Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Глава из книги "Бесконечная цепь".

И обратился Всевышний к Моше: "Так скажи сынам Израиля: вы видели, что с небес говорил Я с вами".
(Шмот 20:19) Наше знание о Б-ге базируется не на вере, которая допускает элемент сомнения. Оно прочно опирается на свидетельства ваших чувств, на то, что вы видели своими глазами, на то, что вы лично испытали... Две основополагающие истины, на которых строится иудаизм, — Исход из Египта и получение Торы на Синае — надежно подкреплены очевидностью ваших чувств. Эти события увидели, услышали, ощутили и пережили одновременно сотни тысяч людей, так что всякая возможность искажения указанных фактов исключена. Соответственно, в такой же степени несомненны обе эти истины. Они — вне области чистой веры или умствования, они — полностью в сфере того, что мы знаем безусловно. (Р.Шимшон Рафаэль Гирш, Комментарии к Пятикнижию)


Поскольку Всевышний хотел, чтобы никогда не возникло сомнений в том, при каких обстоятельствах была дана
Тора, Он возвел целый народ в статус пророков, чтобы они могли свидетельствовать, что Моше был доверенным лицом Всевышнего при даровании им Торы.
(Мальбим, Комментарии на Шмот 19:9).


Как известно, христианская и мусульманская традиции тоже основаны на признании ими Б-жественного откровения. Но их откровения были обращены к отдельным личностям, так что их достоверность в наших глазах зависит от того, насколько эти личности заслуживают доверия. Тора, в отличие от этого, утверждает, что целый народ — народ Израиля — стоял у подножия горы Синай и свидетельствовал проявление Б-жественного Присутствия. Действительно, Б-жественное Откровение на горе Синай — это основная аксиома, на которую опирается иудаизм. Весь народ выразил желание безоговорочно принять слово Всевышнего, что и определило его историческую роль избранного народа (ам сегула). Тора свидетельствует, что Б-жественное Откровение было столь ошеломляющим, что люди испугались за свою жизнь и попросили; "Говори ты (Моше) с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем" (Шмот 20:16).


Для народа, только что освобожденного из египетского рабства, для нации, находящейся на первой ступени формирования, услышать речь Всевышнего без посредника было впечатлением устрашающим. И все же прямой контакт со Всевышним, по мнению Гирша и Мальбима, был необходим, так как народ должен был воспринять Тору как слово Б-га. И только после этого начинается роль Моше — роль верного передатчика Торы.
В отличие от остальных евреев, Моше получил всю Тору на Синае. Каждая деталь, объяснение и традиция открывались ему в течение сорока дней, которые он провел на горе, пока Всевышний диктовал ему текст Письменной Торы. Уникальное пророчество Моше описано мудрецами как абсолютно четкое, ничем не затуманенное видение. Комментаторы объясняют, что в то время как другие пророки видели и слышали Всевышнего в снах и видениях, Моше, разговаривая со Всевышним, полностью владел своими физическими и умственными силами.


Р.Леви бар Хама сказал от имени р.Шимона бей Лакиша: "Каков смысл стиха "...и Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и заповеди, которые Я написал, чтобы их учить" (Шмот 24:12). "Каменные скрижали" означают Десять Заповедей; "Тора" подразумевает Пятикнижие, "заповеди" — это Мишна, "которые Я написал" — относится к книгам Пророков и Писаниям; "чтобы их учить" — указывает на Талмуд. Отсюда следует, что Моше все это получил на Синае".

Когда Всевышний открылся на Синае для того, чтобы дать Тору Израилю, Он учил Моше стихам (объяснениям и выводам) из Мишны, Талмуда и Агады, на что указывает стих "И говорил Б-г все эти слова..." (Шмот 20:1). Даже вопросы, которые ученик задаст учителю, открыл тогда Всевышний Моше. (Шмот Раба 47:1)


Как понимать приводимые Талмудом высказывания мудрецов о полученном Моше Откровении? Что же — последующие провидения пророков и вдохновение псалмопевцев были не более чем парафразом однажды уже сказанного? А тысячи страниц талмудических споров — разноголосым воспроизведением того, чему Б-г учил Моше? В Тиферет Исраэль Маараль (р.Иеуда Лейво бей
Бецалель, 1525-1609) объясняет это так: Б-г дал Моше
всю Тору — от Хумаша до детальных рассуждений Талмуда, но многие ее аспекты не предназначались для
немедленной передачи народу. Каждое поколение получало возможность постичь что-то заново, а значит —укрепить личную связь с Торой. Передай Моше еще ее произнесенные предсказания пророков и изречения мудрецов, и такая уникальная связь между еврейским народом и его учением стала бы невозможной. Мальбим (р.Меир Лейбуш бен Иехиэль Михель, 1809-1879) и Сфат Эмет (р.Иеуда Арье Лейб Алтер, 1847-1905) в своих комментариях на Тору добавляют, что, хотя информация, которую предстояло получить последующим поколениям, существовала уже на Синае, средства ее выражения устанавливались позже. То, что Всевышний открывал пророкам в видениях, было лишь повторением того, что уже сообщалось Моше. Моше ее передал эти уроки полностью. Следовательно, когда пророки, псалмопевцы и мудрецы писали свои труды или записывали свои прозрения, они высказывали не известные людям мысли.


Талмуд (Гитин 60а) содержит различные мнения о том, как Моше записал Тору. Р.Йоханан полагает, что отдельные книги Торы записаны Моше в разное время, а Рейш Лакиш считает, что Тора записана сразу и целиком. “Моше собственноручно написал тринадцать свитков Торы: по одному для каждого колена и один — для храма, в Ковчеге Завета, в Святая Святых. Кроме того, когда евреи вошли в Эрец-Исраэль, они записали Тору на камнях (Дварим 27:8). Мишна (Сота 7:5) говорит, что Тора была написана на семидесяти языках для того, чтобы ее узнали все народы. Также существуют разные мнения по поводу того, что именно было написано на камнях" — вся Тора целиком, 613 заповедей, Декалог или семь заповедей Ноаха. Другой спор, приводимый Талмудом (Бава Батра 15а), касается авторства последних восьми стихов в книге Дварим, говорящих о смерти Моше: по мнению одной школы, эти предложения написал Иеошуа, т.к. "мог ли Моше написать слова: "Моше умер здесь"?". Другая школа утверждает, что "до этого места Всевышний диктовал, а Моше повторял и записывал. С этого места Всевышний диктовал, и Моше писал со слезами". Но все единодушны во мнении, что написанные слова продиктованы Всевышним.


Наши мудрецы учат: "Ибо слово Г-спода он презрел" (Бемидбар 15:31) сказано о том, кто утверждает, что Тора — не Б-жественного происхождения. И даже если человек говорит, что вся Тора дана свыше за исключением одного определенного стиха, который (так он утверждает) добавил сам Моше, — он и есть тот, "кто презрел слово Г-спода". И даже если он говорит, что вся Тора с Небес, кроме одного какого-то умозаключения в ней, то и в этом случае он причислен к разряду "презревших слово Г-сподне".

Кесэф Мишнэ (комментарий на Рамбама, Мишнэ То¬ра, Илхот Тшува 3:8) отмечает, что в этом отношении нет различия между Письменной Торой и Устной Торой. Отрицающий Б-жественное происхождение любой из них называется "презревшим слово Г-спода".
Тора, которую нам передал Моше, — полностью Б-жественного происхождения, он целиком получил ее от Всевышнего способом, который условно называется речью... Моше был как бы писцом. И нет разницы между словами: "И сыны Хама: Куш и Мицраим..." (Берешит 10:6) и словами "Я Г-сподь — Б-г твой..." (Шмот 20:2) или "Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един" (Дварим 6:4). Все они — Б-жественного происхождения.
(Рамбам, Комментарии к Мишне, введение к десятой главе трактата Санхедрин, восьмой принцип).


В книге Зоар (111:52а) спрашивается: если Тора продиктована Всевышним и передает мысли, идеи и сообщения высшего порядка, то почему составной частью ее содержания являются примеры людских нелепостей?
Если простое участие в заурядной беседе, не говоря уж — увековечение ее, считается недостойным земного царя, то мыслимо ли, чтобы у Царя Царей, Святого, Благословен Он, не хватило святых сюжетов для заполнения Торы, и чтобы Он должен был избирать темой такие земные рассказы, как история Ишмаэля и Агари (Берешит 16), беседы между Лаваном и Яаковом (Берешит 31), диалог между Биламом и его ослицей (Бемидбар 22) или истории Балака (Бемидбар 22) и Зимри (Бемидбар 25). Почему мы провозглашаем: "Тора - Господа совершенна..., свидетельство Г-спода верно... Повеления Г-спода справедливы... Вожделенней золота они"?
(Теплим 19:8-11).
Исторические сюжеты Танаха указывают путь, позволяющий человеку участвовать в жизни общества, не Теряя при этом своей уникальной роли в мире — роли создания, которому открылся Творец. Мудрецы говорят:  
"Поступки отцов — пример для детей", а это значит: то, как наши праотцы разрешали проблемы, неизбежные для материальных существ, стремящихся к духовности, и есть путь, помогающий человеку достичь цели, для которой он создан. Танах описывает житейские истории не для того, чтобы внушить нам чувство гордости за достоинства наших предков. Эти истории говорят нам: то, что происходило в жизни библейских персонажей Танаха, вполне может случиться и с нами, хотя и в другой форме. Наши праотцы смогли выдержать испытания потому что жили в соответствии с законами, указанными Всевышним. Случаи же неудач приведены для того, чтобы показать: поражения обусловлены отступлением от этих законов. И если человек изучает поступки своих праотцев и избегает их ошибок, он может преуспеть в своих духовных устремлениях.
Сюжеты Танаха не что иное как жизненные примеры постоянной борьбы между душой и телом, между материальными желаниями человека и его духовной сущностью. Эта борьба — проявление принципиальной двойственности Творения. Ибо как иначе может душа, существующая в мире истинном, продолжить существование, когда ее заточают в сосуд, с высшим миром не связанный?


Тора как закон, исходящий от мира истины, но изложенный в доступной человеку форме, указывает нам способы, которые Б-г дал нам для преодоления двойственности мира. Человек может быть Эсавом или Яаковом, Ишмаэлем или Ицхаком. Он сам решает: позволить своей душе расцвести вопреки гнетущему окружению либо покорно подчиниться материальным страстям. Жизнь патриархов доказывает человеку, что возможно заполнить разрыв между Небом и Землей. Человек, обладающий таким Б-жьим даром, как свобода воли, волен выбирать и избежать падения, не стать Ишмаэлем или Эсавом, ибо они потерпели поражение не потому, что столкнулись с невыполнимой задачей, а потому, что оставили путь Всевышнего ради удовольствий.


Если Тора продиктована Всевышним и отражает мысли и сообщения высшего порядка, и если сюжеты Торы служат примером того, как происходит борьба между плотью и духом, то закономерен следующий вопрос: может ли человек существовать без нее? Может ли он и без Торы, благодаря своим способностям и дарованиям, достичь тех уровней правдивости и чистоты, для которых он был создан? Возможен и альтернативный вопрос: достоин ли человек Б-жественного Откровения? Способен ли человек, постоянно демонстрирующий свое неумение жить в гармонии даже с естественным миром, подняться до более высокого уровня? Достигает ли Б-жественное Откровение цели? Приносит ли оно какую-нибудь пользу людям, употребляющим его щедрые дары для того, чтобы изобретать все более эффективные средства самоистребления?


Разум и логика — вот те идолы, которым поклонялись поколения философов и ученых. Тем не менее они не утоляют всей жажды знаний, потому что не могут от¬ветить на многие "вечные" вопросы. Сам факт, что у человека возникают проблемы, разрешения которых он не находит, указывает на то, что должна существовать истина, лежащая за пределами человеческого постижения. И в то же время способность человека понять, что такие вопросы должны быть заданы, делает его безусловно достойным правды, открывающейся ему через Тору - Талмуд (Шабат 886) говорит, что, когда Моше поднялся наверх, ангелы спросили Всевышнего: "Ты выбрал этого человека, чтобы подарить ему сокровище, которое скрывал от 974 поколений перед Творением? Кто такой человек, что Ты помнишь его?..." (Теилим 8:5). Всевышний велел Моше: "Отвечай на вопрос" (т.е. докажи, что человек достоин получения Торы). Моше ответил: Господин Вселенной! В Торе говорится: "Я Г-сподь, твой Б-г, Который вывел тебя из земли Египетской..." (Шмот 20:2). Разве были вы (обратился Моше к ангелам) в Египте? Разве были вы порабощены фараоном? Почему вы должны владеть Торой? Тора говорит: "И не будет у вас других богов, кроме Меня" (Шмот 20:3). Разве вам приходится жить среди народов, занимающихся идолопоклонством?"


Маараль, много размышлявший над этой проблемой, объясняет, что восприятие человеком реальности, как и осмысление ее через это восприятие, часто оказывается ошибочным, ибо базируется на индивидуальных ощущениях, пристрастиях и искажениях. Подлинная правда, как показано в Торе, существует в измерении, не знающем влияния личностной ограниченности. Всевышний открыл Тору человеку, чтобы дать ему возможность постичь мир таким, каков он в действительности.


Таким образом, Откровение, данное Б-гом человеку, — одновременно и предельное благоволение к нему, и предельное испытание для него. С одной стороны, это знак, что Всевышний ждет от человека осуществления его назначения. С другой стороны, раз человек обрел знание Торы, он не может более оправдывать свои не¬удачи неведением. Тора — это проводник, которого Б-г дал человеку, и с этим проводником человек может идти так далеко, как только может. И человеку предоставлено право решать — использовать ли его в своей жизни?

С разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.