Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Аннулирование долгов в субботний год, взыскание долгов, дар коэну и многое другое

141-я заповедь — повеление аннулировать в субботний год все долги. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…С того, что следует тебе от твоего брата, сними свою руку» (Дварим 15:3). И повеление выполнять эту заповедь повторено в Торе еще раз — и Он сказал: «Отказ от долгов (шмита) заключается в том, чтобы каждый заимодавец простил и не взыскивал с ближнего своего» (там же 15:2).

И сказано в берайте (Гитин 36а): «В Писании говорится о двух “отказах” — отказе от купленного участка земли и отказе от денежного долга. И, согласно Торе, заповедь об отказе от долга выполняется только в период, когда выполняется заповедь об отказе от участка земли, — тогда, согласно Торе, она должна выполняться повсеместно (т.е. не только в Земле Израиля)».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Швиит.

142-я заповедь — повеление требовательно взыскивать долги с нееврея и оказывать на него давление, чтобы он вернул долг. Однако по отношению к еврею нам заповедано прощать долги и запрещено подгонять его с выплатой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «С чужеземца взыскивай, а с того, что следует тебе от брата твоего, сними свою руку» (Дварим 15:3).

И сказано в Сифри (Реэ): «С чужеземца взыскивай»— это заповедь «делай».

143-я заповедь — повеление передавать в дар коэну плечо, челюсти и желудок от каждого забитого нами кашерного животного. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А вот что должно быть положено коэну от народа: из забивающих быка или ягненка каждый должен отдавать коэну плечо, челюсти и желудок» (Дварим 18:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Хулин (130а). Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

144-я заповедь — повеление отделять начальную часть шерсти (решит агез) при стрижке скота и передавать в дар коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Начальную часть шерсти при стрижке твоего мелкого скота отдавай ему (коэну)» (Дварим 18:4).

Эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Хулин (135а).

145-я заповедь — повеление рассматривать дела, связанные с посвященным имуществом (харамим). И тот, кто посвятил что-либо из своего имущества, сказав: «Вот это посвящено», должен передать это в дар коэну. Однако, если он указал, что данное имущество посвящается Ашему, оно передается в собственность Храма. Но посвященное без указания Имени Ашема переходит к коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Все посвященное, что посвящает человек Ашему из какой-либо своей собственности: человека ли, скотину ли, или часть принадлежащего ему поля… всякое посвященное есть святое святых, оно принадлежит Ашему» (Ваикра 27:28). А в Его речении, да будет Он превознесен: «Как посвященное поле, коэну достанется оно во владение» (там же 27:21) содержится намек на то, что посвященное без указания Имени переходит к коэнам.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Арахин (28а) и в начале Недарим (гл.2).

146-я заповедь — повеление резать скот, животных и птиц особым способом, называемым шхита; и только после шхиты их мясо становится пригодным для еды. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Режь из крупного и из мелкого скота, который дал тебе Ашем, как Я тебе повелел, и ешь во вратах твоих…» (Дварим 12:21).

И сказано в Сифри (Реэ): «“Режь” — как режут жертвенных животных, так режь и скот для еды — делай шхиту; “как Я тебе повелел” — сказано так, чтобы научить нас, что Моше было заповедано, как следует перерезать дыхательное горло и пищевод: у птиц достаточно пересечь большую часть одного из них, а у скота — большую часть того и другого».

А законы и установления, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в посвященном ей трактате Хулин.

147-я заповедь — повеление покрывать кровь, вытекшую из птицы или дикого животного в момент шхиты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И всякий из сынов Израиля… кто, охотясь, поймает животное или птицу, которую можно есть, должен выпустить ее кровь и покрыть землею» (Ваикра 17:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 6-ой главе трактата Хулин.

148-я заповедь — повеление отсылать птицу-мать от гнезда (шилуах акен). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах… отослать должен ты мать, а птенцов можешь взять себе» (Дварим 22:6-7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в заключительной главе трактата Хулин.

149-я заповедь — повеление проверять скот и зверей по указанным Торой признакам: если они отрыгивают жвачку и их копыта раздвоены, значит они разрешены в пищу. И само повеление проверять животных на наличие этих признаков — заповедь «делай». И об этом Его речение: «Вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгивает жвачку, из скота — такое можете есть» (Ваикра 11:2-3).

И сказано в Сифре (Шмини): «“Такое можете есть” — такое животное вы можете есть, но нельзя вам есть нечистых (некашерных) животных». Имеется в виду, что, если можно есть только животных, у которых есть эти признаки, следовательно, тех животных, у которых нет этих признаков, есть запрещено. И этот запрет, вытекающий из заповеди «делай», — та же заповедь «делай», согласно действующему у нас принципу, как мы разъясняли (Д 38). И поэтому сказано (в Сифре) вслед за приведенным изречением: «Пока есть только заповедь “делай”. Откуда мы учим заповедь “не делай”? Из того, что Тора говорит: “Только таких не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены… и т.д.”» — и мы разъясним это, когда будем говорить о заповеди «не делай» (НД 72).

Итак, прояснилось, что Его речение «Такое можете есть» — заповедь «делай». И заповедь, как мы упомянули, заключается в том, что нам заповедано проверять на наличие этих признаков всех домашних и диких животных. И только при их наличии животное разрешено в пищу; само это установление — и есть заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот (6а-7а) и в трактате Хулин (59аб,63б).

Сто пятидесятая заповедь — повеление исследовать виды птиц по признакам пригодности в пищу, поскольку нам разрешены только несколько видов. Но сами признаки пригодности птиц не сообщены в Торе, а выявляются с помощью изучения: когда мы вдумываемся в особенности каждого из тех видов, о которых в Торе определенно сказано, что они запрещены, мы обнаруживаем признаки, которые объединяют их. Это и есть признаки нечистых (некашерных) птиц. И нам повелевается исследовать виды птиц, определяя, какой вид пригоден нам в пищу, а какой — нет; и это заповедь «делай».

И ясно сказано в Сифри: «Всякую чистую птицу ешьте» (Дварим 14:11) — это заповедь «делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Хулин (59а, 61-65а).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Противоречит ли алаха Танаху? Коэны и мертвые

Рав Мордехай Вейц

Каким образом Элиягу мог оживить сына хозяйки дома, в котором он остановился на ночлег?

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.