Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рубашка Йосефа

Рав Реувен Пятигорский

Как реагировать на оскорбления

25 мая 2010, 07:27

Отложить Отложено

Что делать, когда вы слышите критику в свой адрес?

Вы, конечно же, не хотите разжигать ссоры, обещаете себе не отвечать на оскорбления. Однако услышав обидное слово, теряете контроль и, «возвращая огонь», усугубляете конфликт.

— Почему я опять сорвался? — сожалеете вы потом…

— Как реагировать на оскорбления? — спрашивает раввин и доктор Авраам Тверский, приводя в своей книге «Сотворим человека» (с. 191) поучительный диалог.

— Я больше не могу терпеть критики мужа, который упрекает меня в том, что я плохая мать и жена, — со слезами на глазах жаловалась пациентка доктору Тверскому. Несколько месяцев назад доктор вылечил ее от тяжелой болезни, которая мешала ей в прошлом выполнять свои обязанности в семье.

— На вашем лице уродливый шрам, — неожиданно произнес доктор.

— Что вы сказали?

— Шрам на вашем лице выглядит безобразно!

— У меня нет шрама.

— Вы обиделись?

— Нет, я удивилась.

— Вы не обиделись, потому что почувствовали, что в моих словах нет даже доли правды, — объяснил рав Тверский. — Конечно, неприятные замечания всегда раздражают. Если вы знаете, что выдвинутые против вас обвинения беспочвенны, они не задевают больно. Если слова мужа ранят вас, значит, в глубине души вы чувствуете, что его упреки справедливы. Ведь в последнее время вы не могли полноценно выполнять своих обязанностей в семье. Тем не менее, принимая во внимание вашу болезнь, вы делали все, чтобы быть хорошей матерью и женой. Поэтому вам не следует обижаться…

Чем ниже самооценка, тем болезненнее воспринимается критика в свой адрес. Страдающий комплексом неполноценности воспринимает упреки как личные оскорбления и, теряя над собой контроль, «возвращает» неприятные слова оппоненту.

Чем выше самооценка человека, тем труднее вывести его из себя. Не отвечая оскорблением на оскорбление, он проявляет не слабость, а силу.

«Скромен тот, кто молча терпит унижение», — пишет автор «Архот цадиким», приводя слова мудрецов о том, что «самый скромный из всех живущих на земле людей» Моисей смолчал, когда Мирьям упрекала его в присутствии Аарона (Бамидбар, 12; 1—3).

«Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания», — о них сказано: «… любящие (Всевышнего) будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей » (Шофтим, 5:31), приводит «Архот цадиким» слова Талмуда (Шаббат, 88).

Почему «скромнейший из людей Моисей» был одновременно величайшим пророком? Потому что настоящая скромность — это признак величия, выражение чувства собственного достоинства! Не следует путать скромность с парализующим ощущением собственной неполноценности, которое выражается в гордыне, стремлении возвысить себя, унижая других.

Осознание своих сил и достоинств вдохновляет человека на реализациюего потенциала и одновременно придает ему ощущение скромности, ведь в жизни очень многое нужно достичь.

Не несмотря, а благодаря своей скромности Моисей бесстрашно вступил в бой с Фараоном, упрекал весь еврейский народ за грех золотого тельца. Благодаря своей скромности Моисей нашел в себе силы промолчать, не отвечая на обидные слова Мирьям.

Моисей не только не ответил на обвинения Мирьям, но и молился о ее выздоровлении, когда она, в наказание за свои слова, заболела проказой. Это стало уроком для всех нас, заключает рав Зелиг Плискин в своей книге «LoveYour Neighbor (c. 345)», цитируя Ралбага (рабби Леви бен Гершон, 1288—1344 гг. ): «Если кто-то действовал против тебя и был за это наказан, ты должен сделать все, чтобы ему помочь»…

 

Книга рава Плискина «Love Your Neighbor»

Лишь скромный обладает силой воспринимать слова критики, извлекая из них столь необходимое для исправления конструктивное зерно. Друзья зачастую бояться сказать человеку правду, но обладающий великой скромностью и великой силой царь Давид был готов выслушать критику недругов: «Своими ушами слышу я желающих мне зла» (Псалмы 92:12)…

Теги: Тора, Самооценка, Оскорбление, Обида

Оставить комментарий

18 комментариев

gpollack, 24-05-2010 23:58:23

Ох, как правильно...

ответить         Ссылка на комментарий
sominsky, 25-05-2010 00:55:41

Очень странно. Меня как раз больше всего задевает беспочвенная критика, особенно когда оппонент глух к любым моим ответным логическим доводам и явным признакам эмоционального переживания. Не могли бы Вы объяснить этот феномен?

ответить         Ссылка на комментарий
sominsky, 26-05-2010 14:53:38

Пока ждала (и продолжаю с нетерпением ждать) ответа, в голову пришла вот какая мысль. Быть может, задевает даже не сама критика, а проявление недоверия к твоим словам (или поступкам)? Ведь когда критикуют несуществующий шрам, тут нет никакого признака недоверия (скорее сумасшествия - а тут уж не обижаться, а пожалеть нужно) критикующего. А вот когда тебя обвиняют в том, чего ты и не думал делать, или в том, что тебе совсем несвойственно, несмотря на все твои оправдания - это обижает именно в силу проявленного этим недоверия к тебе.

ответить         Ссылка на комментарий
Allka, 05-07-2012 22:13:13

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
CG, 25-05-2010 00:57:02

"Страдающий комплексом неполноценности воспринимает упреки как личные оскорбления"

КАК ИЗБАВИТСЯ ОТ КОМПЛЕКОВ НЕ ПОЛНОЦЕННОСТИ? ВЕДЬ ОНИ У ВСЕХ ЕСТЬ В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 25-05-2010 14:46:22

Отличный текст, спасибо.
Кстати, для заинтересованных: вчера на Толдот.ру в программе ТV прошел урок "Терпеть обиду". Он (сБп) будет доступен для копирования в начале след. недели.

Много на эту тему и в другом видео-уроке:
[URL=https://toldot.ru/tv/video/video_8957.html]"Обижать и обижаться"[/URL]
В частности, оттуда:
1. На оскорбление, направленное против чести и достоинства, можно ответить. Но лучше смолчать. А еще лучше – выкинуть такое оскорбление из сердца". (Меири)
2. Если обидчик просит прощения, стоит примириться с ним от всего сердца.
- Что означает "можно ответить"? Ровно столько, чтобы указать, что не следует себя так вести. Тут нет ничего общего с требованием подставить другую щеку.

ответить         Ссылка на комментарий
uri, 26-05-2010 10:46:33

полностью согласен.Ровно столько, чтобы указать! великий Шломо указывал что надо ответить дураку согласно его дури если одному и в правду можно указать на ошибку то для другого-Ровно столько, чтобы указать-надо взять Баааашую палку и.....(хотя ради торжества справедливости необходимо отметить что там-же -у Шломо-были написаны и прямо противоположные слова...)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 26-05-2010 21:26:30

Окей! Простой пример: есть правило не обижать людей. И есть человек, который приходит и учит безаппеляционно, что дураков надо бить палкой, дескать, так говорит Тора.
Что делать? Ответить ему, что он неправ (а это и называется ударить его палкой)? Или смолчав, оставить людей в неведенье? Ведь они могут подумать, что если авторы блогов Торы молчат, то коммент про дурь и палку - тоже имеет место быть. Проблема, однако.

ответить         Ссылка на комментарий
АврааМ, 25-05-2010 15:12:11

Оскорбления, обвинения и критика, о которых говорится в статье, не одно и то же. Но в целом получилось доходчиво, цельно и умно. Спасибо.
Особенно приятно ваше бережное отношение к источникам. Всё указано и приведено.

ответить         Ссылка на комментарий
Тургеневская девушка, 26-05-2010 17:39:42

Всё свалено в одну кучу. Непонятно, как можно читать и этого не замечать.
Ярким примером тому является последнее предложение.
В первой его части прослеживается мысль, что критика - вещь конструктивная,
и друзья не должны бояться критиковать Ведь на то они и друзья, чтобы говорить правду.
А заканчивается предложение иначе: критикуют те, кто желают зла, так не зря считал мудрейший "наш царь Соломон".
Теперь по сути всего текста.
Если человек действительно болен ( а не манипулирует окружающими, потому, что он попросту лодырь ),
то, конечно же он в праве рассчитывать на сочувствие, заботу и помощь близких, и они сделают всё от них зависящее, а иначе какие же это близкие? И кто же станет критиковать больного и слабого?
Но разрешено критиковать, увещевать, и даже позорить того, кто своими действиями открыто позорит сам себя.
Ведь бывает так, что липкий, противный страх просачивается человеку в мозг, овладевает каждой клеточкой и начинает руководить его действиями, полностью подчиняя его себе. И под действием этой могучей силы человек этот совершает подлость или предательство. Но плохим не нравится быть никому.И человек ищет себе оправдания. Ищет-ищет, наконец находит.
Успокаивается. Что же происходит дальше? А дальше он готов к новому предательству, потому что тот, кто совершил подлость один раз, совершит и во второй, и в третий.

Почему человек не отвечает на критику? Тут есть несколько причин:
1) Всё тот же страх. Например, когда критикует начальник или тот, от кого этот человек каким-то образом зависит.
Большинство предпочитает смолчать, рассуждая так: " Лучше не связываться - себе дороже".
2) Человек понимает, что всё, что говорят - правда. И гораздо удобнее, сделать вид, что не слышишь или что тебя это не касается
и т.д.

Думаю, что реагирует человек или нет на критику ни коим образом не связанно с тем, обладает он человеческим достоинством или нет. Эти понятия существуют "как бы параллельно"
Кто же такой : человек, обладающий достоинством?
На мой взгляд, это тот, кто
а) не боится сказать в глаза то, что думает ( это вовсе не значит, что надо каждому встречному-поперечному "резать правду-матку в глаза, потому что хотелось бы, чтобы человек был ещё умным и добрым, а посему, мужчина не должен обижать женщину, более сильный и облачённый властью - более слабого, взрослый - ребёнка, ну и т.д.)
б) не заискивает и не либезит ни перед кем
в) выполняет обещания, т.е. имеет на неделе всего одну пятницу, а не семь.
Одним словом, это человек, который живёт ПО УМУ И ПО СОВЕСТИ.

ответить         Ссылка на комментарий
michael u, 30-05-2010 22:49:50

рав Арье,насколько я помню : если тебя оскорбили (публично ? ) и ты не ответил -получаешь заслуги обидчика ? или это только про лойшен ойре ?

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 31-05-2010 01:21:06

Вы совершенно правы! Более того, тем, что человек не отвечает на оскорбления, он переворачивает проклятие в благословение, говорил рав Авигдор Миллер на своем уроке. Один русскоговорящий еврей из Одессы, который слышал это кассете, рассказал, что как-то ехал на нью-йоркском метро, и когда переполненный поезд неожиданно резко остановился, не удержался и толкнул впередистоящую женщину. Он тут же извинился, однако женщина начала его проклинать самыми бранными словами. Один религиозный еврей безуспешно пытался ее остановить. Тогда он повернулся и сказал на иврите: "Я воспринимаю ее проклятия - благословениями!"
Это было примером того, как изменив свой взгляд на происходящее, человек может сдержаться и не ответить.

ответить         Ссылка на комментарий
michael mode, 31-05-2010 23:04:44

яшар коах
это знание очень помогает
"лишние" заслуги мне не помешают
а свои зачем отдавать ?

ответить         Ссылка на комментарий
michael u, 30-05-2010 22:51:43

эта книга переведена ?

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 31-05-2010 01:22:48

Ее перевел рав Гедалия Спинадель, если я не ошибаюсь, то она называется
по-русски - "Если хочешь жить достойно"

ответить         Ссылка на комментарий
Тургеневская девушка, 01-06-2010 18:13:08

Если вы мало-мальски воспитанный человек, то никогда не станете отвечать на хамство в транспорте.
Если оскорбления идут от людей, облачённых какой-либо властью ( чиновников, полицейских, врачей , то надо понять, что эти люди обижены на судьбу и срывают зло на других. Возможно их самих били в детстве. Конечно, надо постараться уйти от такого общения.
Если ваш начальник «самодур» и грубость – это стиль его работы, необходимо запретить ему разговаривать с вами таки тоном, либо сменить место работы. Терпеть это нельзя!
Если же вас обидел, унизил человек, которого Вы считали близким, и душа ваша разрывается от боли, необходимо высказать свои чувства тому, на кого вы обиделись;
а тому, кто услышал критику в свой адрес, следует проанализировать свои поступки, задуматься и понять, чем же я обидел человека, что он так рассердился на меня? Конечно, это требует времени, а главное, затраты душевных сил.
Если же человек глух к вашим жалобам, и не реагирует на критику, то это характеризует его как жестокого человека,
Причём, чем выше, значительнее человек, тем внимательнее он должен относиться к своему поведению и к словам критики. Такой человек обязан выходить за пределы буквы закона, делая больше, чем требуется, в отношении других.

ответить         Ссылка на комментарий
alex, 13-08-2010 04:14:43

Девушка, давайте говорить чисто конкретно, а не темно абстракно – ведь здесь люди больше учатся, чем учат или не дай Б-г поучают! А вы – ой кажется конструктивно критикую вас? – вроде поучаете пространно, всеобъемлюще и тд! Вопрос был в одессите которого поносили ! Вы пишете -- мало-мальски воспитанный человек никогда не станете отвечать на хамство в транспорте.
А весь вопрос в том воспитанный чем? Торой? Моральным кодексом пионера? Оксфордом? И тд. Ведь «воспитанный человек» может подумать так – че это я буду с ней связываться, как слон с моськой – я ведь выше этого!
Оскорбляемый одессит дает нам урок ЧУДА – как пользоваться пассионарной ситуацией и превращать законную обиду в заслугу дар благословения! И дальше больше. Часть заслуги обижаемого может на Весах помочь и обидчику, во время его тяжкое, когда он воззовет и все обидимые от него отвернутся на Суде. И этим выполнится еще и мицва – полюби ближнего и поддержи падающего.

ответить         Ссылка на комментарий
Bekkatin, 08-07-2012 07:39:48

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий