Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Нам трудно в полной мере оценить тяжесть испытания, которое выпало на долю Йосефа. Любимый и талантливый сын, которого отец обучал премудростям Торы, почерпнутым в ешиве Шема и Эвера, в одно мгновение становится бесправным рабом в чужой и негостеприимной стране. Йосеф попадает в Египет, центр духовной нечистоты и разврата, не имея ни родственников, ни связей.

Беды и неприятности настигают юношу одна за другой. Жена Потифара пытается соблазнить 18-летнего Йосефа. Согласно мидрашу, она то угрожала отправить несговорчивого раба в тюрьму, то предлагала ему щедрую плату за грех. Но неуступчивый Йосеф выскальзывает из ее рук… чтобы в результате инцидента сменить одежду слуги на робу арестанта. Напрашивается один-единственный вопрос: почему Всевышний послал любимому сыну Яакова такое нелегкое испытание?

Посмотрим, что было потом. В планах Б-га было привести евреев в Египет. Эта страна была полна опасностей, как в физическом, так и в духовном смысле. Но евреи выдержали абсолютно все испытания, несмотря на рабство, угрозу ассимиляции и низкий моральный уровень окружающего населения. Известно, что всего лишь одна-единственная женщина, Шломит бат-Диври, вступила в отношения с египтянином. Откуда же у евреев взялись силы?

Произошедшее с Йосефом было подготовкой к переселению народа Израиля в Египет. Всевышний знал, что там евреям будет угрожать ассимиляция, как физическая, так и духовная. Следует учитывать также, что всё это происходило задолго до дарования Торы, законы которой помогают евреям жить обособленно, и единственной заповедью тогда была заповедь об обрезании.

Поэтому Творец подверг Йосефа целому ряду испытаний. Он их с честью выстоял и тем самым как бы «зарядил» еврейский народ энергией, позволившей выжить и выстоять в Египте. Отказ подчиниться жене Потифара позволил в будущем сохранить моральный облик народа Израиля.

Есть люди, которые считают, что для служения Б-гу требуются особенные условия: «Ах, — говорят они, — если б я был тем-то и тем то, тогда бы я мог исполнять заповеди и изучать Тору». Один еврей, который начал изучать Тору, уверен, что для необходимого продвижения и постижения он должен был родиться в религиозной семье. Другой, который начал соблюдать заповеди в 35 лет и столкнулся с яростным сопротивлением жены, разводит руками: «Ну что я могу поделать? Как в такой ситуации я могу служить Б-гу?..»

У основателя морально-этического движения «мусар» рабби Исраэля Салантера было три выдающихся ученика. Один из них, рабби Нафтали из Амстердама, как-то пожаловался своему учителю: «Если бы у меня была голова как у автора книги „Шаагат-арье“ р. Арье-Лейба Гинцбурга, сердце как у автора книги „Йесод ве-шореш а-авода“ р. Александра Зискинда, а душевные качества — как у р. Исраэля Салантера, тогда я бы смог достойно служить Б-гу». На что р. Исраэль ответил: «Реб Нафтали, с твоей головой, с твоим сердцем и с твоими душевными качествами ты тоже можешь достойно служить Творцу».

Мы ничего не знаем о планах Творца в отношении нас самих. Вполне возможно, что те испытания, которые Он нам посылает, призваны вывести нас на принципиально иной духовный уровень. Не стоит ссылаться на собственную биографию или недостаточно высокий интеллектуальный потенциал — Всевышний дал каждому из нас те силы, которые необходимы для служения Ему.

Надо помнить, что испытания, которые выпадают на долю каждого из нас, никоим образом не являются случайностью. С нашей стороны мы должны избегать испытаний и отдаляться от них. Но у Б-га есть свои планы. Мы не знаем, для чего мы родились и с какой целью пришли в этот мир. И если Творец ведет нас именно этим путем, это означает только одно: в этом и кроется наше предназначение.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.