Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Реувен Пятигорский рассказывает о жизни великого комментатора раби Авраама Ибн-Эзры

Раби Авраам Ибн-Эзра (о себе писал – Авраам бен Меир). Знаменитый толкователь Торы, признанный поэт, блестящий грамматик иврита, философ. Родился в Толедо в 1089 году; умер в 1167 года, - по различным мнениям похоронен или в Риме, или Кастилии, или Стране Израиля, куда всю жизнь стремился и которую, возможно, впервые посетил на пути из Каира в Багдад.

Ещё на родине, до начала своих великих странствий, прославился эрудицией и образованностью практически во всех сферах знания тогдашней эпохи. Кроме замечательных эрудических сборников, оставил после себя труды по астрономии и математике. Путешествуя из страны в страну, участвовал в дискусиях, писал статьи и книги. Вот только некоторые из стран, куда занесла его судьба: Южная Франция, Италия, Северная Африка, Египет, Ирак, Северная Франция (где его принимали два великих внука Раши – рабейну Там и Рашбам), Лондон. Как видим, Ибн-Эзра побывал во всех главных ценрах еврейской учености. И везде выступал не как ученик, а как признанный мудрец, щедро делящийся с другими своими обширными знаниями.

И все же главным делом его жизни следует признать комментарий на Хумаш (Пятикнижие). Откройте любой том «Микраот Гдолот» и там обязательно найдёте имя раби Авраама Ибн-Эзра. Он немногословен, но исключительно точен. Областью его интереса является «пшат», - самый простой уровень толкования, который даёт конкретное описание смысла Торы. Без «пшата» нельзя проникнуть в более глубокие пласты Писания.

Мы упомянули, что место смерти великого учёного неизвестно. Но откуда известен год его смерти? Об этом он сам написал перед кончиной, когда комментировал стих Торы (глава Лех-Леха, 12:4): «Аврааму было семьдесят пять лет при его выходе из Харана». Вот его слова: «Я – Авраам, и мне семьдесят пять лет. Я выхожу из Харана, из этой жизни, и ухожу в грядущий мир. Вся моя жизнь была годами бедности и скитаний. Шёл я тропами галута (еврейкого рассеяния) – и нигде не останавливался...»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»