Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Кто упомянет в этот день свои заслуги перед Творцом, тому вспомнят его прегрешения! Почему?

Рош аШана — это, как мы знаем, Судный День, что известно из первой Мишны трактата Рош аШана., в которой сказано, что в этот день все проходят перед Творцом, как стадо скота во время пересчёта, т. е., по одному, и вместе с тем Творец окидывает всех единым взглядом (18а). Отсюда следует, что у суда есть два аспекта — частный и общий, т. е. Творец взвешивает поступки и состояние каждого по отдельности и всех в целом. И, понятно, суть этого Дня должна найти своё отражение в молитвах. Но, на удивление, мы не находим ни одной просьбы о нас самих в частности и о народе и мире в целом! И это требует объяснения — как могли мудрецы, которые составили молитвы, пропустить и не отразить самую суть этого страшного Дня?! Более того, видно из книги Зоhар, гл. Ноах, что даже не стоит просить за себя, а тот, кто в этот день упомянет свои заслуги перед Творцом, тому вспомнят его прегрешения! Также, по мнению Аризаля, даже нельзя просить за себя перед Творцом в этот день! Всё это требует объяснения.

Обратимся к дополнительной молитве Мусаф, которая, как известно, отражает суть каждого праздника.

Мусаф Рош аШана состоит из трёх частей — Царства, Воспоминания и Шофары.

Рош аШана 34б. Учили мудрецы: сказал Творец: «Скажите передо Мной в Рош аШана Царствования, Воспоминания и Шофары. Царствования — для того, чтобы Меня сделали Царём, Воспоминания — чтобы предо Мной восстали воспоминания о вас к лучшему, а с помощью чего — с помощью шофара». «Сказать Царствования» — имеется в виду процитировать стихи из Танаха, в которых упоминается Царство Всевышнего. Воспоминания — т. е., стихи из Священного Писания, свидетельствующие о союзах, заключённых Всевышним с нами. Шофарот — те фразы, в которых упоминается Трубный Глас.

Эта Гемара и стала источником построения молитвы. И все три части её надо говорить с соответствующим намерением (каваной). Царства — с мыслью, что, произнося эти слова, мы выбираем Всевышнего Царём над нами. Воспоминания — мы восстанавливаем Союз со Всевышним, где мы представляем вторую сторону. И, наконец, шофары — как сказали мудрецы: «с помощью чего — с помощью шофара», т. е. коронование, возведение Царя на престол сопровождается звуками шофара.

И здесь опять возникают вопросы — неужели от того, что мы произнесём в молитве эти слова, Он, Всевышний, да благословится Его Имя, станет Царём над этим миром? Неужели Он и без этого не Царь? И без того, что мы произнесёт Воспоминания, Он не вспомнит союзы, заключённые с миром и людьми? И неужели есть необходимость в трублении и, уж тем более, в воспоминании о нём?

Всевышний сотворил мир ради Собственной Славы (Масэхет Авот 6,11). Имеется в виду проявление Его царской власти. Он, конечно же, всемогущий, и Его власть безгранична. Но нет никакого смысла создавать мир, подвластный Творцу, в котором отсутствует свобода выбора, ведь и без этого Он был Царём над всем. Творя мир, Всевышний желал создать людей, обладающих свободой выбора, т. е. людей, которые могут выбрать Его Царём над собой или нет. И, если они выбирают, тогда Он действительно становится Царём в этом мире. Не может быть Царя без народа! Если мы провозглашаем Творца Царём над нами, то мы становимся Его народом! Иными словами, Он предоставил возможность выбрать Его!

Понятно, что Творец ничего не забывает. Но, когда мы вспоминаем Союзы, заключённые Творцом, мы предстаём пред Ним, как те, кто хранит его! Таким образом, мы приходим перед Творцом на суд для того, чтобы провозгласить его Царём над нами, и тем самым мы показываем свою нужность в этом мире.

И всё это скрепляет Трубный Глас — Шофар. Он сопровождает всю молитву, и также для него выделена отдельная часть в Мусафе. В чём же смысл?

Всевышний сотворил человека, вдохнув в него жизненный дух. Мудрецы объяснили, что Всевышний именно так создал человека, чтобы показать, что в человека была вложена Б-жественная сущность. Когда человек трубит в шофар, он тоже как бы отдаёт что-то от себя. При творении человека Всевышний, как мы уже упомянули, хотел, чтобы человек провозгласил Его Царём, т. е. это «вдыхание» должно было привести к Царствованию. Так же и при трублении: человек, вдыхая в шофар воздух, подразумевает, что выходящий звук провозгласит Творца Царём.

Таким образом, трубление в шофар содержит намёк на три аспекта Творения — начало, конечная цель и средство.

Творение было начато с «вдыхания» в человека живого духа, вследствие чего он стал живой душой, т. е. тем, кто может и должен провозгласить Творца Царём в этом мире. Получается, начало — это вдох, что и было творением человека, конечная цель — это Царство Творца, а средство — это сотворённый человек. И в трублении в шофар также присутствуют те же три аспекта — «вдыхание», трубный глас, выходящий из него, и сам шофар.

В заключение можно сказать, что, видимо, это то, что требуется от нас в этот День — мы должны предстать перед Творцом мира как его народ, который помнит свой завет и который провозглашает Его Царём! Мы должны уподобиться шофару в руках мастера; задача инструмента заключается лишь в том, чтобы не мешать мастеру делать своё дело. И понятно, что для того, чтобы вышел хороший звук, шофар должен быть хорошим. Так и наша жизнь, — мы готовим себя, учась, работая над собой, совершая добрые дела, к тому, чтобы тот дух жизни, который вдохнул в нас Всевышний, в конце концов дал нужный результат. А именно — посредством нас будет провозглашено Царство Творца в этом мире!

Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.