Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки

Глава «Кдошим» содержит пятьдесят одну заповедь и начинается предписанием: «Будьте святы, ибо свят Я, Г-сподь, ваш Б-г». Содержащиеся в главе заповеди охватывают как обязанности человека перед Б-гом (запреты — поклоняться идолам, носить одежду из смеси шерсти и льна, есть плоды с дерева в течение первых трех лет его жизни, гадать и заниматься магией, предписания — соблюдать субботу и т.д.), так и обязанности человека перед человеком («бейн адам ле-хаверо» на иврите). Человек обязан почитать родителей, оставлять несжатым край поля и не подбирать колосьев, упавших на землю во время жатвы (ради бедняков), не красть и не лгать, не злословить и не сплетничать, не мстить и не питать ненависти, быть честным в мере, весе и емкости, судить о поступках другого человека, ища им позитивное, а не негативное объяснение, любить ближнего, как самого себя, отдавать плату наемному работнику до наступления ночи, помочь другому в опасной ситуации, если это в наших силах, уважительно относиться к старым людям. В главе это сформулировано так: «Перед сединой встань», и именно эту фразу вы увидите на табличках у передних сидений во всех израильских автобусах…

ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ТОРЕ ЗА ВРЕМЯ, ПОКА СТОИШЬ НА ОДНОЙ НОГЕ?

Вспомним широко известный эпизод из Талмуда о нееврее, который явился к Шамаю, одному из величайших мудре­цов того времени, и заявил: «Я хочу знать, что представляет собой ваша вера. Расскажи мне о Торе, пока я стою на одной ноге». Шамай оттолкнул посе­тителя строительной рейкой и прогнал его (строительной рейкой, что значило — прежде чем построить здание, дела­ют замеры и чертят план. А ты хочешь, чтобы огромное здание Учения было возведено, пока ты стоишь на одной ноге?!). Тогда этот человек отправился к Гилелю, другому мудрецу, равному Шамаю в мудрости, и задал тот же во­прос. Гилель ответил: «Не делай друго­му того, чего бы ты не хотел, чтобы сде­лали тебе. Остальное — детали. А те­перь иди и учись».

Так мудрец Гилель сформулировал основу Торы. Сказанное им действи­тельно покрывает собой все заповеди из области «бейн адам ле-хаверо» (меж­ду человеком и человеком). Никому ведь не хочется, чтобы его ударили, обокрали, обидели словом, обманули в цене, оставили без помощи в трудный момент, сочли виноватым в том, в чем он не виноват, и так далее.

Это понят­но.Непонятно другое: почему эта фор­мулировка ничего не говорит об отно­шениях между человеком и Творцом? Они ведь не менее важны, чем отношения между людьми! Не говоря уже о том, что заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Творцу, даже количественно больше. Как слова Гилеля соотносятся с этой стороной наших обязанностей? Дело в том, что слова мудреца помога­ют человеку встать на путь служения Б-гу. Тот, кто способен избавиться от собственного эгоцентризма и начать думать не только о себе, но и о благе других, сможет впоследствии подчи­нить свои желания и посвятить их Творцу. Ведь всем нам мешает ровно одно и то же — нежелание лишиться собственных удобств, неготовность отказаться от собственных желаний.

Вы скажете, что, судя по тому, что нам случается, увы, наблюдать в жизни, это не совсем так. Люди, которые иногда, не дай Б-г, могут и обмануть в цене, и сказать неправду или проявить нечут­кость, вполне справляются с надевани­ем тфилин и соблюдением субботы. По­лучается, что недостаточно хорошее от­ношение к другим людям не лишает их способности служить Творцу. И наобо­рот, среди людей, нарушающих все за­поведи по отношению к Творцу, так на­зываемых светских людей, немало до­брых, щедрых и сострадательных.

Верно. Это очевидные вещи, и отри­цать их не приходится. Остается только с ними разобраться. Есть определенное число людей, исполняющих заповеди «бейн адам ла-Маком» (между челове­ком и Б-гом), но не соблюдающих повеления, касающиеся межчеловеческих отношений. Прежде всего надо заметить, что просто «не соблюдающих» здесь не подходит. Может быть, иногда не соблюдающих, может быть, в чем-то не соблюдающих, может быть, не безупречных в этом соблюдении. Трудно представить себе человека, который соблюдает субботу и хотя бы не отделяет от своих доходов доли для бедных.

При этом такой человек живет «по привычке». С малых лет он был приучен молиться, соблюдать Шаббат и надевать тфиллин. При этом его не научили должным образом воздерживаться от нелицеприятных разговоров о ближнем, помогать другим людям и т. д. Ведь тот, кто по-настоящему служит Творцу, будет жить полноценной жизнью, соблюдая как заповеди, относящиеся к Б-гу, так и заповеди, относящиеся к отношениям с другими людьми. Сложно представить себе религиозного еврея, который соблюдает шаббат и кашрут на уровне самого Хафец-Хаима, однако игнорирует слова Торы, когда дело касается межчеловеческих отношений…

С другой стороны, есть добрые и чут­кие люди, которые не исполняют запо­веди между человеком и Б-гом. Эти люди, к сожалению, не знают о Все­вышнем и своих обязанностях по отно­шению к Нему. Правила поведения пере­шли к ним по наследству, как правило, из поколений, которые соблюдали и то, но вот вторую часть — правила служения Творцу — они не по­лучили. Вне всякого сомнения, когда такие люди узнают о Б-ге, они смогут достичь очень высокого духовного уров­ня.

Следует заметить, что достичь вер­шин в человеколюбии невозможно, не опираясь на серьезную основу и на осо­знанное намерение. Между поведени­ем чисто эмоциональным и сознатель­ным есть большая разница. Только сознательное поведение дает нам возможность двигаться от уровня к уровню. Почувствовать другого чело­века, как самого себя, и его боль, как свою собственную, невозможно без чет­ко определенной и поставленной перед собой задачи и без работы над собой. Эту задачу в виде множества разнооб­разных заповедей и ставит перед нами Тора. И только сердце, свободное от эго­изма, может служить со всей полнотой и Творцу.

Наш праотец Авраам поручил своему слуге Элиэзеру найти невесту для Ицха­ка, сына Авраама. Элиэзер нашел. Это была Ривка. Элиэзер вез для невесты разные подар­ки. Что же он подарил Ривке от имени жениха? Он надел ей на руку два золо­тых браслета, соединенных между со­бой. Каждый из них был весом в пять золотых монет. Эти браслеты должны были подсказать Ривке, в какой дом и в какую жизнь она войдет. Каким об­разом? Два браслета символизировали две скрижали, полученные Моше на горе Синай. Вес каждого браслета наме­кал на пять заповедей, начертанных на каждой из скрижалей, — всего, как вы знаете, Десять речений. Пять из них-ка­саются отношений между человеком и человеком, и пять — отношений между человеком и Творцом. И представляют они собой одно целое, как два подарен­ных Элиэзером соединенных браслета.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Перевод Торы на греческий язык — в чем проблема?

Рав Мордехай Райхинштейн

Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?

Где Тора?

Журнал «Мир Торы»

Постичь Творца в этом мире непросто. Но пользуясь правилами, которые были установлены нашими мудрецами, можно найти Его присутствие в будничной жизни.

Книга основ 7. Важность соответствующего настроя души при исполнении заповедей

Рав Йосеф Альбо,
из цикла «Книга Основ»

Заповеди Торы лишь тогда приносят исполняющему их человеческое совершенство или поднимают его на какую-нибудь ступеньку в нем, когда исполняются с должным намерением

Притчи Магида из Дубно 7. Награда за Тору

Магид из Дубно,
из цикла «Притчи Магида из Дубно»

Человек, которому перестали продавать товары в кредит, отправляется в большой город. Притча о нехватке места в чемодане.