Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

С какого возраста человек считается грешным?

Темы: Возраст, Бар мицва, Ответственность, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом. Скажите, пожалуйста, когда человек считается грешным, я имею в виду — с какого возраста? С уважением, П.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый П.!

На первый взгляд, ответ прост: как только человек начинает понимать, что он делает, он становится ответственным за свои поступки — перед Небесами и перед людьми. В определенном смысле так это и есть. Об этом писал рабби Нафтали-Цви-Йеуда Берлин из Воложина в комментариях к Торе. Как я понял из его комментария, даже поступки маленького ребенка, если он понимает, что делает, уже как-то формируют его отношения с Всевышним.

Однако можно поставить вопрос более конкретно — с какого возраста человек подлежит наказанию?

Ответ: наказаниям земного суда человек подлежит с тринадцати лет, а Небесного суда — с двадцати.

И хотя большинство комментаторов считают обе цифры полученными по Традиции от Моше (то есть считают, что они указаны в законах, которые не изложены ясно в Торе, а получены Моше в устном виде на горе Синай и имеют статус законов Торы, т.н. алаха лэ-Моше ми-Синай), в Письменной и Устной Торе содержится ряд намеков на них. Самое известное упоминание об этих возрастных рубежах мы находим в трактате Авот (5:21): «…В тринадцать лет к заповедям, в пятнадцать — к изучению Талмуда, в восемнадцать — под хупу (свадебный балдахин), а в двадцать стремиться». О последнем слове мы поговорим ниже.

Основной «намек» на тринадцатилетие как возраст взросления комментаторы Мишны находят в стихе Торы в главе Ваишлах (Берейшит 34:25) «И было, на третий день… взяли два сына Яакова: Шимон и Леви, братья Дины, каждый муж — свой меч…». Речь идет о том, как братья отправлялись на войну с жителями Шхема, с молчаливого согласия которых была похищена и обесчещена дочь Яакова. (Подробнее об этом их поступке см. здесь.) В этом стихе Тора называет обоих подростков словом «муж», подразумевая, что они были уже совершеннолетними. А если посчитать, сколько времени прошло с рождения младшего из них, Леви, получится 13. Ведь он родился в конце девятого года пребывания Яакова у Лавана (это видно из текста Торы, если учесть, что Лея вынашивала каждого из сыновей по полгода, а первые семь лет Яаков не был женат). Таким образом, остается 11 лет из 20-ти, которые он провел в доме тестя. В дороге Яаков провел два года, на что есть «намек» в Писании (Берейшит 33:17). Там упомянуто, что Яаков делал «шалаши» — летнее пристанище — дважды, поскольку это слово употреблено во множественном числе (а лето длится полгода). Следовательно, между «шалашами» зима — полгода, и в дороге шесть месяцев. Из этого расчета следует, что в 13 лет человек называется «мужем».

Некоторые комментаторы говорят, что в этом возрасте юноша способен обзавестись семьей, что делает его взрослым человеком. Это упоминается в трактате Сангедрин (68 б). Так или иначе, мы видим, что с тринадцати лет ребенок перестает быть ребенком и становится в глазах Закона взрослым человеком, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями[1].

Теперь по поводу двадцатилетия: к чему должен стремиться (лирдоф) человек? Есть несколько объяснений:

1. Завершив изучение основных разделов Торы — Писания, Мишны и Талмуда, следует начать повторять их, стремясь сохранить в памяти, иначе выученное забудется.

2. Примерно в этом возрасте приходится начинать думать о пропитании для молодой семьи.

3. Лирдоф означает «преследовать» — и здесь это значит, что с двадцатилетнего возраста человека начинают преследовать с Небес, если он согрешил, а до этого возраста Небесный суд не наказывает человека. Это следует из того, что сказано о наказании поколения пустыни: «Не увидят люди, вышедшие из Египта, от двадцатилетнего возраста и выше, землю, о которой клялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову, за то, что не исполнили воли Моей» (Бемидбар 32:11).

С уважением, Овадья Климовский


[1] В Законе указано еще одно условие того, чтобы юноша мог выполнять заповеди Торы, связанные с общиной, например, прочесть для всех отрывок Захор в субботу перед Пуримом, — для этого нужны определенные гормональные изменения. Мы решили не углубляться в эту тему, которая не относится напрямую к вопросу.

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре