Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Если честно, то обычай отмечать юбилейные даты, связанные с числом прожитых лет, носит нееврейский характер и заимствован у других народов. Даты своих рождений мы помним, ибо с ними связано выполнение многих заповедей, но не отмечаем их специально. Иногда важна даже не дата, а точная минута рождения. Известно, например, что мальчик должен быть обрезан на восьмой день; поэтому если роды происходили на смене дня и вечера, то нужно точно знать, когда он родился, — ведь еврейские сутки наступают с появлением на небе первых звезд. То же самое бар-мицва. Когда молодому еврею исполняется тринадцать лет, он становится полноправным членом общины и обязан исполнять все заповеди без исключения. Кстати, бар-мицва всегда отмечается в торжественной обстановке. Ибо это — праздник появления нового взрослого еврея, вошедшего в союз Авраама. Девочка становится полноправной еврейкой в двенадцать лет.

И все же нам говорят: ах, какого чудесного дня вы себя лишаете — веселье в доме, гости, подарки. Все верно, но скучать по праздникам может только тот, у кого их считанное число в году. А у евреев Торы праздник — каждую неделю! Это суббота. От частого повторения она не теряет своей исключительности. Ее ждут, к ней готовятся, — как другие народы готовятся к своим четырем-пяти праздникам в году. Но кроме субботы, у евреев есть и отдельные праздники: Песах, Шавуот и пр. Главная их особенность — все они связаны не с прославлением человека, а целиком посвящены Торе. Ибо делать культа нельзя даже из собственной персоны.

Правда, детям лет до десяти все же устраивают дни рождения. Почему не добавить им еще радости, даже если вся их жизнь — сплошной праздник и веселье!

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.