«Однажды пожилая американская еврейка поехала в Индию в поисках знаменитого гуру, — рассказывается в одной американской шутке. — После долгого путешествия она оказалась в Гималайских горах в толпе почитателей знаменитости. Сотни людей стояли в очереди для получения благословения гуру. Когда она подошла к нему, то умудрилась сказать нечто, что потрясло его, изменив всю его жизнь. Что же сказала пожилая еврейка прославленному гуру?
— Сынок, возвращайся домой!»
Я думал, что такое бывает только в анекдотах? Однако недавно я узнал об одной истории, которая получила широкую огласку в Израиле. Некоторое время назад один молодой израильтянин по имени Хаим оказался в Индии. В этом событии самом по себе нет ничего необычного. После службы в армии многие израильтяне уезжают путешествовать в Индию, Таиланд, Южную Америку и другие экзотические страны. Хаим ничего не знал о своем еврействе и в Индии он увлекся буддизмом. Однажды Хаим оказался на экзамене посвящения в тибетские монахи и предстал перед знаменитым Далай — ламой. Он великолепно отвечал на все вопросы Нобелевского лауреата, демонстрируя полную лояльность Будде.
Тогда Далай-лама задал ему неожиданный вопрос: «Вы еврей?» «Да, я приехал сюда из Израиля», — признался Хаим. «Тогда возвращайтесь домой! — воскликнул Далай-лама. — Вам не следует изменять традициям отцов. Вот вам адрес иешивы в Иерусалиме, поезжайте туда и изучайте древнюю мудрость вашего народа».
Хаим поехал в Иерусалим и преуспел в изучении Торы. Через некоторое время его нашел еврей, который предложил ему познакомиться с девушкой. Подобно Хаиму, эта девушка уехала в Индию и увлеклась там буддизмом, после чего вернулась в Израиль и стала изучать Тору. Они встретились и обручились. Тогда девушка открыла Хаиму еще один секрет. Она тоже предстала однажды перед Далай-ламой, который спросил, еврейка ли она. И получив утвердительный ответ, рекомендовал ей вернуться домой, изучать Тору и найти Хаима! Думаю, что их свадьба была праздником чуда возвращения домой, возвращения к своим корням, к самим себе, праздником, который непосредственно относится и к каждому из нас. Ведь о каждом сказано в Торе: «И возвратит Всевышний изгнанников… из всех народов, среди которых рассеял тебя Всевышний. Даже если один из твоих изгнанников будет на краю неба, то и оттуда соберет тебя Всевышний, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Всевышний в землю, которой овладели твои отцы» (Дварим 28:3—5).
Каждый еврей рождается с чистой и святой душой праведника. Но когда его обижают, то и он учится обижать, когда ему делают больно, и он учится наносить боль другим. Он теряет врожденную мягкость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире, а душа его покрывается жесткой скорлупой. Однако под этой скорлупой, как под панцирем, скрывается чистая и безгрешная душа, о существовании которой, возможно, забыл даже сам человек.
Именно потому в Рош-Хашана, слушая звуки шофара (напоминающие плач новорожденного и его мольбу о жизни), еврей прислушивается и к внутреннему голосу своей души, который призывает его к праведной жизни. Напоминающие плач звуки шофара называются ломаными, на иврите — «шварим». Они символизируют испытания и страдания человека, которые ломают скорлупу надменности и гордыни, покрывающую его душу. Слушая ломаные звуки шофара, человек и должен сломать скорлупу, под которой скрывается его душа. Этот процесс освобождения от скорлупы и проявления своего настоящего «Я» продолжается «десять дней возвращения». В Йом Кипур, подобно первосвященнику, входящему в Святая Святых Храма, еврей проникает в Святая Святых своей души, открывая в себе непорочную праведную душу. Не случайно по окончанию Йом Кипура дуют в шофар. Это напоминает о заповеди пятидесятого года йовеля (отсюда русское слово «юбилей»). «Протруби звуком шофара в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур протрубите в шофар во всей вашей земле. Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле для всех ее жителей. Это будет год “возвращения домой”, и таковым это будет для вас; и вернетесь каждый к своему владению, и каждый вернется к своей семье» (Вайикра 25:9—10).
Каждый юбилейный пятидесятый год все долги прощались, и все рабы возвращались домой на свои, проданные ранее, земли. Точно так же и сегодня каждый еврей может праздновать раскрепощение души, вырвавшейся из-под сковывающего ее панциря. И сегодня каждый еврей может вернуться к своему народу, к своей Торе, к самому себе. Эта свобода возвращения домой и отмечается звуком шофара на исходе Йом Кипура. «Ле Шана хаБаа Иерушалаим!» — «На следующий год — в Иерусалиме!». В этот момент евреи в синагоге начинают петь, предвкушая возвращение домой.
Лишь теперь мы понимаем смысл праздника Суккот, когда еврей с радостью берет символизирующий чистое сердце этрог (цитрус) и заходит в шалаш, который и символизирует возвращение домой!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»