Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как человек должен раскаиваться в преступлении, так же он должен искать в себе дурные черты характера и дурные привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почёта, чревоугодие, — во всём подобном следует раскаиваться»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 3
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Некоторые сны представляют собой чистые продукты воображения, которое, работая само по себе, соединяет различные элементы в несуществующие невозможные в реальном мире конструкции. Такие сны никак не связаны с внешним воздействием. К этой группе относятся сны, приходящие из-за определенных кушаний, вин, погоды или состояния здоровья человека. Все они никакого смысла в себе не заключают и важны не более снов, которые видят животные. О них сказал царь Шломо (Коэлет 5:2): «Как сон возникает из множества дел, так речь глупца — из множества слов», — потому что в таком сне просто перемешаны многочисленные воспоминания о прошедшем дне. Пророк Йирмия говорит о них: «Не слушайте снов», — поскольку такие сны, приходя изнутри человека, не несут в себе никакого полученного извне сообщения, и нет смысла искать его в них. Зехарья говорит: «Терафим говорят глупости, и бессмысленные сны рассказывают». Обрати внимание: Зехарья не сказал, что «все сны не имеют смысла», не стал объявлять все сны без исключения лживыми и никчемными. Он утверждает только, что лживы «бессмысленные сны», то есть, те, которые имеют основу в воображении. Этим определением — «бессмысленные сны» — он отделил их от истинных, пророческих снов.

А еще о снах, которые являет воображение, сказали наши мудрецы (Берешит раба 9), что в снах нет ни добрых, ни дурных знаков. Здесь можно было бы упомянуть еще высказывание о том, что «сны следуют за их толкованием», если бы эта фраза не имела другого объяснения, которое мы приведем в свое время.

Есть и другие сны, в которых содержится истина и которые приходят с Небес. Ведь пока человек спит, его душу не утруждают чувственные впечатления и она лишена своего единственного побуждения к действию: размышлений о том, что доставляют ей органы чувств. Поэтому сейчас она готова соединиться с сущностями из высших миров. А когда это происходит, в ней остается их образ, след от общения с ними, проявляющийся в душевных склонностях и направлении мыслей. И этот образ входит в душу настолько же глубоко, насколько изображение одного зеркала входит в другое, стоящее напротив, если убрать разделяющую их занавеску: все, что видно в одном зеркале, в том же самом виде отразится и в другом.

Такие сны, вызванные Небесами и несущие знание о происходящем там, никоим образом не случайны: они сообщают о том, что в будущем случится с человеком, поскольку это определено Небесами в момент его рождения, так же, как историю народа в целом определяет расположение его созвездий. Эти сны истинны: в этом мире все непременно случится так, как постановлено на Небесах. Поэтому они упоминаются в Торе, о них говорят пророки, и поэтому Гидеон основал свое решение на сне, который один воин из вражеского лагеря рассказал другому: этот сон тоже был из категории истинных. По этой же причине Шауль гневался на то, что Б-г не ответил ему во сне, и, возможно, именно это подразумевал Элияу в словах: «Ибо об одном будет говорить Б-г во сне, в ночном видении». Все они исходят из того, что Небеса, хранящие и направляющие человека, во время сна оставляют в его душе истинные знаки, на которые можно полагаться.

По моему мнению, именно о таком сне наши мудрецы сказали, что он — одна шестидесятая часть пророчества, а в другом месте назвали его «остатками пророчества». Ведь знания, которое Небеса вкладывают в душу во время сна, менее ценны, чем прямое пророчество, и по сравнению с пророчеством они — не более чем «незаметная шестидесятая доля». А поскольку в сравнении с Б-жественным пророчеством эти знания еще и неполны, они обоснованно названы «остатками пророчества».

А есть и третий вид снов. Это сны, которые приходят к человеку в силу прямого Б-жественного указания, через духовные сущности, обращающиеся непосредственно к разуму человека, работает ли он в этот момент или спит. Поэтому через такой сон можно узнать о любых будущих событиях, даже если они кажутся совершено случайными, причем получить подробное знание, включающее и временные рамки. Ведь Б-жественное знание объемлет все происходящее в мире во всех подробностях, а Б-жественное управление в точности соответствует Его знанию, поэтому все плохое или хорошее, что кажется нам необязательным, полностью определяется Б-жественной волей и управлением. Наш уровень восприятия вынуждает видеть события случайными, поскольку мы никак не можем повлиять на них, но на уровне Б-га, творящего их, каждое событие задумано и осуществлено либо как награда для служащих Ему, либо как наказание нарушающим Его волю.

Именно такой вид истинных снов подразумевала Тора в стихе «И явился Б-г к Авимелеху в ночном сне», а также в рассказе о сне Лавана. Б-г благословенный управлял событиями жизни Авраама и Сары, а затем — Яакова, поэтому Он послал Авимелеху и Лавану во сне те сообщения, которые счел необходимым. И мне представляется, что сон Гидеона относился к этому же виду: Б-г благословенный специально повелел, чтобы именно этот человек увидел именно этот сон, а толкователь истолковал его именно таким образом, чтобы Гидеон наверняка победил в бою. И царь Шауль, когда сказал, что Б-г не ответил ему ни во сне, ни через первосвященника, ни через пророка, тоже имел в виду подобный сон, поскольку все остальное, что он упомянул, — это прямое сообщение, приходящее от Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.