Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).»Орхот цадиким. Щедрость
И был на всей земле один язык и слова одни

Самое главное в Торе — заповеди (мицвот). Как мы уже подчеркивали, Тора — это свод законов, на­значение которого — научить человека его роли на земле. В качестве такого свода или кодекса она требует от нас подчинения определенным предписаниям, которые каса­ются общественного устройства, служения Всевышнему, а также обязанностей человека по отношению к себе и другим людям. Одни заповеди кажутся нам логичными и объяснимыми, другие — вне сферы нашего понимания. Несмотря на это, человек обязан соблюдать все мицвот, ибо их исполнение — не что иное как претворение воли Всевышнего и ключ к созданию высшей гармонии на земле. Термин мицва часто применяют также в том случае, когда имеют в виду просто хорошее дело. Корень слова мицва — цав, что означает на иврите «приказ».

Существуют несколько подходов к классификации за­поведей. В конце главы приведены классификационные системы, разработанные некоторыми талмудистами. Но сначала рассмотрим наиболее известные способы систе­матизации заповедей.

Законы Ноаха

Тора не только обеспечивает народ Израиля за­конодательством, дающим возможность достичь вы­сокого морального уровня; она устанавливает также воспитательно-правовую систему для нееврейского ми­ра.

Согласно Торе, Адам и Хава были прародителями всего человечества. До строительства Вавилонской башни ^ не существовало деления человечества на народы или на евреев и неевреев. Только после рождения Авра­ама мы встречаем в Торе упоминание об иврим (евреях), от которых затем произошел народ Израиля.

Взгляд Торы на мир всеобъемлющ. Она содержит са­мую общую информацию, в том числе и общее для всего человечества законодательство. Эти законы называются семью законами сыновей Ноаха (шева мицвот бней Ноах), или законами Ноаха, хотя фактически они были даны Адаму, первому человеку. Выражение «сыновья Ноаха» прежде относилось ко всем людям, а впослед­ствии — ко всем неевреям, ибо все народы мира проис­ходят от трех сыновей Ноаха, которые вместе с отцом пережили потоп. Заповеди Ноаха представляют собой обязательный минимум моральных требований, испол­нение которых Тора предписывает всему человечеству, В Талмуде они перечислены в таком порядке:

1. учредить судебно-правовую систему, основанную на законах Ноаха^;

2. не б-гохульствовать;

3. не поклоняться идолам (запрет распространяется только на создание идолов, но не на их изучение. Христианство не признано монотеистической рели­гией);

4. не убивать;

5. не красть (под кражей понимаются также обман в

бизнесе и военная аннексия территорий);

6. не прелюбодействовать (имеются ввиду сексуальные отношения с матерью, с женой отца, с замужней женщиной или с единоутробной сестрой. Запрещены также гомосексуализм и скотоложество. См. Санхедрин 55);

7. не есть мясо, отрезанное от живого животного. (Пред­полагается, что этот запрет вошел в силу лишь после потопа, поскольку до потопа всем людям было за­прещено есть мясо (Раши, Берешит 9:3). Вопрос о том, может ли нееврей есть мясо животного, умер­шего своей смертью, до сих пор считается спорным. См. Тора Шлема, Берешит 9:13). Другие законы — например, запреты: на употребление в пищу крови живого животного, кастрацию животных, колдовство (Дворам 18:10-11)^ прививку дерева одного вида к другому^, а также обязанности: давать милосты­ню, производить потомство и чтить Тору^ — классифи­цируются как подпункты этих семи.

Подобным же образом запрещение красть включает в себя запреты на похищение украдкой (Ваикра 19:11) или силой (Ваикра 19:13), беззаконное перемещение межи в поле (Дварим 19:14), обман (Ваикра 19:13), клятвенное отрицание долга (Ваикра 19:11) и посягательство на то, что принадлежит другому (Шмот 20:17; Дварим 5:18).

В общей сложности из всех указанных в Торе заповедей в состав законов Ноаха входят 66: Гражданское право 19 Б-гохульство 8 Идолопоклонство 10 Убийство 1 Кража, грабеж 16 Прелюбодеяние 10 Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного 2 .

Отсюда совершенно очевидно, что расхожее утверждение, будто евреи обязаны исполнять 613 заповедей, тогда как неевреи — всего семь, мягко говоря, не совсем точно.

Скорее всего, изначальное законодательство Ноаха было исчерпывающим, но многое из него, по-видимому, с течением времени было утеряно. Сефер Ахинух (при­писывается р.Аарону Алеви 13 в., Барселона) полагает, что его можно было бы восстановить, применяя те же принципы толкования, которые использовались в рас­крытии Устной Торы.

Раши отмечает, что потомки Ноаха — Шем и Эвер — основали академию, в которой обучали законам Ноаха. Рамбам добавляет, что на Моше была возложена об­язанность учить человечество этим законам. Тем не менее еврейские мудрецы не занимались их расшифров­кой, поскольку нееврейский мир их отверг. Однако муд­рецы времен Вавилонского Талмуда отмечали, что их нееврейские соседи, по крайней мере, «не пишут брачного договора для гомосексуалиста, не торгуют на базаре человечиной и проявляют уважение к Торе» (Хулин 926).

В Талмуде преобладает мнение, что только семь запо­ведей (с включением указанных выше 66) обязательны для всего человечества; другие законы, названные в Берешит (например, обрезание г или запрещение упот­реблять в пищу седалищный нерв), относятся только к евреям, несмотря на то, что они были даны до полу­чения Торы. На этом основании установлено следующее правило:

Всякий закон, заповеданный потомкам Ноаха и повторенный на Синае, обязателен для всех — как для евреев, так и для неевреев. Что касается за­конов, сказанных на Синае впервые, то они пред­писаны только евреям, но не сыновьям Ноаха.

(Санхедрин 59а)

Хотя Авраам, Ицхак и Яаков лично получили не­которые заповеди, не обязательные для всего челове­чества, они считаются сыновьями Ноаха, т.е. Тора не была открыта во время их жизни. Рамбам (Илхот мелахам 10:8—10) отмечает, что, за исключением со­блюдения Шабата и изучения Торы, неевреи могут добровольно принять на себя исполнение всех законов, содержащихся в Торе. Недаром, как мы уже говорили, Тора была записана на всех семидесяти языках по при­казу свыше.

Законы Ноаха известны от начала Творения, поэтому понятно, что все правовые системы, включая кодекс за­конов Хаммурапи (в опровержение научной гипотезы, будто он предшествовал еврейскому праву), подверга­лись их влиянию. Они легли в основу современного международного и естественного права. Голландский юрист Гуго де Грут (Гроций), основоположник междуна­родного права, часто цитирует эти законы как источник «общего права всех народов».

Джон Селден (1584—1654), английский юрист, основы­вает свою концепцию международного права на еврей­ском законе и законах Ноаха. Его трактат «De jure naturali et gentium juxta disciplinam Ebraeorum» (1640) насыщен примерами применения еврейского закона в жизни народов мира. Селден ссылается на законы Ноаха как на «естественное право». (Отметим при этом мнение Талмуда (Йома 676), что пять из семи законов были бы действительны для людей, т.е. естественны для них, даже если бы Всевышний не открыл их.) Во введении к своему трактату Селден пишет: «Сегодня слово “есте­ственный” в юрисдикции означает то, что — по мнению, верованиям и традиции евреев, а также по мнению ав­торитетных ученых — принято как общее для всех, как мировой закон, как закон для всех стран и времен… с самого Сотворения, как то, что было установлено для всего человечества Творцом всего сущего, одновременно раскрыто им, сообщено и предписано. Это то, что евреи называют “заповеди” или “законы сыновей Ноаха”.

Покойный д-р И.Герцог, главный раввин Израиля, пи­сал: “Чтобы показать, как далеко идет Селден, приведу мнение, высказанное им во вступительных главах, о том, что Пифагор, очень возможно, был знаком с про­рочествами Иехезкеля, из чего логически следует, что греческая юриспруденция многим обязана еврейскому праву” (“Джон Селден и еврейский закон”. Иудаизм: право и этика). Со времен Селдена законы Ноаха стали общим элементом во всех юридических системах.

Законы Ноаха обязательны и для евреев, поскольку “ничто из запрещенного нееврею не разрешено Израилю” (Санхедрин 59а). Однако степень обязательности иногда различна, и грешники-неевреи подчас наказываются бо­лее строго (Санхедрин 576), т.к. им дано меньше запо­ведей.

Рамбам утверждает, что неевреи обязаны соблюдать законы Ноаха исключительно на том основании, что они предписаны свыше и даны через Моше: “Если кто-то исполняет их, опираясь только на логику, его нельзя считать отщепенцем, но он не считается также ни пра­ведным, ни мудрым человеком” (Мишнэ Тора, Илхот Мелахим 8:11).

Иерусалимский Талмуд (Авода Зара 2:1) приводит разные мнения относительно того, являются ли законы Ноаха вечным кодексом для нееврейского мира или это кодекс временный, действующий до тех пор, пока все человечество не примет Тору.

Поскольку нееврею, соблюдающему законы Ноаха, обеспечено место в будущем мире (Санхедрин 105а), евреи никогда не считали нужным обращать неевреев в свою веру для достижения ими вечной жизни, в отличие от христианства, которое видит в своем пути единствен­ную возможность спасения для человека.

с разрешения издательства Швут Ами


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"