Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следует утаить все, что можно утаить, чтобы бедный не знал, кто дает, а дающий не знал, кто получает.»Орхот цадиким. Щедрость

Один из наших сотрудников недавно побывал в белорусском местечке Мир, где до войны распологалась знаменитая Ешива Мир, и сделал несколько фотографий.

В Мире есть местный музей, где особое внимание уделено еврейскому прошлому местечка.

В одном из зданий йешивы теперь почта, другое перестраивается под гостиницу. Третье здание, которую экскурсовод почему-то определил как микву (на микву, правда, не похоже) — стоит в запустении. Государство готово передать его за символическую сумму. Так что если кто-то желает организовать йешиву или колель в историческом здании йешивы Мир — это вполне реально.

Мир

Лет через десять после организации ешивы в Воложине учебное заведение подобного типа создал в 1815 году в небольшом литовском городе Мир1 самый большой знаток Торы в общине и деловой человек Шмуэль Тикитинский. Первые восемь лет он один поддерживал ешиву, но затем к нему присоединился его сын Авраам, возглавив ешиву Мир. Она стала популярной и к 1840 году насчитывала сто учеников.

Мирский замок

Мирский замок.

Одно из зданий ешивы

В 1835 году Шмуэль и Авраам Тикитинские трагически погибли. Возглавить ешиву пригласили рава Йосифа Давида Мирера, раввина Мира. А в 1850 году в ешиву вернулся внук основателя Хаим Лейб Тикитинский и стал ведущим равом ешивы. У него были выдающиеся педагогические способности, и под его руководством Мир стал очень важной ешивой, второй после Воложина по числу учеников и репутации.

Дом раввина

Дом раввина

Рав Хаим Лейб умер в 1899 году, и единственным, кто мог его заменить, став лидером, был его младший сын Авраам. Но, несмотря на официальное положение рош ешивы — главы ешивы, он тут же стал искать харизматическую личность, которая могла бы вдохновлять и расширять это учебное заведение. В то же время, в 1899 году рав Элияу Давид Рабинович-Тумим оставил пост раввина Мира, чтобы переселиться в Иерусалим. Появилась возможность взять одного человека как раввина города и второго — на место главы ешивы. Им стал рав Элияу Барух Камай.

Под его руководством Мир стал ведущей ешивой Литвы и пережил царские преследования, которые не удалось преодолеть Воложину. Перед первой мировой войной в Мире учились около двухсот пятидесяти студентов. Оттуда вышли многие выдающиеся раввины3, ешива оказывала сильное влияние на еврейскую жизнь в Литве. Стиль обучения рава Камая сочетал глубокий анализ с блестящим огнем пилпуля, это привлекало способных студентов, как и его замечательная личность и дружественное отношение к ученикам.

Через несколько лет рав Авраам Тикитинский оставил Мир, лишившись зрения из-за болезни глаз, но продолжал давать лекции по Талмуду по памяти. Потом он переехал в Минск, где умер в 1921 году. Тогда рав Камай пригласил в ешиву своего зятя, рава Элиэзера Йегуду Финкеля4, и в 1907 году тот стал его наследником не только благодаря выдающимся знаниям, но и как администратор, фандрэйзер (сборщик средств) и замечательный руководитель. В 1911 году деревня Мир вместе с ешивой сгорела дотла.5 Но молодой рав Финкель, с присущей ему энергией, восстановил и даже расширил Мир.

Во время первой мировой войны в 1916 году ешиве пришлось покинуть родное место. Рав Элияу Барух остался с общиной в Мире, но серьезно заболел и в 1917 году умер после неудачной операции в Минске. Его сын, рав Авраам Цви Камай, унаследовал пост раввина Мира и был избран вторым главой ешивы, которая вернулась в Мир, теперь часть Польши, в 1921 году. Машгиахом6 там становится выдающийся учитель мусара рав Йерухам Левовиц. Сочетание этих трех великих личностей, раввинов Финкеля, Камая и Левовица, как магнит притягивало учеников.

Последующие восемнадцать лет молодые способные люди стремились в Мир не только из Польши и Литвы, но также Германии, США, Южной Африки, Швейцарии, Чехословакии, Бельгии, Англии, Румынии, Венгрии и даже Австралии. Так Мир стал первой интернациональной ешивой современности.

Чудом почти все студенты ешивы сумели покинуть Европу во время второй мировой войны и провели военные годы беженцами в Кобэ (Япония) и Шанхае (Китай). По окончании войны ешива разделенная на две ветви, одна в Бруклине (Нью-Йорк), и вторая в Иерусалиме, продолжала оставаться одной из ведущих ешив еврейского мира.

На сегодня ешива Мир находится в Иерусалиме, и она является крупнейшим подобным учебным заведением в мире, имея филиалы как в Нью-Йорке, так и, например, в Модиин-Илите. Учиться в ней - огромная честь, которой удостоились многие русскоязычные раввины и аврехим, и, прежде всего, духовный руководитель русскоязычного еврейства и нашего сайта рав Бенцион Зильбер.


1 Буквально слово Мир означает «деревня». Город был назван Да Мир или «деревня» из-за своего центрального расположения и значения.

2 Широко известный под акронимом Адерет, уважаемый ученый и лидер, тесть рава Авраама Ицхака Кука. Его впечатляющую автобиографию Седер Элиягу издал в 1983 году Мосад аРав Кук в Иерусалиме.

3 Например, раввины Зелиг Барух, глава ешивы в Ломже, Реувен Грозовский из Каменца в предвоенной Польше и затем глава Бейт мидраш эльон (учебного заведения) в Монси около Нью-Йорка, и Йосеф Фарбер, глава Хейхал аТалмуд в Тель-Авиве.

4 Сына рава Натана Цви Финкеля, Алтера из ешивы Слободка, который многое унаследовал у своего великого отца.

5 Эти периодические пожары был частью жизни штетла (поселков) в Восточной Европе. Мир сгорал до основания также в 1878 и в 1892 году.

6 Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению. Рав Йерухам Левовиц и рав Натан Цви Финкель из Слободки были выдающимися машгиахами в ешивах Литвы.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.