Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Пятикнижие (Письменная Тора — Тора шебихтав) — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена?

Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Тора утверждает всеобщую и вечную истину: Б-г — един, человек не покинут в мире, у жизни есть и смысл, и цель. Тора свидетельствует, что человеку под силу его роль во Вселенной, ибо Всевышний наделил его свободой воли». Неудачи — не повод для отчаяния: Всевышний предоставляет человеку возможность раскаяться и начать сначала. Тора преподносит в дар человеку самый высокий призыв — «будьте святы», и учит его, что «любовь к ближнему» и есть путь к Всевышнему.

Тора указывает путь совершенствования личности, описывая дела и помыслы людей, начиная с Сотворения мира. Она рассказывает об испытаниях и страданиях, выпадающих человеку на пути к совершенству. Она руководит им и поддерживает его в движении к духовным высотам. Тора — это не история человечества в обычном смысле. Это скорее история нравственного очищения, анализ того, чем может быть человек.

В иудаизме Тора — Книга жизни, ибо она рассматривает все без исключения аспекты человеческого существования. А это значит, что она обращена к каждому человеку, независимо от его способностей, качеств или обстоятельств жизни. Каждый находит себя в ее сюжетах.

По мнению еврейских мудрецов, само существование Торы указывает на ее Б-жественное происхождение, так как она превосходит творческие возможности человека. Нечеткие и не определенные утверждения о том, что Б-г существует, что Он создал человека по Своему образу и подобию, что у человека есть душа, являются высочайшими духовными откровениями. Ни одна истина не повлияла так на историю и поведение человечества, как истина о единстве Б-га. Ни одно слово не выглядело во все времена столь новым и необходимым, как слово Торы. Ее откровения о свободе воли человека, о его потенциальной способности к освящению, о возможности раскаяния демонстрируют мудрость, не присущую смертному. Такие понятия, как Машиах, спасение, Шабат, пророчество, жизнь в будущем мире, раскаяние, слишком глубоки для того, чтобы быть плодами человеческой мысли. Ни одна книга так не любит и не уважает человека, как Тора, и не сострадает ему сильнее в час печали и горя. Тысячелетиями человек изучает ее и находит там руководство в любой области. Ничто и никогда не сможет заменить Тору.

Все это приводит к пониманию, что Тора могла быть дана только свыше. Ничто из созданного человеческим интеллектом по уровню даже не приближается к этой необыкновенной книге; вот почему невозможно представить себе, будто Тора сочинена человеком. Так что вопрос не в том, написана ли Тора Всевышним, а, скорее, способен ли человек написать Тору?

Тем не менее современный человек привык отрицать концепции Торы. Его интеллект отказывается принять систему ее рекомендаций, так как его психика, возможно, ощущает для себя угрозу в ее содержании. Ведь как только человек начинает понимать ее призыв, он должен либо изменить свою жизнь, либо признаться в собственной несостоятельности.

Тора учит человека «быть», а не «иметь». Она определяет свободу не как отсутствие ограничений, а как возможность жить в соответствии с правилами, данными свыше, и это, согласно Торе, и есть основа счастья. Такое понимание совершенно чуждо обществу, все ценности которого основаны на эгоизме, приобретательстве и честолюбии. Тора призывает человека: стань тем, кто ты есть. Такой подход резко отличается от принципов современной социальной системы, в которой человек есть то, чем он владеет^, в которой слова «неимущий» и «неудачник» — синонимы. Тора же видит достоинства лишь в том, кто стремится стать лучше. Она отвергает светский гуманизм — как тот, что понимает под счастьем сексуальную вседозволенность, так и тот, что воспевает власть и успех. Тора противостоит тем, кто поклоняется себе, а не Всевышнему.

Корни Торы лежат в мире, не известном обычному человеку — в мире духовном, а не материальном. Тора записана в доступной человеку форме, но сущность ее остается Б-жественной. Тора — это Откровение о том, как Небо влияет на землю, как всякий поступок и событие отражает в себе взаимодействие между духовным и материальным. Каждое ее предложение, слово и буква находятся в гармонии с высшей истиной. Неудивительно поэтому, что ее сюжеты и требования неожиданны для человека. Концепции Торы о добре и зле, истине и заблуждении, правосудии и несправедливости часто радикально отличаются от представлений современного человека. То, что принято считать высоким, с точки зрения Торы может оказаться низким, поскольку большинство людей пользуется земными критериями, тогда как Тора опирается на Б-жественные нормы. Шкала критериев Торы — много реальнее истины ощущений; это мера правды, которая позволяет человеку ощутить на земле ароматы Небес.

Согласно Каббале, Тора призвана восстановить Б-жественное Присутствие в материальном мире. Каждая исполненная заповедь влияет на состояние Вселенной и «приближает конечное исправление нарушенной связи между духовным и материальным мирами. Хотя Тора — книга из “библиотеки” высшего, святого мира, она написана языком, понятным человечеству. Для человека Тора ключ к тайне его назначения в мире. В ней человек находит все, что было, есть и будет. Не связанная временем и пространством. Тора дает возможность человеку войти в измерение, основанное на истине и мудрости. Ее гемы и указания имеют более глубокое значение, чем мы можем себе представить. Запрещение таких греховных действий, как прелюбодеяние или кража, в духовной плоскости столь же существенно, как в материальной. Все, что рассказывается об Аврааме, Ицхаке и Яакове, это не только сообщение об исторических событиях, но и отражение событий в высших мирах. А раз так, то человеку нужно руководство для понимания Торы. Даже если он способен самостоятельно понять сюжетную линию, то ведь в Торе содержатся еще и аллегорический, мистический и многие другие уровни. Почувствовать святость этой уникальной книги можно только поняв ее во всей полноте. Поэтому, чтобы дать человеку возможность воспринять такой объем. Всевышний даровал ему Устную Тору (Тора шебеальпе), состоящую из объяснений, правил написания и трактовки текста, формулирования логических заключений, с помощью которых тот может открыть для себя ее уровни и тайны.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.