Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Трапеза, Рош Ашана, Еврейские праздники, Реувен Пятигорский, Обычаи
В этом году праздник еврейского Нового года, Рош-Ашана, наступает вечером в пятницу 18 сентября. Праздничными являются оба первых дня месяца тишрей, поэтому праздник кончится с появлением на небе первых звезд вечером 20 сентября. Все это время нельзя делать никакой работы, кроме приготовления пищи непосредственно для нужд праздника. Но все, что можно сделать заранее, делается до зажигания праздничных свечей.
К столу принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты, яблоки, — чтобы год был «сладким», а также голову рыбы, произнося при этом «чтобы мы были в голове, а не в хвосте». Горькие и соленые блюда убирают подальше. Надо сделать все, чтобы Рош-Ашана стала добрым знаком на весь год. Поэтому в эти дни стараются избегать гнева и строгого отношения к людям. Впрочем, это правило хорошо для всех дней года.
Утром в синагоге трубят в шофар. Звук шофара напоминает нам о пророчестве, в котором сказано: «И настанет день — затрубит великий шофар, и придут потерянные (евреи из других стран)… И падут ниц перед Всевышним на святой горе (в обновленном Иерусалиме)» (Йешая 23). Все евреи должны выполнить заповедь «слушать голос шофара на Рош-Ашана».
В оба дня Рош-Ашана принято не спать с восхода солнца до полудня. Потому что, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «вместе с человеком в Рощ-Ашана спит его счастье». Строго говоря, нет разницы между тем, кто бездельничает, и тем, кто спит. (Кто бездельничает в праздник? Тот, кто не учится, не молится и не сидит за праздничным столом.)
В Рош-Ашана едят, пьют и веселятся. В этот день запрещено поститься, даже если на то есть причина. И хотя это день Суда, когда Всевышний судит весь мир и когда все люди проходят перед Ним со всеми своими делами и помыслами — «как стадо перед пастухом», — тем не менее надо выполнять заповедь «быть радостным во время праздника». Про праздник Рош-Ашана сказано в Книге пророка Нехемьи: «Идите, ешьте мясное и пейте сладкое (вино). Тому, у кого нет ничего, тоже пошлите. Не огорчайтесь, ибо в радости (перед) Всевышним — ваша сила».
Все же не стоит злоупотреблять радостями стола, чтобы не забыть о страхе перед Создателем, Который именно в этот час судит нас. Так написано в Шульхан-Арухе.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?