Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Тора сама устанавливает различные категории запове­дей. Эта классификация никак не сказывается на испол­нении мицвот, а также на вознаграждении или наказании за них:

1. хуким — уставы (Шмот 27:21)

2. мишпатим — законы (Дварим 4:5)

3. эдот — свидетельства (Дварим 4:45)

4. мишмарот — соблюдения (Ваикра 8:35)64

5. торот — поучения (Шмот 16:28) Мидраш Сифра (Ваикра 18:4) предлагает следующие комментарии на них:

«И будете вы исполнять Мои законы» — это от­носится к заповедям, исполнение которых было бы продиктовано логикой, даже если бы Тора на них не указывала: например, к заповедям, ка­сающемся кражи, запрещенных сексуальных свя­зей, поклонения языческим богам, б-гохульства и убийства. «И соблюдайте Мои уставы» — это касается запретов есть свинину, носить одежды, состоящие из смеси льна и шерсти, закона о халице (левиратном браке), об очищении от проказы, о рыжей телице, чей пепел исполь­зовался для ритуального очищения, о козле, отпускаемом в пустыню (часть службы в Храме в Йом Кипур). Стих завершается словами: «Я Г-сподь, ваш Б-г», т.е. вы не вправе отменить эти законы.

Из комментария Сифры ясно, что, хотя заповеди могут называться по-разному, все они — как выведенные раци­ональным путем, так и прямо данные свыше — одинако­во обязательны, ибо имеют своей основой утверждение «Я Г-сподь, ваш Б-г».

Талмуд применяет различные системы классификаций, не исключающие одна другую. Вот некоторые разряды заповедей согласно Талмуду:

1. Заповеди асе («делай») — приказания.

2. Заповеди ло таасе («не делай») — запреты.

3. Заповеди бейн адам леМаком — они определяют отношения между человеком и Всевышним.

4. Заповеди бейн адам лехаверо — они определяют отношения между людьми.

5. Мицвот калот — заповеди, нарушение которых наказывается не строго.

6. Мицвот хамурот — заповеди, за нарушение кото­рых полагается более суровое наказание^.

7. Заповеди атлуйот баарец — они связаны с земле­делием; большинство из них действительно только в Израиле.

8. Заповеди шеэйнон тлуйот баарец — не связанные с земледелием заповеди, обязательные повсюду.

Еврейские мудрецы различных эпох делили заповеди по категориям. Все они согласны в том, что такое деление лишено алахической значимости.

Важно еще раз подчеркнуть, что алаха не делает раз­личий между ритуальными и гражданскими законами, поскольку и те, и другие основаны на Б-жественном Зако­не, открытом на Синае. Более того, объяснения, которые мы даем заповедям, не обязательно соответствуют их Б-жественной основе. Хотя в Талмуде употребляются разные термины для различных типов заповедей, система их интерпретации не зависит от того, обсуждается ли вопрос, поддающийся логическому объяснению (напри­мер, законы общества), или вопрос, логически не объяс­нимый (например, законы, касающиеся ритуальной чи­стоты). Алахические принципы (например, возможность осуществить сделку через посредника — Кидушин 416) одинаково применимы и к жертвоприношению, и к за­ключению брака. Подобным же образом ритуальные указания часто основаны на аналогии с гражданским законом, и наоборот (Гитан 476; Кетубот 496). Таким образом. Тора представляет собой единый организм, и, классифицируя ее указания, мы не должны отдавать предпочтение какой-либо из заповедей.

Впрочем, алахические авторитеты, исходя из практи­ческих соображений, делают различие между имущест­венными проблемами и ритуальными запретами.

В алахической литературе иногда употребляются такие термины:1. диним — обычно определяют юридические права. Эта категория фактически тождественна гражданскому праву, но частично в нее входит и семейное право. Под­разделяется на:

а. мамонот — вопросы, касающиеся коммерческих сделок и отношений (кроме проблем ущерба от право­нарушений, не связанных с договором или контрактом, например, побои или кража); б. кнасот — законы о взысканиях и штрафах. 2. малкот — законы о телесных наказаниях. Эта кате­гория не является синонимом уголовного права, поско­льку она включает в себя также наказания за ритуальные нарушения (Кетубот 456).

б. нефашот (или оншин, наказания) — касаются нака­зания смертью или высылкой (например, за непреднаме­ренное убийство); эта категория также включает в себя наказание за ритуальные преступления (Кидушин 636).

4. ишут — законы брака и развода.

5. экдеш — законы, относящиеся к предметам или деньгам, переданным Храму. В законах экдеш денежный и ритуальный аспекты неразделимы.

6. санхедрин — отправление правосудия. Судопроизводство, гражданское право, законы о не­движимости и другие термины современных правовых систем не имеют точных эквивалентов в терминологии Талмуда. Ритуальные и социальные законы связаны в алахе столь тесно, что трудно установить критерии, позволяющие провести аналогию между еврейским за­коном и светской юриспруденцией.

ПРИМЕЧАНИЯ

23. Ответственность за исполнение заповедей возлагается на мальчиков, начиная с тринадцати лет и одного дня, на девочек — с двенадцати лет и одного дня. Женщины освобождены от исполнения предписывающих заповедей, связанных с определенным временем суток или года, хотя есть и исключения (например, освящение Шабата и заповедь есть мацу в ночь Песаха). С другой стороны, заповеди «не делай» одинаково обязательны и для мужчин, и для женщин, за исключением трех (Кидушин 1:7). Маараль пишет, что женщины не обязаны соблюдать большинство позитивных мицвот, т.к. их природа позволяет им достичь того же духовного уровня без этих обязательств {Друш аль Амицвот).

30. Р.Саадья Гаон подразделяет мицвот на: а. сихлийот — рациональные законы, которые могут быть осмыслены через их результат: кража запрещена, потому что она подрывает экономические основы общества; б. шимийот — прямое выражение воли Всевышнего, не имеющее логического обоснования (Эмунот ведеот 3:1—3). Бахия бен Йосеф ибн Пакуда (конец 11 в.), соглашаясь с классификацией р.Саадьи Гаона, добавляет к ней: а. ховот аэварим — обязанности тела, как рациональные, так и ло­гически необъяснимые (например, запрещение смешивать мясо и молоко); б. ховот алевавот — обязанности сердца (Ховот Алевавот, введение).

Иеуда Алеви (1080-1145) установил совершенно иной, сравнительно с подразделением р.Саадьи Гаона, критерий классификации: а. сихлийот — рациональные законы, называемые также нафшийот — законы души. Они связаны с верой во Всевышнего, в Его справедливость и в наши обязательства перед Ним. б. минхагийот — или мединийот — законы, формирующие структуру общества.

в. шимийот (или элокишт) — Б-жественные законы, которые мы получили по традиции и у которых нет никакого рационального объяснения (Кузари, 2:48, 3:11, 4:13).

Авраам ибн Эзра (1093—1169) совершенно отошел от ранних классифи­каторов и делит мицвот на: а. икарим — основы, которые человек способен воспринять без Б-жественного Откровения; б. зихронот — заповеди, связанные с памятью о событиях еврейской истории; в. эмунат алев — заповеди, связанные с верой сердцем, апе — с верой, выраженной словом, и амаасе — с верой, выраженной делом. д. мицвот неэламот — скрытые заповеди (Есод Мора веесод Атора 5:7). Раавад применяет классификацию р.Саадьи, но пользуется другой терминологией:

а. мефурсамот — широко известные заповеди; б. мекубалот — традиционные мицвот, подразделяющиеся на: законы морали; законы домашней жизни; законы, регулирующие общество; общий религиозный закон (Эмуна Рама).

В своей книге Мишнэ Тора Рамбам предлагает следующие подразде­ления по прагматическим соображениям: а. мада — основные истины б. аава — повседневные религиозные законы в. эманим — освященные времена года г. нашим — законы брака д. кедуша — личное освящение путем воздержания от безнра­вственности и запрещенной пищи е. афлая — обеты и клятвы ж. зераим — сельскохозяйственные законы з. авода — служение Всевышнему жертвоприношениями и. корбанот — индивидуальные жертвоприношения к. таара — законы ритуальной чистоты л. незикин — правонарушения и ущербы, киньян — покупка и продажа и. мишпатим — судопроизводство о. шофтим — административное управление.

Р.Йосеф Альбо под влиянием своего учителя Хасдая Крескаса, ввел новые критерии:

а. дварим — общие религиозные истины б. хуким — законы, лежащие вне пределов нашего понимания в. мишпатим— социальная мораль. В мировоззренческом плане он делит эти законы на: а. адат атшит — естественное право б. адат анимусит — законы добродетели в. адат амоким — Б-жественный закон (Сефер Аикарим 1:7).

В 19 веке р.Шимшон Рафаэль Гирш представил новую систему, ис­пользующую терминологию Торы:

а. торот — инструкции или доктрины, т.е. общие идеи о Всевышнем, Вселенной, миссии человечества и миссии Израиля, Эти доктрины являются не просто вопросами веры, а принципами, которые должны быть приняты и реализованы в жизни. б. мишпатим — приговоры, т.е. законоположения, относящиеся к подобным и равным между собой творениям.

в. хуким — уставы, т.е. законоположения, касающиеся подчиненных творений. Эти законы обязывают нас в силу общего повиновения воле Всевышнего и имеют в виду достижение справедливости по отношению к земле, деревьям, животным и собственному телу и душе. г. мицвот — обязанности любить все живое без исключения, потому что так нам приказывает Всевышний. д. эдот — символические обязательства, подтверждающие назначение человека и Израиля.

е. авода — Б-гослужение, возвышение и освящение внутренних сил человека через слово и действие, которое проясняет нашу задачу и дает нам возможность исполнить нашу роль. См. Рамбан, Дварим 22:6.

См. д-р И.Герцог, Основные институции еврейского закона, т.1 (на англ. яз.).

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени