Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
В Талмуде указывается, что в этом мидраше р. Йеуда «запечатлел то, что перенял от р. Акивы»

Раби Йеуда бен Илай (в Мишне назван просто «раби Йеуда») — один из ближайших учеников р. Акивы.

Родился в городе Уше, в Нижней Галилее. Его первым наставником был отец, раби Илай, выдающийся знаток Торы, ученик р. Элиэзера бен Орканоса (см.).

Р. Йеуда продолжил образование в Лоде у р. Тарфона (см.), которому он прислуживал; р. Тарфон очень привязался к нему и называл его «сыном». Среди его учителей были также р. Элазар бен Азария (см.) и р. Ишмаэль бен Элиша (см.).

Но главным его наставником стал р. Акива, который обучал его путям толкования Торы. Подход р. Акивы отражен в алахическом мидраше Сифра (на книгу Ваикра), записанном со слов р. Йеуды. В Талмуде указывается, что в этом мидраше р. Йеуда «запечатлел то, что перенял от р. Акивы» (Раши на Санхедрин 86а).

Р. Йеуда был одним из пяти учеников р. Акивы, которые после гибели учителя получили смиху и звание «раби» от р. Йеуды бен Бавы (см.). Вместе с другими учениками р. Акивы он сыграл решающую роль в возрождении мира Торы после гонений императора Адриана — Талмуд говорит, что «они восстановили власть Торы» (Йевамот 62б). По инициативе р. Йеуды вновь воссозданный Санхедрин разместился в его родном городе Уше, ставшем центром изучения Торы.

Имя р. Йеуды упоминается в Мишне более 600 раз; его мнение приводится во всех, за исключением одного (Киним), трактатах Талмуда. И в тех случаях, когда его точка зрения не совпадает с мнениями его оппонентов, р. Меира (см.) или р. Шимона бар Йохая (см.), закон, как правило, устанавливался в соответствии с его точкой зрения (Эрувин 46б, Бейца 27а).

В Тосафот (см. Гитин 67а) объясняется, что, хотя «р. Меир, обладая более острым умом, немедленно подмечал все противоречия в позиции оппонента, р. Йеуда был более уравновешен и последнее слово оставалось за ним».

Талмуд называет р. Йеуду «благочестивым» (Бава кама 103б). Он был очень беден, но отказывался принимать пожертвования и не гнушался тяжелым трудом, чтобы заработать на пропитание. Вместе с тем, он полагал, что «основа жизни — изучение Торы, а ремесло — лишь средство для этого», и если «ремесло становится главным делом жизни, а изучение Торы — второстепенным, то ни Тора, ни ремесло не дадут благих результатов» (Брахот 35б).

В Талмуде рассказывается, что лицо р. Йеуды всегда светилось. Но особенно он преображался при приближении Субботы: «омывшись горячей водой, он облачался в белые покрывала, и восседал, подобный ангелу Б-га Воинств» (Шабат 25б).

Из всех своих соратников р. Йеуда был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем — они вместе изучали сокровенные разделы Торы.

Ближайшим учеником р. Йеуды был р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны.

Р. Йеуда похоронен у дороги к северу от деревни Эйн Зейтим в Верхней Галилее, поблизости от пещеры, в которой погребен его отец, р. Илай.

С разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.