Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. От теста, приготовленного из одного из «пяти видов злаков», необходимо отделять халу. Перед тем, как отделить халу, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу»; после этого отделяют ке-заит теста и сжигают его в огне. И установился обычай сжигать халу в той печи, в которой выпекается хлеб.

2. От какого минимального количества теста необходимо отделять халу? От теста, приготовленного из кава с четвертью муки (кав с четвертью составляет 43 1/5 ке-бейца, объема яйца, и все меры приведены в конце книги. Без благословения же необходимо отделять халу, если тесто приготовлено из 1200 грамм (или больше) муки).

3. Когда на Песах пекут мацу, то, хотя каждая отдельная порция теста и меньше минимально необходимой для отделения халы, тем не менее, поскольку все куски теста кладут в один сосуд, этот сосуд объединяет их, и от них необходимо отделять халу1. И нужно следить, чтобы все мацот лежали в одном сосуде. И несмотря на то, что какая-нибудь маца только частично окажется внутри сосуда, а другая часть ее будет выступать за край сосуда — она все равно объединяется с остальными. Но, если одна целая маца, которая вся лежит сверху, на других мацот, а не внутри сосуда, она не объединяется с остальными2. И даже если закрыть весь сосуд тканью — это не поможет3. Но, если все мацот сложены в простыню и накрыты сверху тоже простыней, тогда простыня сама будет считаться сосудом, и мацот объединяются, несмотря на то, что средние мацот открыты; только следует проследить, чтобы ни одна целая маца не выступала за закрывающую простыню.

4. Закваску, которую отделяют от теста, чтобы заквасить ею другое тесто, следует брать до того, как от теста отделена хала; но закваску, которую отделяют, чтобы заквасить жидкость, которую называют «борщ», нужно брать после того, как отделена хала.

5. После Песаха, когда просят закваску у нееврея, чтобы заквасить ею тесто, нужно следить, чтобы отделенная хала была по размеру больше, чем взятая у нееврея закваска.

6. Если человек замешивает тесто, чтобы варить или жарить его, следует отделить от него халу без благословения; но если оно замешивается и для того, чтобы испечь часть его, даже если эта часть очень маленькая — следует отделить от него халу с благословением.

7. Если тесто замешано не на воде, а на яичном белке или на соке плодов, закон его непонятен сразу по нескольким причинам. Поэтому следует добавить в это тесто при его замешивании немного воды, молока, пчелиного меда, вина или оливкового масла, поскольку в этом случае от теста следует отделить халу с благословением.

8. Заповедь отделения халы лежит на женщине, хозяйке дома. Но если женщины нет дома и есть основания опасаться, что, пока она доберется домой, тесто испортится, тогда халу может отделить и служанка, и кто-нибудь другой.

9. Если человек забыл отделить халу в канун Шаббата: вне Земли Израиля* едят этот хлеб в Шаббат, оставляя кусок, от которого на исходе Шаббата отделяют халу; и этот кусок должен быть достаточного размера, чтобы отделить от него халу и еще осталось немного простого хлеба, поскольку необходимо, чтобы остаток от отделения халы был виден.

Если же канун Песаха выпал на Шаббат, и от того хлеба, который испекли в честь Шаббата, забыли отделить халу — в этом случае совершенно непонятно, как поступить; поэтому всякий должен следить сам и предостерегать других, чтобы в канун Шаббата непременно отделили халу.



1 И необходимо, чтобы мацот в этом сосуде касались одна другой. (А из слов «Шаар а-Цийун» можно понять, что, даже если они не касаются одна другой, следует отделить; но не сказано, следует ли в этом случае произносить благословение).

2 А по мнению МБ, хотя следует помещать все мацот в пространство, ограниченное стенками сосуда, тем не менее, если этого не сделано, все мацот объединяются и от всех следует отделить общую халу. (Нужно ли при этом произносить благословение — не объясняется). И очевидно, что если внутри сосуда уже лежит достаточно мацот, чтобы от них нужно было отделять халу, нужно взять эту халу именно из тех мацот, которые находятся внутри сосуда, а не из тех, которые находятся вне его.

3 А по мнению МБ, можно считать, что это помогает.

* А для отделения халы в Земле Израиля этим разрешением воспользоваться нельзя. Однако, если этот хлеб — его собственный, он может условиться об отделении халы в канун Шаббата и канун Йом-Това, и тогда сможет отделить халу в Шаббат и в Йом-Тов. В качестве условия он должен произнести в канун Шаббата и в канун Йом-Това: «То, что я отделю завтра, будет халой»; а назавтра, когда он будет отделять халу, пусть скажет еще раз: «Вот, это хала». Халой Земли Израиля называется хала от всякого теста, замешанного в Земле Израиля, даже если мука привезена из-за пределов Земли Израиля.


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше