Темы: Возраст, Рав Реувен Куклин, Ноах, Потоп, Долголетие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Я слышал, что после Потопа жизнь человека ограничена 120 годами, но бывают ли исключения из этого правила? Например, некий А. Рыбалка в своей книге «Путеводитель по миру каббалы» упоминает некую советскую марку, выпущенную в честь 148-летия жителя Кавказа...
Александр, Москва
Уважаемый Александр!
В Торе сказано (Бэрейшит 6, 1-3): «И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них, И увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жён, каких выбирали. И сказал Г-сподь: да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет». Из слов «пусть будут дни его сто двадцать лет» следует, на первый взгляд, что жизнь человека будет ограничена ста двадцатью годами. Также мы видим, что Моше-рабейну, самый совершенный из людей, о котором Всевышний сказал (Шмот 23, 26): «…число дней твоих сделаю полным», прожил 120 лет (Дварим 34, 7). На этом источнике основан обычай желать ближним долголетия: «До ста двадцати».
Следует понять, как же тогда возможно существование долгожителей — тех, кто преодолел этот возрастной рубеж, как, например, тот 148-летний житель Кавказа, о котором Вы упомянули, и других. Более того, и в самой Торе говорится о людях, которые прожили — уже после Потопа — более 120 лет.
Можно было бы сказать: в Торе речь идёт о большинстве людей, но, конечно, не исключается возможность того, что некоторые люди проживут дольше 120 лет.
Однако Ибн-Эзра указывает на проблематичность такого понимания. Он пишет: «Шем жил шестьсот лет, и все поколения после него жили очень долго, до поколения Пелега». Поэтому Ибн-Эзра утверждает, что этот стих следует понимать в соответствии с переводом Онкелоса: Всевышний говорит, что даёт людям этого поколения отсрочку в 120 лет; если они за это время не раскаются, Он наведёт на них потоп.
Так же переведён этот стих и в Таргуме Йонатана, так его объясняет и Раши. И, действительно, я не нашёл, чтобы кто-то из наших мудрецов учил из этого стиха, что срок жизни людей после Потопа будет ограничен. Поэтому, вполне вероятно, что подобное понимание является ошибочным.
Тогда выходит, что и пожелание «до ста двадцати» является ошибочным.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Бэрейшит с комментариями
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Знания накапливаются в каждом поколении, обеспечивая непрерывный прогресс. А мудрость, наоборот, приходит к нам из прошлого...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Лейб-Нахман Злотник
До каких пор родители обязаны поддерживать своего ребенка согласно Традиции?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?