Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Рав Хаим Шмулевич

Раби Хаим Лейб Шмулевич. Родился в 1901 году, во второй день Рош-Ашана, в польском городе Щучин в семье рава Рафаэля Алтера, руководителя городской ешивы, женатого на дочери знаменитого учителя, известного под именем Саба из Новогрудка.

Занимаясь Торой, уже в юности снискал известность как обладатель яркого, в высшей степени неординарного таланта. Когда ему исполнилось двадцать лет, прославленный рав Шкоф пригласил его на должность учителя в свою ешиву в городе Гродно. Через некоторое время переехал в местечко Мир, где открылась одна из лучших ешив того времени; причем среди ее учеников считался явным лидером. В 1930 году руководитель ешивы, раби Элиэзер Йеуда Финкель, выбрал его быть достойной партией для своей дочери. Шесть лет рав Шмулевич давал уроки в ешиве «Мир». После начала войны проделал со всеми ешиботниками далекий путь через Сибирь на восток — до Японии, откуда перебрался в Шанхай. После войны жил в Иерусалиме, где до самой кончины руководил ешивой «Мир». Умер третьего числа месяца тевет в 1978 году.

Раби Хаим Шмулевич был гаоном (ярким талантом) не только в области Талмуда, он был также гениальным учителем еврейской нравственности, Мусара. Его «Беседы», выдержавшие несколько изданий, широко разошлись по всем общинам мира, формируя характеры учеников ешив нескольких поколений. Одной из центральных тем его учения было понятие о важности такого чувства как благодарность. Только тот, кто испытывает чувство благодарности ко всем, оказавшим ему хоть какую-то помощь, может называться человеком.

Уже будучи в преклонном возрасте, рав Шмулевич решил однажды присутствовать на свадьбе сына одного из своих первых иерусалимских учеников. Родные воспротивились этому, сославшись на его слабое здоровье. «Я не могу не разделить радость с человеком, который сделал мне так много хорошего», — заявил рав и отправился на «хатуну». Что хорошего сделал ему тот человек? Оказывается, когда ешива только обосновалась в Иерусалиме, комната, где давал уроки рав Шмулевич, долгое время пустовала, поскольку мало кто знал, на каком уровне он дает уроки. «Представьте себе, — говорил великий учитель, — этот человек вместе с друзьями садились прямо передо мной, задавали вопросы и делали все, чтобы я не замечал, что за ними никого нет!»

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин