Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отчего Тора начинается буквой бет? Чтобы человек не тешился иллюзией, что он знает алеф»Баал Шем Тов

Как Тора относится к корриде?

8 ноября 2016 года, темы: Культура, Развлечения, Испания, Жестокость, Рав Яков Шуб, Животные

Отложить Отложено

Недавно прочитал в новостях: «Конституционный суд Испании отменил запрет на проведение корриды в Каталонии. Об этом сообщает испанская газета El Mundo. По мнению судей, власти автономного сообщества не имели права запрещать корриду как таковую, так как она объявлена частью испанского культурного наследия. Местные власти могли лишь уточнять нюансы, связанные с правилами ее проведения, например, в части гуманного обращения с животными». Хотелось бы узнать, как Тора относится к корриде. И можно ли еврею посетить корриду для развлечения.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем попытаться ответить на него, давайте разберем некоторые моменты, связанные с отношением к животным по Торе.

Причинение страданий животным

В Торе (Шмот 24:5) предписано помочь разгрузить осла, который упал под своей ношей, даже если осел принадлежит недругу. Талмуд (трактат Бава Меция 31-32) говорит, что обязанность разгрузить осла выводят из запрета причинять страдания животным.

Кроме того, существует множество других стихов Торы, из которых следует, что причинять страдания животным запрещено, хотя об этом не сказано напрямую. Например, запрет пахать, когда в упряжку запряжены бык и осел вместе (Дварим 22:10), запрет завязывать рот быку во время молотьбы (Дварим 25:4), упрек ангела Биламу, трижды ударившему свою ослицу (Бемидбар 22:32) и др.

А вот из Галахи пример того, насколько значим запрет причинять страдания животным: если животное упало в яму с водой в субботу и не может выбраться, разрешено принести подушки или другие предметы и бросить их в воду, чтобы оно могло подняться на них. Подушки после этого станут непригодны к употреблению в субботу, поэтому бросать их в воду в этот день запрещено мудрецами. Но в данном случае это разрешено, поскольку иначе животное будет страдать. Поскольку запрет причинять страдания животным — из Торы, он «отодвигает» упомянутый запрет мудрецов (трактат Шабат 128; Шулхан Арух, Орах Хаим 305:19). Можно сравнить этот закон с другими. Например, когда делают обрезание в субботу и забыли нож, запрещено приносить его из другого дома, если для этого необходимо нарушить запрет мудрецов переносить предметы во владении, где нет эйрува (Шулхан Арух 331:6).

Убийство животного

Известный мудрец Торы и каббалист рабейну Хаим бен-Атар в своем основополагающем комментарии на Пятикнижие «Орах Хаим» пишет, что запрещено убивать любое животные без надобности. Все, что нам разрешено, — это ритуальный забой животного (шхита) для употребления мяса в пищу и т.п. (Ахарей Мот 17:11).

Более того, даже бык, забодавший человека, может быть убит только по решению суда, состоящего из двадцати трех судей.

Упоминание корриды в Талмуде

В трактате Авода Зара (18 б) мудрецы называют того, кто посещает «ицтадйон» и т.п. места массовых развлечений, «сидящим в собрании насмешников», как сказано: «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании насмешников не сидел». (Тэилим 1:1). Раши объясняет, что «ицтадйоном» (стадионом) называли место, где быка провоцируют атаковать человека (известно, что распространенным развлечением в Римской империи были бои гладиаторов с животными).

Более того, даже, если в результате такого поединка бык убивал человека, быка не забивали, поскольку смертной казни подлежит только тот бык, который забодал человека «по собственной инициативе», а не был спровоцирован на это (Бава Кама 39а).

И даже те мудрецы, которые разрешали посещать такие зрелища, разрешали это не ради развлечения: если вдруг среди гладиаторов окажется еврей, может быть, будет возможность выпросить ему помилование. Или, если еврей будет там убит, будет возможность засвидетельствовать его смерть, чтобы его жена не осталась соломенной вдовой.

Посещение корриды

Легендарный раввин последнего поколения рав Овадья Йосеф (Йехавэ даат 3:66) резко осуждает и запрещает посещение корриды. Он говорит, что, поскольку животное морят голодом перед поединком, чтобы оно было злее, а затем во время поединка дразнят и издеваются над ним, это прямое нарушение запрета причинять страдания животным. Поэтому тот, кто покупает билет и посещает корриду, является соучастником злодеяния.

Более того, продолжает рав Овадья Йосеф, всё жестокое и беспощадное действо корриды противоречит духу Торы.

Забота о животных

Этот закон, как и многие другие, выражает особое отношение Всевышнего к еврейскому народу. Всевышний хочет, чтобы качества, которыми должны обладать евреи — скромность, милосердие и добродетель, — проявлялись на практике в этом мире.

В качестве примера давайте приведем известную историю о Раби Йеуде а-Наси (Бава Меция 85а), которой был наказан ужасными страданиями только за то, что не проявил сострадания к теленку, приготовленному для жертвоприношения. Когда теленок спрятал голову в одеждах Раби Йеуды, как бы прося о милости, Раби Йеуда сказал: «Иди, для этого ты был создан».

Страдания Раби Йеуды а-Наси завершились только после того, как он пожалел крысят, которых служанка нашла в доме и хотела вымести на улицу. Раби Йеуда сказал: «Оставь их, ведь сказано (Тэилим 145:9): “Добр Господь ко всякому, и милосердие Его — на всех созданиях Его”».

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше