Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве»Пиркей Авот 6, 9
По материалам газеты «Исток»

Так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа.

В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр. Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность.

Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»

Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.

Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.