«И сказал Йегуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» (Ваешев 37:26) Скоро Ханука, дни света. Наши мудрецы сравнивали греческое царство с темнотой (Берешит раба 2:4). Во время праздника мы прогоняем эту духовную тьму при помощи свечей.
Давайте на минуту задумаемся: что же такое свет Хануки, и что представляет собой тьма греческого царства? Свет — это Тора, как сказано: «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». В Талмуде приводится следующая история: когда рабби Йоханан Бен-Закай заболел, его пришли проведать ученики. Попутно они попросили у своего учителя благословение.
Рабби Йоханан ответил им: «Да будет воля Творца на то, чтобы вы ощущали боязнь Небес так же, как и боязнь людей». Ученики удивились: казалось бы, Творца надо бояться больше, чем людей! Р. Йоханан пояснил: когда человек планирует сделать что-либо нехорошее, он озирается, желая быть невидимым окружающими. Поэтому дай Б-г, чтобы мы боялись Его, как боимся других людей…
В «просвещенном» мире такое поведение давно стало нормой. Когда царь Цидкиягу увидел, как Навуходоносор поедает мясо живых кроликов, тот первым делом потребовал не рассказывать об увиденном другим. Когда одного известного профессора философии обвинили в аморальном поведении, которое противоречило проповедуемым им принципам, тот и глазом не моргнул: «Разве преподаватель геометрии должен быть треугольником, а преподаватель биологии — бактерией?»
Евреи должны вести себя по-другому. Про рабби Эльханана Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь, рассказывали, что он учил Тору 18 часов в сутки, а затем ровно три минуты он уделял просмотру газетных заголовков. Его ученики обратили внимание, что р. Вассерман в открытую кладет газету на стол рядом с Талмудом и пробегает по страницам.
«Уважаемый раввин, почему вы это делаете у всех на глазах?» — спросили они. Р. Эльханан Вассерман ответил: «Чтобы показать, что то, что разрешено, разрешено и на глазах у всех, а то, что запрещено, запрещено и в самой дальней комнате».
Ребе из Гура, автор книги «Имрей-эмет», отмечал, что братья хотели лишить Йосефа духовного наследия праотцов, точно так же, как были его лишены Эсав и Ишмаэль. Но Иегуда воспротивился: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» Изначально не может быть пользы у действия, которое производится тайно!
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»