всем, а особенно — на деяниях наших праотцев.

Итак, братья невзлюбили Йосефа и продали его проходящему каравану ишмаэлитов, в результате чего Йосеф оказался в Египте. Беспричинным их поступок назвать нельзя. А больше всего их расстраивало особое расположение к Йосефу со стороны отца.

Было в отцовской любви, кроме того что Яаков перенес на Йосефа чувство, которое он испытывал к его матери, было в ней и некое объективное обоснование. Мудрецы указывают, что в Йосефе отца привлекала особая мудрость, качество, которое, по его мнению, могло позволить тому продолжить линию, идущую от Авраама и Ицхака. Другими словами, Яаков готовил мудрого Йосефа к особой роли — к роли руководителя народа, несущего Тору. Так полагал Яаков. И ошибся. Не в предвидении будущего места Йосефа в еврейской истории ошибся отец, а в простой житейской правде: нельзя выделять одного за счет других, добром это не кончится. Мудрецы сказали в Талмуде, в трактате Шабат (10б): «Не выделяй сына перед остальными (сыновьями), ибо из-за одной рубашки [подаренной Яаковом Йосефу] невзлюбили его братья и произошло все, что произошло, — наши отцы оказались в Египте».

Отсюда практическое правило: воспитывай детей, никого не выделяя ни по красоте, ни по уму, ни по их почтительности к тебе; относись к ним, сдерживая свои чувства, пусть они не испытывают ревности друг к другу. Иначе может случиться то, что случилось в семье Яакова…

Йеуда и Тамар

И тут вдруг рассказ о Йосефе прерывается, и начинается совсем другая история — о родоначальнике колена Йеуде, четвертом сыне Леи, и о его невестке Тамар.

Странная история, да и начинается она странными словами: «И случилось в это же время: отошел Йеуда от братьев». Почему отошел? Зачем об этом говорить? Понятно, что, повзрослев и обзаведясь семьями, братья не могли жить в одном отцовском шатре. Но куда отошел Йеуда? Пока все братья жили вместе, они представляли собой один народ.

Двенадцать колен — это сам Израиль, их отец, ибо все, что было в нем, перешло к ним: все его качества, все способности, вся праведность.

Только в своей полноте Израиль мог дать начало еврейскому народу. Но исчез Йосеф — и все рассыпалось. Не было теперь нужды держаться друг друга: миссия Авраама на земле провалилась. Правда, Яаков так до конца и не поверил, что Йосеф погиб. Ибо такова была его вера в Творца мира, Который, однажды раскрыв Свои планы перед Авраамом, не мог устраниться и не реализовать их в его потомках.

Но Йеуда отошел от братьев. Причем не просто поселился отдельно.

Он перестал был лидером. Тут и произошла история с Тамар.

Невестка его старшего сына стала бездетной вдовой. В согласии с законом (т.н. левиратный брак — «ибум»). ее отдали второму сыну Йеуды, но и тот умер, не оставив потомства.

Оставался третий сын. Однако отец пожалел младшего и не торопился женить его на Тамар. Но у той были свои расчеты. Она страстно желала стать основательницей еврейского рода, из которого выйдут цари, — такую роль для себя она увидела в пророчестве.

Прочтите текст Торы — этот отрывок послужил вдохновением для великого числа симфоний, картин и пьес. В финальной сцене мы видим столкновение двух характеров: мощный, не сомневающийся в себе Йеуда — и хрупкая Тамар, в своей целенаправленности не уступающая свекру.

Тамар вошла-таки в еврейскую историю. От нее произошел великий род еврейских царей; среди ее потомков — и царь Давид, основатель царской династии, который первым перенес еврейскую столицу в Иерусалим, и мудрый царь Шломо (Соломон), строитель Иерусалимского Храма, и будущий освободитель нашего народа — Машиах

Йосеф в доме Потифара

Вернемся к Йосефу. Итак, Йосефа купил Потифар, один из приближенных фараона.

«И был Б-г с Йосефом, и был он человеком, [в делах] успешным, и был он в доме своего хозяина-египтянина. И увидел хозяин его, что Б-г с ним, и всему, что он делает, Б-г дает преуспеть в его руке. И обрел Йосеф милость в его глазах и служил ему. И он назначил его над своим домом, и все, [что] есть у него, передал ему в руки. И было: с тех пор, как он назначил Йосефа над своим домом и надо всем, что у него есть, благословил Б-г дом египтянина ради Йосефа. И было благословение Б-га на всем, что у него есть, в доме и в поле. И оставил он все, что у него, в руках Йосефа, и не знал он при нем ничего, кроме хлеба, что ест. И был Йосеф красив станом и красив видом. И было после этих событий — подняла жена хозяина свои глаза на Йосефа и сказала: Ложись со мной! И отказал он, и сказал жене хозяина: Ведь мой господин не знает при мне [ничего], что в доме, и все, что есть у него, он передал мне в руки. Нет [никого], кто больше меня в этом доме, и не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты его жена. И как же я сделаю такое великое зло и согрешу пред Б-гом! И было: когда она говорила Йосефу каждый день, а он не слушал ее — лечь рядом с ней, быть с ней» (39:2-10).

Интересны предания и комментарии на этот эпизод, записанные в Мидраше.

Талантливый и безупречно честный работник, Йосеф пользовался полным доверием хозяина. Жена же Потифара влюбилась в Йосефа и целый год добивалась его внимания. Стараясь ему понравиться, она то и дело меняла наряды и искала всякий предлог, чтобы заговорить с ним. Но Йосеф не поднимал на нее глаз.

Тогда жена Потифара приказала шить для Йосефа рубашки со специальным железным крючком, чтобы нельзя было опустить голову. Вот моет Йосеф посуду, расставляет столы, стелет постель и т.д., а она ему говорит: Смотри же, не послушаешь меня — не так еще придется работать, совсем замучаю. — А Йосеф отвечает: Б-г творит суд ради угнетенных. — Вот велю посадить тебя в тюрьму, будешь там голодать. — Йосеф отвечает: Б-г дает хлеб голодным. — Так и помрешь, пропадешь в тюрьме. — А он отвечает: Б-г снимает оковы с заключенных. — Попрошу мужа, и пошлют тебя на такие работы, что вовек не разогнешься. — Он отвечает: Б-г выпрямляет согбенных. — Света не взвидишь, зрение потеряешь! — Б-г открывает глаза слепым. — Так тебя оговорю, что все тебя возненавидят. — Б-г любит праведных [сравните с текстом утренних благословенийприм. ред.].

Говорит Йосеф жене Потифара: Как я согрешу перед хозяином?! — А я его убью (отравлю как-нибудь!) — Мало того, что я окажусь развратником, я еще буду числиться среди убийц! Есть ведь у тебя муж, что за разница — от белой или от черной козы молоко! Я боюсь Б-га! — А она ему отвечает: Б-га нет! — Йосеф начинает ей объяснять, что немыслимо представить себе мир без Руководителя и Господина. Она же приводит его в спальню, где на стене висят идолы, и закрывает их тканью. Но Йосеф говорит: Б-г всевидящ. Тогда она предлагает Йосефу тысячу монет, но он опять отказывается.

И вот жена Потифара дождалась дня разлива Нила, когда в Египте проводятся большие празднества. Все домашние ушли на торжества, а она притворилась больной, чтобы в отсутствие людей заставить наконец Йосефа подчиниться.

«И было в один из дней [в особый день], и вошел он в дом делать свое дело, и никого из домашних людей не было там, в доме. И она схватила его за одежду, говоря: Ложись со мной! И он оставил одежду свою в ее руке и убежал на улицу» (39:11—12).

Она же созвала потом домашних, обвинила Йосефа в попытке изнасилования, и хозяин посадил его в тюрьму, где держали узников царя.

И сбылось с Йосефом сказанное: «Мучили кандалами ноги его, железо вошло в тело его» (Теилим, 105).

«И был Б-г с Йосефом… и дал ему милость в глазах начальника тюрьмы. И передал начальник тюрьмы в руки Йосефа всех узников, которые в тюрьме; и всего, что делают там, он был распорядителем» (39:21-22).

Йосеф пробыл в темнице 12 лет.

Раби Хаим Шмулевич спрашивает: почему Йосеф оставил одежду в руках жены Потифара, ведь это послужило «вещественным доказательством» его вины? И отвечает: если человеку выпадает в жизни испытание, Б-г всегда дает силы выдержать его. Но человек не должен затягивать испытание. И Йосеф рассуждал так: Я уже целый год в тяжелой борьбе, замучен, еле держусь. Зачем испытывать себя лишнюю минуту? Он был молод и силен и мог бы вырвать одежду из рук жены Потифара. Но он не хотел и мига лишнего пробыть в искушении и убежал, оставив у нее в руках свою одежду. И за это Б-г его наградил: выйдя из тюрьмы, Йосеф сразу стал второй после фараона фигурой в Египте (об этом мы узнаем в следующей главе). Сказано в Мидраше: «Говорит Рабан Шимон бен Гамлиэль: Йосеф получил свое, положенное ему. Из уст, не давших запретного поцелуя, исходят приказы, обеспечивающие народ Египта хлебом, тело, которое не коснулось недозволенной женщины, облачено в специальную одежду из льна, какую носила высшая египетская знать; шея, которая не склонилась для греха, украшена золотым ожерельем; на руку, не дотронувшуюся греховно до женщины, фараон надел перстень [печать, знак власти. — прим. рава Ицхака Зильбера] со своей руки. Ноги, не шагнувшие к греху, отдыхают в царской карете. Голову, отвратившуюся от искусительных мыслей, Б-г одарил мудростью».

И еще один мидраш приводит р. Шмулевич. Трактуя стих псалма «Море увидело и побежало» (Теилим, 114:3), мидраш объясняет: «За то, что Йосеф убежал [от жены Потифара], море расступилось перед еврейским народом». Б-г часто делает в жизни так, что хороший человек, выдержав серьезное испытание, получает большую награду.

Кстати, я [рав Ицхак Зильбер] видел в жизни не один раз, как после испытания, которое человек с честью выдержал, к нему приходил большой успех. Заканчивая эту тему, я хочу обратить внимание читателей на то, что Йосефу в период этого испытания было всего семнадцать лет и он был совершенно одинок; у него не было ни друга, ни близкого человека — ему не с кем было посоветоваться и не с кем поделиться.

Выводить материалы