Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Шхита — кошерный убой скота

Шхита — определенный, разрешенный Торой, способ забоя кошерных скота или птицы, и только после шхиты животное будет разрешено в пищу еврею.

Оглавление

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть — сделать шхиту.

В Торе сказано: «… и будешь ты резать крупный и мелкий рогатый скот… только как едят оленя и дикого барана, так ешь его …» (Дварим, 12:21, 22). Из этих слов Торы понятно, что употребление в пищу мяса кашерных домашних и диких животных возможно только после шхиты. В главе Шмини (Ваикра 11:46) птицы приравнены к животным, а значит, есть кашерную птицу также можно только после шхиты. Так как про рыб в Торе написано «будешь их собирать», мы делаем вывод, что рыб можно есть сразу после улова без шхиты.

Нигде в Торе прямо не указаны правила, по которым нужно резать скот. Все эти законы были переданы Моше на горе Синай устно, а затем передавались из поколения в поколения от учителя к ученику. Они были записаны при составлении Мишны великим мудрецом раби Иеудой А-Наси во II веке, когда возникла угроза потери устной традиции, и более подробно объяснены в Талмуде. Без досконального знания этих законов человек не может быть шохетом (резником).

Одна из основных книг, в которой были упорядочены все законы шхиты — это книга «Симла хадаша», написанная равом Александром Сендером Шором в 1732 году. На протяжении последних трех столетий шохеты сдают специальный экзамен на доскональное знание этой книги. Только после этого они могут получить разрешение на выполнение шхиты.

В соответствии с еврейским законом во время шхиты у животных должны быть перерезаны трахея и пищевод со стороны шеи. При этом шохет не должен задеть позвоночник. У птиц достаточно перерезать один из этих органов, не важно какой. Правила проведения шхиты регламентируют каждый из моментов этого процесса. Еврейский закон установил, что шохет должен стараться полностью перерезать трахею и пищевод. Если он разрезал большую часть этих органов — шхита кашерна. Если при шхите был перерезана большая часть спинного мозга, то она считается некашерной. Установлены также пределы, внутри которых должен пройти нож шохета. Верхний из них — последнее кольцо трахеи, ближайшее к голове. Пищевод у животных должен быть перерезан в месте, параллельном этому кольцу. Нижняя граница разреза проходит параллельно верхней части легкого, при этом само легкое ни в коем случае не должно быть задето.

Нож для шхиты [↑]

При шхите используют ровный и острый нож. У него не должно быть зазубрин. Нож шохета должен не рвать органы, а плавно разрезать их. Остроту ножа проверяют очень серьезно и устраняют самые мелкие зазубрины, которые видны лишь при осматривании инструмента на ярком свету. Необходимо производить проверку гладкости режущей поверхности ножа ногтем и подушечками пальцев. Есть шохеты, которые умеют проверять нож языком.

Еще одно требование к инструменту шохета — острие ножа не должно быть острым как у кинжала.

Установлен и размер ножа. Его длина должна быть в два раза больше диаметра шеи животного, которое режут. Для шхиты крупного рогатого, мелкого рогатого скота и птиц используются ножи соответствующих размеров.

Основные законы шхиты [↑]

В Талмуде (Трактат Хулин, 9 лист) выделены пять основных законов, которые должен знать любой шохет:

Шеийя. Суть этого закона в том, что шхита не должна прерываться ни на мгновение. Если она была прервана, то мясо животного запрещено есть.

Драса. Шхита не производится с помощью нажима или удара. Шохет должен плавно вести нож вперед-назад, как будто пилит. Это обязывает использовать для шхиты нож определенного размера. Иначе, чтобы суметь разрезать, человек должен будет надавить. Нельзя укрепить нож и водить горло животного по нему сверху, поскольку за счет своего веса оно может надавить на нож. Также не режут животное, которое стоит, так как оно может наклонить голову и надавить на нож.

Халада. Шхита не производится ножом, который накрыт чем-нибудь. Например, нельзя воткнуть нож в горло и резать внутри. Если животное ранено и забинтовано, то нельзя просунуть нож под повязку и резать.

Аграма. При шхите нож не должен выйти за установленные границы.

Икур. Есть две формулировки этого закона. Одна принадлежит Раши, а вторая — Бааль алахот гдолот (Бааг). Раши пишет, что икур — это шхита, произведенная ножом с зазубринами. Бааг считает, что икур — это шхита, при которой верхняя часть трахеи или пищевода оторвались от места их прикрепления.

Есть еще дополнительный закон. Шохет после шхиты должен проверить:

1. Разрезал ли он большую часть трахеи и пищевода в соответствующих границах.

2. Не были ли они оторваны.

Если проверка не была сделана, то в первой ситуации мясо животного нельзя есть, а во второй — можно.

Все эти пять законов должны быть соблюдены на протяжении всей шхиты. Нарушение любого из них делает шхиту некашерной.

Шхиту может делать только человек хорошо знающий и соблюдающий законы Торы. Шохет должен иметь специальный диплом, подтверждающий, что он сдал экзамены по знанию законов шхиты и умению резать. По традиции женщины не делают шхиту.

Выводить материалы

Гуманен ли еврейский убой скота?

Рав Овадья Климовский

Оглушение током, по-моему, гораздо гуманнее…

О «зеленых» и их методах. Ноах

«Оцарот»

Человеку нужно выраженное прямым текстом повеление, особое разрешение, чтобы господствовать над животными: «И властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким зверем, рыщущим по земле».

Как насчет мяса из зубра в горшочке? А бифштекса из бизона или жирафа?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: разрешено ли есть мясо беловежского зубра? Каковы признаки кошерности животных? Обладает ли беловежский зубр признаками кошерности? Если наши предки не ели зубров, то и нам нельзя? В чем различие между видами хая и бээма?

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 141-150

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Аннулирование долгов в субботний год, взыскание долгов, дар коэну и многое другое