Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Величие Торы заключается в том, что она преображает каждый новый день, всякий раз доставляя самое главное удовлетворение»Магид из Кожниц
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

В главе Торы «Ваяшев» описывается история Йосефа. В общем, она всем известна и нет нужды ее пересказывать. Все знают, как и почему Йосеф оказался во дворце Потифара и потом в тюрьме. Но одна вещь обратила на себя мое внимание: и во дворце египетского вельможи и в тюрьме все обратили внимание на то, что а-Шем с Йосефом. Как они поняли это? Скажем, если он был хороший работник, то можно было бы сказать, что все богатство Потифара пришло, потому что у его нового раба хорошие руки, а порядок в тюрьме был потому, что Йосеф был очень расторопный, или просто хороший организатор (как сказали бы сегодня — менеджер). Но все заметили, что это именно от Вс-вышнего. Почему? И дело даже не в том, что он все время повторял, что это все благодаря Творцу. Потому что, с какой стати они все должны были ему поверить? Видимо, что-то было в его действиях, что говорило всем и заставило всех поверить, что это так.

От одной очень пожилой религиозной женщины, я услышал очень интересное сравнение. Говоря о людях нерелигиозных, она сказала, что часто случается, что эти люди сначала стреляют из лука, а потом вокруг места попадания рисуют мишень. Она имела в виду, что обычно такие люди совершают какое-то заведомо запрещенное действие, а потом подводят под него теорию, оправдываются широтой взглядов.

Можно расширить это сравнение, сказав, что оно действует на трех уровнях. Первый уровень, отрицательный, и он соответствует приведенному выше примеру. Второй, положительный, когда человек, видя, что что-то происходит не так, как он предполагал, доволен тем, что есть. И третий, так сказать, «Божественный», когда человек что-то делает, а Творец рисует вокруг этого мишень, показывая, что он попал в десятку.

Именно это, на мой взгляд, произошло в истории с Йосефом. Вспомним, кто был Йосеф? Это был любимый сын, баловень отца, который почти все время сидел с ним и учил Тору. Что он умел делать по хозяйству? Ничего! Ведь понятно, что любому делу нужно учиться, в любом деле нужна практика. Ну, в крайнем случае, он, возможно, мог пасти овец. А работать по дому или в саду — откуда у него могли быть такие знания? И вот теперь он попадает в Египет и его заставляют для начала работать в саду. И, о ужас, он ничего не умеет делать! И, о чудо, у него все получается! Все понимают, что это неспроста. Может быть это колдовство, столь почитаемое в Египте? Нет! Йосеф всем объясняет, что это Творец помогает ему! То же самое произошло потом, когда его перевели во дворец, и потом, когда он попал в тюрьму: вроде бы все валится из рук, но чудесным образом оказывается, что именно так это и должно быть! Потому что сам Вс-вышний «нарисовал ему десятку»!

Борух Шлепаков.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.