Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Спросили ученики у раби Нехонии: чем продлил ты дни свои? Ответил им: никогда в жизни я не возвышался засчёт унижения другого»В. Талмуд, Мегила 28а
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.

Когда-то в связи с постом 9 ава, когда мы оплакиваем гибель Первого и Второго Храма, мы говорили о причинах разрушения Первого Храма и приводили слова, записанные в «Пиркей авот» («Поучениях отцов») от имени Шимона-праведника: «На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении и на добрых делах» (1:2).

Анализируя эти слова, Маараль из Праги объясняет, что три перечисленные в них вещи охватывают весь спектр духовной деятельности человека, все те задачи, ради которых ему дана жизнь: «служение» подразумевает выполнение заповедей, определяющих обязанности человека по отношению к Б-гу, в «добрых делах» человек реализует отношение к другому человеку, а слово «Тора», по-русски – Учение, указывает на обязанности человека по отношению к самому себе, работу над собой, ибо человек, изучающий Тору, духовно растет. На этих трех направлениях лежит путь человека к совершенству.

Своей духовной деятельностью человек поддерживает существование мира, от человека зависит устойчивость трех его основ. А движение в обратном направлении разрушает основы мира.

Среди неправильных действий человека три находятся под самым строгим запретом Торы, за них полагается смерть по приговору суда или карет (духовная смерть) – самые строгие наказания. Нарушения этих запретов человек обязан избежать даже ценой жизни. Что это за грехи? Идолопоклонство, убийство, разврат.

Маараль из Праги соотносит три эти греха с тремя основами, на которых стоит мир: служению противолежит идолопоклонство – самое тяжкое преступление человека против Б-га, измена Б-гу; добрым делам противолежит убийство (в терминах Торы – пролитие крови) – самое тяжкое преступление против человека, лишение человека самого дорогого, что у него есть, – жизни; Торе, которая поднимает человека над материальным миром, в духовные сферы, противолежит разврат (вступление в запрещенные Торой половые связи) – самое тяжкое преступление человека против самого себя, погружающее его в наиболее приземленное, сугубо материальное, почти животное состояние (в подтверждение последнего Маараль приводит в качестве примера жертву ячменем, которую во времена Храма должна была приносить сота – женщина, подозреваемая в измене мужу; ячмень – пища для скота, в отличие от пшеницы, пищи для человека).

В главе, которую мы сегодня рассматриваем, Тора много говорит об отношениях между полами. Она со всей ясностью указывает нам, что наше поведение в этой сфере не должно быть произвольным, «непосредственным». В последнем разделе главы «Ахарей мот» сказано: «И соблюдайте Мои законы и Мои правопорядки, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими. Я Г-сподь» (18:5). А затем следуют семнадцать стихов, перечисляющих запрещенные Б-гом половые связи. Завершается глава словами: «…не оскверните себя ими. Я Г-сподь, ваш Б-г» (18:30).

Как известно, осквернить можно лишь то, что свято. Неправильные отношения между мужчиной и женщиной оскверняют их именно потому, что в своей сущности, в своем правильном проявлении, отношения эти святы. Люди же именно эту область отношений особенно склонны упрощать, сводя ее к наслаждению или, что еще хуже, наверно, – к товару, смотрят на них, как ребенок на бутерброд с вареньем. Мать мажет варенье на хлеб, чтобы ребенок съел хлеб и насытился. А ребенок слизывает варенье и не трогает хлеб, оставаясь голодным. Заметим, кстати, что в наше время отношения между полами вообще упростились до предела. К удовлетворению потребности в пище наши современники относятся куда с большей серьезностью.

Человек – со всеми его физическими органами и инстинктами – творение Б-га. И у всех его, человека, физических органов и инстинктов есть свое назначение. Всевышний наделил сексуальное влечение и потребность в продлении рода совершенно исключительной силой – чтобы эта сила побуждала нас реализовать задачи, ради которых нам даны эти потребности. А каковы эти задачи? Их две. Мощная тяга сексуального влечения дана нам не только для физического, но и для душевного и духовного сближения мужчины и женщины, для слияния их в одно целое. Это первая задача. А вторая – деторождение со всеми его радостями и тяготами.

В Гемаре, в трактате «Шабат», 152а, рав Каанэ размышляет о том, что происходит с человеком, когда он приближается к концу жизни, к физической смерти. Он говорит о старости, упадке сил, спаде потенции, утрате вкуса к еде и т.п. И в связи с этим – о силах жизни, комментируя стих из псалма, воспевающего мощь Творца: «Ибо сказал Он – и явилось, повелел – и предстало!» (Теилим, 33:9). Рав Каанэ объясняет: «…сказал Он – и явилось» – это женщина, «повелел – и предстало» – это дети.

Как видите, наши мудрецы высказывались весьма лаконично, почти конспективно. А значат слова рава Каанэ, что сила инстинктов пола – влечение к женщине и тяга к потомству – у человека не случайна, столь могучими, столь прекрасными в наших глазах женщину и детей сделала воля всемогущего Творца. Ведь если взглянуть «объективно», ничего особенно привлекательного нет ни в близости с женщиной, ни в беременности и деторождении, ни в заботах о детях.

Как мы знаем, создавая животных, Всевышний сразу создал их парами – самца и самку, а создавая человека, поступил по-другому: создал Адама, а потом из части его тела создал женщину. В комментарии на книгу «Берешит», где, как мы знаем, об этом говорится, Рамбан спрашивает, почему Всевышний так поступил. И отвечает на этот вопрос: чтобы женщина была частью мужчины (как сказано в Торе, кость от кости и плоть от плоти – Берешит, 2:23) и чтобы эта спаянность между мужчиной и женщиной передавалась от первого человека и его жены всем последующим поколениям: «Потому оставит человек своего отца и свою мать, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (там же, 2:24). Другими словами, действием, которым Всевышний создал мужчину и женщину, Он создал предпосылку душевной близости, заложил в человеке естественную склонность к созданию семьи, чего у животных нет .

Сила полового инстинкта такова, что стимулировать его «для забавы» небезопасно. Поэтому Тора ограничивает общение между мужчинами и женщинами, не связанными родственными узами, предписывает и женщинам, и мужчинам скромность и сдержанность в поведении, одежде и разговоре.

Духовный рост человека в большой степени зависит от его владения своими страстями и от умения отдаляться от того, что Тора называет развратом.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.