Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Десятина, первинки, седьмой год, пятидесятый год

131-я заповедь — повеление объявлять перед Ним, да будет Он превознесен, что мы отделили от урожая все установленные десятины и дары, — подтверждая этой словесной декларацией, что, перестав удерживать десятины у себя, мы уже освободились от своих обязательств. И это называется видуй маасэр (декларация о десятине). Это заповедано в Его речении, да будет Он превознесен: «Скажи перед Ашемом, своим Б-гом: “Убрал я посвященное из дома и уже отдал я это левиту, геру, сироте и вдове, полностью по Твоему повелению” (Дварим 26:13)».

А законы выполнения этой заповеди и то, как полностью освобождаются от обязанностей, связанных с десятинами от нового урожая, разъяснено в последней главе трактата Маасэр шени.

132-я заповедь — повеление рассказывать в час, когда мы приносим первые плоды (бикурим), о Его милосердии, да будет Он превознесен, проявленном к нам: о том, как Он спасал нашего праотца Яакова и как Он избавил нас от порабощения египтянами, изнурявшими нас. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И возьмет коэн корзину (с первыми плодами) из твоей руки, и поставит ее перед жертвенником Ашема, своего Б-га. А ты возгласи и скажи перед Ашемом, своим Б-гом: “Арамейцем-скитальцем был мой отец и спустился в Египет, и жил там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но творили нами египтяне зло и притесняли нас, и возлагали на нас тяжкую работу; и возопили мы к Ашему…” — и далее весь этот отрывок (Дварим 26:4-10)».

И эта заповедь называется микра бикурим (провозглашение при принесении первых плодов). Законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в трактате Бикурим и в 7-ой главе трактата Сота (32а); и женщины не обязаны ее выполнять.

133-я заповедь — повеление отделять определенную долю (халу) от теста и передавать ее в дар коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «От начатков вашего теста возносите кусочек теста (халу) в приношение» (Бемидбар 15:20).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хала и в трактате Орла (2:1). Выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля (однако, по постановлению мудрецов, отделять халу следует и вне Земли Израиля).

134-я заповедь — повеление отказаться от права собственности на все, что взрастит земля в субботнем году, и предоставить каждому возможность пользоваться всем урожаем наших полей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Шесть лет засевай свою землю и собирай ее плоды, но в седьмой — оставляй ее в покое, чтобы питались неимущие из твоего народа, а оставшееся после них съедали полевые звери; так же поступай со своим виноградником и со своей оливой» (Шмот 23:10-11).

И сказано в Мехильте: «Ведь виноградник и олива и так уже подразумеваются тут — зачем же говорить о них особо? Чтобы сопоставить все плоды земли с виноградом: как о винограднике особо сказано, что, кроме заповеди “делай”, по отношению к нему существует запрет “не делай”, так и по отношению ко всем остальным плодам — кроме заповеди “делай” существует запрет “не делай”.

Имеется в виду следующее. Ведь Его речение “Но в седьмой — оставляй ее (землю) в покое” подразумевает отказ в седьмой год от права собственности на весь урожай: на виноград, инжир, персики, гранаты, пшеницу, ячмень и прочее. Следовательно, заповедь “делай” — отказ от права на любые плоды. Но затем Писание приводит частный случай, говоря: “Так же поступай со своим виноградником и со своей оливой”. А ведь эти два вида уже имелись в виду, когда было сказано обо всем, что произрастает из земли. Однако особое повеление о винограднике и оливе дано потому, что только относительно винограда приведен в Писании запрет собирать урожай седьмого года, — и это Его речение: “А в седьмой год… винограда с охранявшихся своих лоз не снимай” (Ваикра 25:4-5). И вот, как отказ от права на виноградник — заповедь “делай”, а тот, кто уклоняется от ее выполнения, преступает также запрет “не делай”, так и отказ от права собственности на все, что произрастет из земли в седьмой год — заповедь “делай”, а уклоняющийся от ее выполнения преступает также запрет “не делай”. И на оливу, как и на виноградник, распространяется действие и заповеди “делай”, и заповеди “не делай”; и на другие плоды земли, так же, как на оливу.

Итак, прояснилось из всего сказанного, что отказ от права на плоды земли в седьмой год — заповедь “делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только по отношению к плодам Земли Израиля.

135-я заповедь — повеление прекратить обработку земли в седьмой год. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В пахоту и жатву отдыхай” (Шмот 34:21). И повеление об этом повторено несколько раз. Так Он сказал: “А в седьмой год — отдых, покой пусть будет для земли” (Ваикра 25:4). И мы уже упоминали прежде (Д 90) слова мудрецов, благословенна память о них, о том, что “отдых” — это заповедь “делай”.

И еще сказал Он, да будет Он превознесен: “(В седьмой год) земля должна покоится, отдыхать перед Ашемом”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

136-я заповедь — повеление освящать пятидесятый год, т.е. прекращать в этот год обработку земли так же, как на седьмой год. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И освятите пятидесятый год” (Ваикра 25:10). И в объяснение этому говорится (Сифра, Беар): “Как сказано о седьмом годе, так сказано и о йовеле (пятидесятом, юбилейном, годе)”. Другими словами, мудрецы сопоставляют эти годы по отношению к заповеди “делай”, так же, как само Писание сопоставляет их по отношению к заповеди “не делай”, как мы разъясним (НД 24). И законы, связанные с прекращением обработки земли и отказом от права собственности на весь урожай в йовель и субботний год, одинаковы. И Его речение “И освятите пятидесятый год” включает в себя оба этих действия (т.е., прекращение обработки земли и отказ от преимущественного права на урожай). В Писании разъясняется, что святость йовеля выражается в том, что плоды и урожай никому не принадлежат. И Он сказал (Ваикра 25:12): “Ибо это йовель — он будет для вас священным, с поля ешьте плоды его (т.е. то, что само произрастет на любом поле)”.

Законы йовеля выполняются только в Земле Израиля при условии, что каждое из колен Израиля расселено на своей территории, на своем наделе Земли Израиля, а не смешано с другими коленами.

137-я заповедь — повеление трубить в шофар (рог) в десятый день месяца тишрей того года (йовеля), чтобы провозгласить освобождение рабов по всей нашей земле. И в этот день — десятого тишрей — все рабы-евреи выдут на свободу без выкупа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления (Йом кипур) вострубите в шофар по всей земле вашей” (Ваикра 25:9). И Он сказал: “И объявите свободу на земле всем ее жителям” (там же 25:10).

И мудрецы уже разъяснили, что “в отношении трубления и благословений на трубление йовель подобен дням Рош ашана” (см. Рош ашана 26б). Законы, связанные с трублением в дни Рош ашана приведены в трактате Рош ашана.

И известно, что трубление в йовель совершается только для провозглашения свободы и является его составной частью, как следует из Его речения: “…Вострубите в шофар по всей своей земле… и объявите свободу на земле…”. И оно не призвано, подобно трублению в Рош ашана, быть “напоминанием перед Ашемом”, но служит только, чтобы объявить об освобождении рабов, как мы объяснили.

138-я заповедь — повеление, чтобы в тот год (год йовеля) все проданные участки земли были возвращены прежним владельцам; и покупатели возвращают поля без выкупа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И по всей стране вашего владения дайте свободу земле” (Ваикра 25:24). И разъяснено в Торе, что эта “свобода” будет дана земле в год йовеля, и Он говорит: “В йовель возвратитесь каждый во владение свое” (там же 25:13). И излагая законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, как должен поступить продавец, если он хочет выкупить землю у покупателя до наступления года йовеля. И также разъяснено, что этот закон относится лишь к участкам земли, расположенным вне стен города; и что на дворы и дома, построенные в деревнях, — поскольку они не обнесены городской стеной — распространяется тот же закон, что и на поля и сады. Это те самые “дома в селениях, не окруженных стеной”, о которых Писание говорит, что их “следует считать наравне с полем земли: их можно выкупать, а в йовель они возвращаются (к прежним владельцам)” (там же 25:31).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (29б). И эта заповедь выполняется только в Земле Израиля и в период, когда законы йовеля имеют силу.

139-я заповедь — повеление, чтобы в течение года после продажи можно было выкупить владение, проданное в городе, обнесенном стеной. А по истечении года, оно закрепляется за купившим и не возвращается в йовель к прежним владельцам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то выкуп его допускается до истечения года после продажи… Если же не будет он выкуплен… то останется навсегда у купившего его для его поколений и не отойдет в йовель” (Ваикра 25:29-30). Сам устав о выкупе домов в обнесенном стеной городе — и есть эта заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (31б). Заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Сто сороковая заповедь — повеление считать годы до йовеля, по семь лет, начиная с года, когда мы овладели Землей Израиля и укрепились на ней. Выполнение этой заповеди счета семилетий предоставляется суду мудрецов — Великому Санхедрину, и он отсчитывает пятьдесят лет, год за годом, подобно тому, как каждый из нас отсчитывает дни омера (Д 161). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И отсчитай себе семь субботних годов, семь раз по семь лет” (Ваикра 25:8).

И сказано в Сифре (Беар): “Может быть надо отсчитать только “семь субботних годов”, один за другим (не считая лет между ними) — и сделать йовель? Но ведь Тора говорит: “…Семь раз по семь лет”. Значит, если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали, как вести счет”.

Другими словами, невозможно постигнуть способ выполнения этой заповеди без учета каждого из двух выражений, употребленных в стихе. Итак, мы должны считать и каждый отдельный год, и вместе с тем субботние годы. И из того, что, по словам мудрецов, способ этого счета невозможно постичь без “одного из этих двух изречений” безусловно следует, что речь идет об одной заповеди. Ведь если бы счет лет и счет субботних годов были двумя различными заповедями, мудрецы не сказали бы “Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали…”, так как обычно из двух изречений учат две заповеди, каждую заповедь из особого изречения. И говорят: “Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали…” исключительно в том случае, если речь идет об одной заповеди, которая может быть полностью постигнута только с помощью двух дополняющих друг друга изречений.

Так Писание говорит о первенцах скота: “Каждый первенец, вышедший из утробы, принадлежит Мне” (Шмот 34:19). Из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех первенцах — и самцах, и самках. Но другой стих говорит: “Самцов от приплода скота, который будет у тебя, — Ашему” (там же 13:12)». Однако, из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех самцах — как первенцах, так и прочих. А из двух изречений вместе постигается содержание заповеди: имеется в виду, как разъяснено в Мехильте, только первенец-самец.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше